Загидуллин И. К. Прошение Габдерашита Ибрагимова 1905 г.

Среди более пятиста петиций мусульман Волго-Уральского региона и Сибири, составленных на начальном этапе Первой русской революции 1905‑1907 гг. и адресованных в 1905 г. в Комитет министров, выделяется прошение Габдерашита Ибрагимова о принятии мер по улучшению социально-правого и экономического положения сибирских бухарцев. В своей «докладной записке» автор определил их ключевые проблемы, требующие неотлагательного решения, подкрепив свои суждения обличительными фактами из книги одного из главных идеологов сибирского областничества Н. М. Ядринцева «Сибирские инородцы, их быт и современное положение»: о злоупотреблениях местных властей, усилении фискального гнета, кризисе хозяйства бухарцев. В революционный 1905 г. прошение «бухарца» Ибрагимова прозвучало как политический меморандум с обвинением Российского государства в жесткой эксплуатации, нарушении прав собственности и игнорировании нужд и чаяний бухарцев, и требованием пересмотра правительственной политики в их отношении. Прошение Габдерашита Ибрагимова, содержащее аналитическую информацию и конкретные предложения, было по достоинству оценено чиновниками центрального ведомства: его текст был напечатан для рассмотрения в правительственных структурах.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
26.12.2019
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 4 2019
Ознакомительная часть статьи

Первая русская революция 1905‑1907 гг. выдвинула на публичное пространство страны новых общественных лидеров, которые сыграли выдающую роль в консолидации и повышении социальной активности народных масс, прежде всего национальной интеллигенции. Среди элит мусульманских народов России своей решительностью и харизматичностью выделялся Габдерашит Ибрагимов. В его многогранной общественно-политической деятельности в начальный период революции правомерно выделить несколько ключевых направлений.

Прежде всего, совместно с Ю. Акчурой он стоял у истоков консолидации элиты мусульманских народов и сыграл ключевую роль в подготовке Всероссийского съезда мусульман в Нижнем Новгороде в августе 1905 г. Принимал участие в чистопольском совещании мусульманских общественных деятелей 20‑22 мая 1905 г. Созвав в Казани в январе 1905 г. меджлис, Ибрагимов призвал воспользоваться благоприятной политической обстановкой и подавать в адрес правительства прошения о своих нуждах, фактически раскрутив «маховик» петиционной кампании мусульман. Выступал со статьями на злободневные темы в азербайджанской, русской и крымско-татарской периодической печати.

На его едкую заметку в газете «Каспий» (1905, 25 июня) с критикой петиции мусульман г. Казани от 28 января 1905 г., содержащей, главным образом, предложения о расширении религиозных прав и реформировании управления делами единоверцев, А. Сайдашев опубликовал ответную статью (Каспий. – 1905. – 5 августа). Переходя в наступление против его «обвинительного акта», казанский купец задал Ибрагимову прямой вопрос: если ходатайство казанских мусульман «ерунда», почему же сам Г. А. (псевдоним Габдерашита Ибрагимова. – И. З.) не представит своего ходатайства за мусульман?.

Оказывается, что до публикации своей критической заметки в газете «Каспий», со ссылкой на 7‑й пункт указа Николая II «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка» от 12 декабря 1904 г. и указ от 18 февраля 1905 г. «О возложении на Совет Министров, сверх дел, ему ныне подведомственных, рассмотрения и обсуждения поступающих на высочайшее имя от частных лиц и учреждений видов и предположений по вопросам, касающимся усовершенствования государственного благоустройства и улучшения народного благосостояния», ранее Г. Ибрагимов подал 15 апреля 1905 г. прошение, адресованное председателю Комитета министров, о принятии мер по улучшению социально-правового и экономического положения сибирских бухарцев.

Как известно, Габдерашит Ибрагимов родился в 1857 г. в сибирском городе Тара, где его предки являлись духовными лидерами местной общины. Его прадед Габдерашид (ахун с 1784 г.) руководил строительством городской каменной мечети, затем его сменил сын – ахун Ибрагим. Постройка мусульманского богослужебного здания в Таре явилась следствием интенсивных демографических и консолидационных процессов в среде бухарцев в городе и его округе. В частности, в конце XVIII – первой половине XIX вв. в данной местности появился куст приозерных поселений современного Большереченского района Омской области (Уленкуль, Яланкуль, Черналы и т. д.), основанных в большинстве своем бухарцами. Так сформировалось бухаро-мусульманское сообщество, духовенство религиозных общин которого было подведомственно ахуну г. Тары.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
На основе документов Государственного архива Республики Татарстан, в статье показано становление городского лесного хозяйства: от первоначально убыточного – до отдельной муниципаль
Экскурс в историю одного из самых известных джадидистских учебных заведений – медресе «Галия», подготовившего блестящую плеяду национальных кадров.
Основное внимание в статье уделено освещению фактов погромов усадеб, грабежей крестьянского имущества, усиления национальных конфликтов, массового потребления алкоголя и пр.
В статье идет речь об изменениях в районной сетке Татарской АССР во второй половине 1930‑х гг.
На основе документов из региональных архивов приводятся новые сведения о родословной семьи историка Михаила Георгиевича Худякова (1894-1936)
На примере известного просветителя Габдуллы Буби в статье идет речь о переходе татарских интеллектуалов на сторону Советской власти.