Т. Н. Галиуллин. Татарские баиты как исторический источник

Удивительно многообразен и богат жанровый состав татарского народного творчества, где рядом с мифологией, волшебными и бытовыми сказками, пословицами и поговорками, проникновенными лирическими песнями, вобравшими в себя народную мудрость, бьется «сердце» баитов – сугубо национального жанра, в котором, наряду с отражением трагедии отдельной личности, находит художественное освещение история государств: катаклизмы, большие и малые войны, в которых участвовали и представители татарского народа. То есть, по баитам можно представить всю историю нации с древнейших времен до наших дней.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
26.10.2020
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3 2020
Ознакомительная часть статьи

Баиты, присущие в основном лишь татарскому народному творчеству, как живая, поэтическая память нации, передаваемые из поколения в поколение, освещают не только жизнь и быт, но и историю государственности, судьбу узнаваемых и простых людей. «Жанр баита, как правило, объединяет произведения, сочиняемые их создателями по поводу исторических событий, и из ряда вон выходящих исключительных фактов».

В сюжетной основе почти всех баитов лежит трагедия исторической или простой личности, вовлеченной в круговорот исторических событий. Отражающие большие и малые исторические события, внимательностью к судьбе, смерти самых обыкновенных людей баиты являются ценным духовным наследием. Ибо «древняя история татарского народа и его предков полна трагических событий и коллизий».

Посвятившая всю свою жизнь собиранию и изданию образцов народного творчества Ф. В. Ахметова-Урманче в своем сборнике «Татарский эпос – баиты» «убедительно доказывает на конкретных примерах поэтического творчества татарского народа, что традиционные баиты историчны, и в смысле сочинения по горячим следам, и посвящением их историческим событиям и лицам».

В освещении исторических, чаще всего трагических событий, прослеживается определенная цикличность и конкретность во времени и пространстве.

Так, история булгарско-татарской государственности слабо освещена в официальных или письменных документах. Вследствие бесконечных войн, противостояний, исчезали, гибли государства, а победителями все данные официальной историографии уничтожались или вывозились. На помощь исследователям приходит искусство, Орхоно-Енисейские письмена, булгарские развалины, великая поэма начала ХIII в. «Кыйссаи Йосыф» Кул Гали, конечно же, устное народное творчество, и прежде всего баиты, отразившие не только величие и гибель татарских ханств, но и участие представителей нашего народа во всех военных операциях Российской империи, в выступлениях, бунтах за свободу и равенство.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
Поздравление председателя Государственного комитета Республики Татарстан по архивному делу Г. З. Габдрахмановой к 25-летию журнала
Слово редактора Ф.Л. Гумарова к 25-летию журнала
Экскурс в историю журнала «Гасырлар авазы – Эхо веков» и пожелания редакции от автора
Воспоминание о первом редакторе и основателе журнала «Гасырлар авазы – Эхо веков» Дамире Рауфовиче Шарафутдинове
В статье представлены вехи биографии и творческой деятельности пионера советского краеведения в Набережных Челнах Анатолия Григорьевича Дубровского (1932-2019)