Махмутова А. Х. Габдулла Буби в первые годы Советской власти

Известный просветитель, общественный деятель и педагог Габдулла Буби (1871-1922), вынужденный в 1913 г. эмигрировать в город Кульджа в Китайском Туркестане, после свержения царизма, в мае 1917 г. вернулся на родину с грандиозными планами восстановления в родной деревне знаменитого центра просвещения и образования – медресе Иж-Буби, обучения и воспитания интеллектуалов, всесторонне подготовленных для служения своему народу.
Мы погрешим против истины, если скажем, что Габдулла Буби встретил известие об Октябрьской революции с таким же восторгом, как и весть о свержении царизма. Но утверждать и обратное мы не можем. Скорее всего, как и многие из представителей татарской интеллигенции, он отнесся к этому событию если не благожелательно, то нейтрально. Дело в том, что многие деятели национального движения, в том числе и братья Буби, были уверены, что коренные вопросы будущего устройства России, в число которых они, без сомнения, включали и национальный, будет решать Учредительное собрание. Именно с ним они связывали самые большие надежды. К тому же, как, например, считал Садри Максуди, многие территории с компактным проживанием татар (в том числе и Троицк, где в 1917 / 18 учебном году преподавал педагог) до апреля 1918 г. не были большевизированы. «Большевики пока были очень осторожны в отношении к нашим гражданским и военным организациям. Банки и склады оружия охранялись солдатами-мусульманами. Большевики опасались мусульманских войск», – вспоминал он об этом времени.
К тому же и первые декреты молодой советской власти о мире, о земле, так же как и ее первые шаги в области национальной политики, вроде бы отвечали надеждам и чаяниям угнетенных народов. «Декларация прав народов России», принятая 2 ноября 1917 г., провозглашала равенство и суверенность всех народов, их право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, отмену всех и всяких национальных привилегий и ограничений. Хотя эти действия большевиков, несомненно, должны были импонировать участникам татарского национального движения, 20 ноября 1917 г. Совет народных комиссаров принял еще один документ, адресованный непосредственно мусульманам. Обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» призывало их поддержать советскую власть. В обращении разъяснялось: «Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов, Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».