Кузнецова Л. О., Федотова О. В. Архивная практика студентов в Государственном архиве Республики Татарстан

Архивная практика – одно из ведущих направлений деятельности архивных учреждений, призванное приобщить студентов и учащихся к навыкам самостоятельной исследовательской работы, воспитать уважительное отношение к документам, истории и прошлому своей страны и республики. В 2019 г. в Государственном архиве Республики Татарстан прошли архивную практику студенты Казанского федерального университета и Казанского строительного колледжа. Целью прохождения учебной практики являлось получение первичных профессиональных знаний и навыков, в том числе – ведения научно-исследовательской деятельности. По итогам исследования архивных документов студентами были подготовлены тематические перечни и исследовательские работы.
Тип статьи:
Краткое сообщение
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
26.12.2019
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 4 2019
Ознакомительная часть статьи

Аннотация

Архивная практика – одно из ведущих направлений деятельности архивных учреждений, призванное приобщить студентов и учащихся к навыкам самостоятельной исследовательской работы, воспитать уважительное отношение к документам, истории и прошлому своей страны и республики. В 2019 г. в Государственном архиве Республики Татарстан прошли архивную практику студенты Казанского федерального университета и Казанского строительного колледжа. Целью прохождения учебной практики являлось получение первичных профессиональных знаний и навыков, в том числе – ведения научно-исследовательской деятельности. По итогам исследования архивных документов студентами были подготовлены тематические перечни и исследовательские работы.

Abstract

Archival practical training is one of the priorities of archives' activity aimed at involving students in the development of independent research skills, promoting respect for documents, history, and past of our country and the Republic. In 2019 the State Archive of the Republic of Tatarstan has arranged archival practical training for the students of Kazan Federal University and Kazan Construction College. The objective of the practical training is obtaining primary professional expertise and knowledge, including carrying out scientific research. Following the study of archival documents, the students prepared thematic lists and research works.

Ключевые слова

Государственный архив Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по архивному делу, Казанский федеральный университет, Казанский строительный колледж, архивная практика.

Keywords

The State Archive of the Republic of Tatarstan, the State Archive-Keeping Committee, Kazan Federal University, Kazan Construction College, archival practical training.

В 2019 г. в ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан» была организована архивная практика для студентов. Ее прошли 64 студента второго и третьего курсов Института международных отношений Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», обучающихся по направлениям «История», «История тюркских народов», «Педагогическое образование», и 20 учащихся Казанского строительного колледжа, обучающихся по специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение».

Целью прохождения учебной практики являлось получение первичных профессиональных знаний и навыков, в том числе – ведения научно-исследовательской деятельности. На основании программы архивной (производственной) практики студентов был определен круг фондов для изучения по темам.

После проведения ознакомительной лекции об истории архивных учреждений республики, о проведении мероприятий, посвященных 100‑летию государственной архивной службы России и 100‑летию образования ТАССР, студенты приступили непосредственно к работе с источниками. В читальном зале они познакомились с «Единой архивной информационной системой Республики Татарстан» (ЕАИС РТ). Изучив принцип работы системы, практиканты самостоятельно открыли электронную опись документов нужного фонда и выбрали заинтересовавшие их дела.

Тема «Всемирный день театра», охватывала фонды Министерства культуры ТАССР, театра им. В. И. Качалова, театра им. Г. Камала, Театра оперы и балета.

Раскрытие темы «Детская повседневность» строилось на изучении фондов Татарского областного комитета ВЛКСМ, районных комитетов ВЛКСМ Татарской АССР, Наркомпроса ТАССР, Министерства образования РТ и фонда Казанского городского отдела народного образования. Данная тема состоит из широкого круга аспектов повседневной жизни детей ТАССР в период 1920‑2000‑х гг. Это пионерские сборы, летний отдых, новогодние праздники, занятия спортом, культурный досуг и т. д. Некоторые ребята впервые узнали о таких общественных организациях, как комсомол и пионерия. Вероятно, в связи с этим обстоятельством, большинство выявленных документов связаны с деятельностью пионерских организаций: отчеты пионерских сборов, работа Дома пионеров, пионерских лагерей и т. п.

Третья тема – «100‑летие министерства финансов» – охватила фонды Казгубфинотдела, Министерства финансов ТАССР и РТ.

