Альпин Ю. А., Ежова С. А. «Тяжелы были наши первые шаги…»: Н. Н. Парфентьев и организация рабочего факультета Казанского универс

Провозгласив ликвидацию неравенства в образовательной сфере, советская власть распахнула двери вузов перед широкими массами населения. В соответствии с декретом СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения», была предоставлена свобода поступления в высшую школу для всех лиц, достигших 16 лет, без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой‑либо другой школы. Осенью 1918 г. в Казанский университет было зачислено 4 935 человек. Университетские коридоры заполнила самая разношерстная публика, среди которой можно было встретить студентов, не знающих таблицы умножения и элементарно неграмотных. На 1 января 1919 г. в университете обучался 6 171 студент, из них на математическом разряде факультета значилось 760 человек. Однако уровень общеобразовательной подготовки большинства был настолько низким, что высшее образование как было, так и оставалось для них недоступным. Большинство поступивших слабо подготовленных студентов вскоре перестали посещать занятия. Для исправления ситуации было принято постановление об открытии при учебных заведениях и в качестве самостоятельных учреждений вечерних курсов по подготовке в высшую школу. Весной 1919 г. такие подготовительные курсы начали работу при Казанском губернском отделе народного образования.
Постановление Наркомпроса «Об организации рабочих факультетов при университетах» от 11 сентября 1919 г. также было нацелено на решение задачи подготовки рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в университеты и вузы страны. Это постановление вменяло в обязанность всем вузам не позднее 1 ноября открыть рабочие факультеты. На заседании Совета Казанского университета 24 сентября 1919 г. во временное бюро по организации рабфака от профессорско-преподавательского состава и студенчества были избраны: профессор чистой математики, декан физико-математического факультета Н. Н. Парфентьев и студент факультета общественных наук М. К. Корбут. От губернского отдела народного образования позднее в состав был включен Е. И. Зарницын. Через десять лет В. И. Пономарев, бывший в то время завучем рабфака, написал об этом: «Состав организационного бюро был подобран вполне удачно, и соответствовал той задаче, какая была ему поставлена. Проф[ессор] Парфентьев, математик по специальности, хотя и принадлежал к беспартийной профессуре, но уже и тогда он выгодно выделялся из ее среды, в большинстве своем реакционно настроенной и встречавшей организацию рабфака в стенах университета с нескрываемым недоверием и ненавистью. Несмотря на свое несколько своеобразное, идеалистическое понимание в то время задач рабфаков, проф[ессор] Парфентьев являлся тогда и ныне является вполне искренним и активным защитником рабочих факультетов как фактора сближения труда и науки». Идеалистическое понимание задач рабфаков, в котором его упрекнул автор, заключалось в том, что будучи представителем демократической части русской интеллигенции дореволюционного образца с присущим ей чувством долга и виртуальной вины перед народом за свою образованность, он видел и приветствовал в рабфаке, прежде всего, проводника высшего образования к хижинам «мозолистых рук».