Лушников О. В. Евразийская идея на современном этапе: цивилизационный, геополитический и геоэкономический аспекты

В статье на основе источников рассматривается современное состояние Евразийской идеи как важного элемента российской общественно-­политической мысли на рубеже ХХ‑ХХI вв. Евразийская идея представлена во всей ее многогранности, как цивилизационная основа объединения единого географического, этнокультурного и политико-­экономического пространства Евразии. Выделены ее наиболее существенные аспекты как возможные решения для России и стран евразийского пространства в борьбе с вызовами в геополитике, экономике, демографии, культуре, вопросах безопасности и сохранения идентичности в условиях трансформации мировой политической системы в XXI в. Исследуются истоки Евразийской идеи в истории великих держав Евразии (Тюркский Эль, Великая Монгольская империя, Российская империя и СССР) и ее связь с «классическим» евразийством конца XIX – начала ХХ в. (И. Гаспринский, Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Г. В. Вернадский, Н. Н. Алексеев, Л. Н. Гумилев и др.). Рассматриваются особенности развития современного евразийства, его междисциплинарный характер, дается его классификация. Изучаются особенности актуальных идей евразийства в цивилизационном, геополитическом и геоэкономическом подходах. Выявлены актуальные составляющие евразийской идеи и тенденции ее развития как стратегической концепции устроения евразийского пространства. Обозначены перспективные аспекты евразийской идеи как «патриотического прагматизма», для эффективного применения во внешней (Евразийский экономический союз, Большое Евразийское партнерство, Шанхайская организация сотрудничества и др.) и внутренней политике (повышение эффективности системы государственного управления через механизмы регионализма и федерализма, предотвращение этнических и религиозных конфликтов в поликонфессиональных и многонациональных регионах) России.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
26.12.2019
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 4 2019
Ознакомительная часть статьи

Термин «Евразия» поначалу имел чисто географическое содержание. Так известный географ А. Гумбольдт назвал в ХIХ в. крупнейший на Земле материк. Позже «Евразию» стали понимать как историко-­культурную цивилизационную общность, «большое пространство», совокупность смежных территорий, населенных разными по своему происхождению народами, но в большой степени связанных между собой общностью исторических судеб, общими интересами, сходством культур.

Таким образом, Евразийская идея – идея цивилизационная, представляющая собой развивающийся во времени междисциплинарный комплекс концепций, трактующих сущность Евразии (в границах «Большой России» (Российской империи, СССР, СНГ)) как единство в многообразии, уникальный синтез народов, ее населяющих, обладающий устойчивыми особенностями в традициях государственности и культуры, превращающий Евразию в самостоятельный центр силы.

История показывает, что евразийская общность не миф, а выявляемая методами научного наблюдения объективная данность. Хотя и не некая константа, т. к. направление и интенсивность связей между составными частями Евразии заметно менялись в разные эпохи.

Для формирования евразийской историко-­культурной общности имелись существенные природные предпосылки. Значительную роль в деле перемещения людей, вещей и идей сыграл и протянувшийся от Дуная до Хингана сплошной пояс степей. Историческая Евразия не имеет жестко очерченных географических границ. В нее не входят Европа (к западу от Буга – Прута – Дуная), Индия и Индокитай, но эпизодически, частично, включаются Китай и Средний (и частично, Ближний) Восток.

За тысячелетия Евразия стала свидетелем массовых перемещений и смешений сарматов, аланов, хунну, тюрок, монголов, славян. На протяжении всей древней и средневековой истории, в среде евразийских народов складывались и преемственно закреплялись этнокультурные традиции, которые, имея различные истоки, постепенно формировали существенные особенности, в той или иной мере присущие всем евразийским этносам.

Наиболее интенсивно формирование такого рода стереотипов происходило в древнетюркское время, т. е. во второй половине 1 тыс. н. э., когда определялись оптимальные формы хозяйственной деятельности (кочевое и полукочевое скотоводство), в основном сложился комплекс материальной культуры (тип жилища, одежда, средства передвижения, пища, украшения и т. п.), приобрела известную завершенность духовная культура, социально-­семейная организация, народная этика, изобразительное искусство и фольклор. Наиболее высоким достижением периода Тюркского каганата (VI‑VIII вв.) стало создание тюркской рунической письменности, распространившейся со своей центральноазиатской родины (Монголия, Алтай, Верхний Енисей) до Придонья и Северного Кавказа.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
На основе документов Государственного архива Республики Татарстан, в статье показано становление городского лесного хозяйства: от первоначально убыточного – до отдельной муниципаль
Экскурс в историю одного из самых известных джадидистских учебных заведений – медресе «Галия», подготовившего блестящую плеяду национальных кадров.
Основное внимание в статье уделено освещению фактов погромов усадеб, грабежей крестьянского имущества, усиления национальных конфликтов, массового потребления алкоголя и пр.
В статье идет речь об изменениях в районной сетке Татарской АССР во второй половине 1930‑х гг.
Прошение Габдерашита Ибрагимова о принятии мер по улучшению социально-правого и экономического положения сибирских бухарцев.
На основе документов из региональных архивов приводятся новые сведения о родословной семьи историка Михаила Георгиевича Худякова (1894-1936)