Также для изучения студентам был предложен фонд № 94 «Торгово-промышленное общество Алафузовских фабрик и заводов г. Казани». Общество было основано в 1865 г. и вскоре вошло в число лучших в текстильной промышленности Поволжья, Урала и Сибири. В его состав входили: льнопрядильная и ткацкая фабрики, два кожевенных завода, кузница, пекарня и другие мастерские. Архивный фонд общества насчитывает 4 514 единиц хранения за 1871‑1918 гг. Состав документов весьма разнообразен: журналы заседаний правления общества, отчеты о деятельности, сведения об участии в выставках, материалы о несчастных случаях и др.

На сегодняшний день архивный фонд «Торгово-промышленное общество Алафузовских фабрик и заводов г. Казани» еще не прошел оцифровку, и студенты получили возможность работать с подлинными документами. Документы вековой давности вызвали большой интерес у учащихся. Однако, при их изучении возникли определенные трудности: не все могли прочесть рукописный текст, не понимали стилистику речи конца XIX – начала XX вв. И как следствие, не могли правильно понять содержание документа.

По тематике большинство студентов выбрали дела, связанные с несчастными случаями на производстве, а также попытались проанализировать состав рабочих фабрик Алафузова по половому и возрастному признаку.

По итогам исследования архивных документов студентами КФУ были подготовлены тематические перечни, студентами Казанского строительного колледжа – исследовательские работы.

В целях стимулирования использования архивных документов в исследовательской деятельности, Государственным комитетом Республики Татарстан по архивному делу и Государственным архивом Республики Татарстан был организован и проведен Конкурс научных работ на соискание стипендии Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу в 2019 году.

Победителями Конкурса среди студентов Института международных отношений Казанского федерального университета стали:

1 место – Хазиахметова Рания Равилевна;

2 место – Борисов Артем Владимирович;

3 место – Тугушева Рузалия Гайязевна.

Победителями среди студентов ГАПОУ «Казанский строительный колледж» стали:

2 место – Попова Светлана Сергеевна, Колесникова Ирина Алексеевна;

3 место – Михалева Наталья Геннадьевна, Терентьева Альбина Юрьевна, Мошков Адель Ильдусович.

В результате 12 студентов КФУ и 5 учащихся Казанского строительного колледжа стали стипендиатами Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу.

Студентам оказалась очень близка заявленная тема «Детская повседневность». По ней были подготовлены такие исследовательские работы, как «Голод на территории ТАССР в 1921‑1922 гг.», «Ликвидация неграмотности и малограмотности допризывной молодежи в 30‑е годы XX века», «Контроль НКВД над образовательными учреждениями ТАССР в конце 30‑х годов XX в.».

Также отдельный комплекс исследовательских работ связан с изучением деятельности детских домов в первые годы Советской власти – вплоть до 1940‑х гг. Вместе с тем, привлекались и документы 1960‑1970‑х гг. Обращалось внимание на финансирование учреждений образования, обеспеченность детских садов и яслей инвентарем и канцелярскими принадлежностями и др.

Среди работ выделяется исследование студентки второго курса Казанского строительного колледжа по специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение» С. Поповой «Голод на территории ТАССР в 1921‑1922 гг.» (руководитель работы Р. В. Михайлова). Автором проработан большой круг источников, студент цитирует целый ряд архивных документов, большое внимание уделяя статистике. Были изучены материалы таких фондов, как Центральная комиссия помощи голодающим при ТатЦИКе, Комиссия по улучшению жизни детей при ТатЦИКе, Народный комиссариат просвещения ТАССР. Работа содержит сноски на цитируемые источники, структурирована и эмоционально наполнена. «Изучая подлинные документы в архиве, я прониклась историей того времени, прикасаясь к ним, я пропускала через себя все чувства и эмоции, которые ощущали люди, писавшие их. У меня возникли потрясающие эмоции, от того, что сегодня я имею возможность смотреть на документы столетней давности», – пишет Светлана Попова.

Содержательно не менее интересна и работа А. Мошкова «Контроль НКВД над образовательными учреждениями ТАССР в конце 30‑х годов XX в.» (руководитель работы Р. В. Михайлова). Автор использует многочисленные характеристики на учителей из фонда Наркомпроса ТАССР: «Заведующий начальной школой в дер. Ямашево, Кзыл-Юлдузского района Алексеев Алексей Алексеевич является сыном старосты кулака». «В НКВД составлялись списки на педагогических работников. В учетной форме была дополнительная графа под названием “что еще известно”. В ней, например, есть такая запись: “Есть слухи о том, что она имеет переписку с сестрой, которая неизвестно в каком государстве”».

«Судя по этим историям, опасным для учителя могло стать его социальное происхождение, пол, фамилия, действия ближайших родственников, слова, высказанные в личной беседе и др.», – делает вывод автор.

Работы в целом выполнены на высоком научном уровне. Студенты показали хорошие навыки самостоятельной поисковой работы, изучения источников и литературы.

По итогам исследования архивных документов, студенты Казанского федерального университета представили тематические перечни, в которых, помимо даты, заголовка документа, поисковых оснований (фонд, опись, дело, листы), давалась краткая аннотация к документу. Были подготовлены тематические перечни по истории театров Татарии за 1917‑1918, 1954‑1964 гг., истории театра им Г. Камала за 1951‑1957 гг., 1965‑1985 гг. и др. Студенты обращали внимание на то, как изменяется жизнь театров со сменой режиссеров, их репертуар, отражение в нем событий современности.

Не менее интересны и содержательны перечни, представленные по истории министерства финансов республики. Возможно, это связано со спецификой документов – небольшим текстовым материалом с превалированием цифровых показателей. Но и здесь студенты сумели обратить внимание на характерные веяния эпохи, в частности, финансирование сферы здравоохранения в годы перестройки, проблемы выплаты заработной платы медицинским работникам, например, хищение денежных средств и борьбу с этим, усиление работы по совершенствованию организации управленческого аппарата.

В целом, первый опыт организации практики в таком формате можно назвать положительным. Выявленные студентами архивные документы будут использованы в плановой работе сотрудников Государственного архива РТ при подготовке выставок и публикаций. Студенты, в свою очередь, получили навыки работы с архивными документами, повысили уровень знания отечественной истории.

 

Сведения об авторах

Кузнецова Людмила Олеговна, кандидат исторических наук, начальник отдела по исполнению тематических запросов Государственного архива Республики Татарстан, e-mail: lyudmila.kuznecova@tatar.ru.

 

Федотова Ольга Викторовна, заведующий сектором публикации Государственного архива Республики Татарстан, e-mail: fedotova.olga@tatar.ru.

 

About the authors

Lyudmila O. Kuznetsova, Candidate of Historical Sciences, Head of Thematic Inquiry Department, the State Archive of the Republic of Tatarstan, e-mail: lyudmila.kuznecova@tatar.ru.

 

Olga V. Fedotova, Head of Publications Department, the State Archive of the Republic of Tatarstan, e-mail: fedotova.olga@tatar.ru.

 

В редакцию статья поступила 09.11.2019, опубликована:

Кузнецова Л. О., Федотова О. В. Архивная практика студентов в Государственном архиве Республики Татарстан // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2019. – № 4. – С. 187-191.

 

Submitted on 09.11.2019, published:

Kuznetsova L. O., Fedotova O. V. Arhivnaya praktika studentov v Gosudarstvennom arhive Respubliki Tatarstan [Archival practical training for students in the State Archive of the Republic of Tatarstan]. IN: Gasyrlar avazy – Eho vekov, 2019, no. 4, pp. 187-191.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
На основе документов Государственного архива Республики Татарстан, в статье показано становление городского лесного хозяйства: от первоначально убыточного – до отдельной муниципаль
Экскурс в историю одного из самых известных джадидистских учебных заведений – медресе «Галия», подготовившего блестящую плеяду национальных кадров.
Основное внимание в статье уделено освещению фактов погромов усадеб, грабежей крестьянского имущества, усиления национальных конфликтов, массового потребления алкоголя и пр.
В статье идет речь об изменениях в районной сетке Татарской АССР во второй половине 1930‑х гг.
Прошение Габдерашита Ибрагимова о принятии мер по улучшению социально-правого и экономического положения сибирских бухарцев.
На основе документов из региональных архивов приводятся новые сведения о родословной семьи историка Михаила Георгиевича Худякова (1894-1936)