И. И. Юрганова. «Обязуемся исполнять христианские обязанности»: из истории взаимоотношений потестарной элиты и РПЦ в Якутии

В имперский период истории Российского государства правительственные акты в отношении окраин империи, в большинстве были ориентированы на взаимодействие государственного административного управления с традиционными органами управления населения. Властные структуры стремились включить нерусское население в организованную государственность как составную часть российской цивилизации, используя, в том числе, и политику сотрудничества с потестарными элитами. В целом, сотрудничество с родоплеменной знатью стало частью государственного управления, когда русские элитные страты традиционно взаимодействовали со своими иноэтничными коллегами.
С 1720-х гг. начинается переход правительственной политики от невмешательства во внутреннюю жизнь народов Сибири к юридическому определению их правового положения: дальнейшая разработка прав и обязанностей ясачных, правовое регулирование власти и должностей родоначальников, направленное на унификацию и интеграцию местных сообществ в общероссийский социум и государство. Вводится механизм перехода от прямого управления инородцами к косвенному (через приказчиков и сборщиков ясака), когда часть административных и судебных функций передавалась местной родоплеменной элите. Центральная власть была заинтересована в стабильности окраин, и правительственная политика в Якутии была направлена на сохранение и увеличение численности местных жителей, так как ясакоплательщики обеспечивали доходы государства. Помимо этого, поиск мирных путей взаимодействия с местным населением обуславливался и малочисленностью русских вооруженных сил на восточных рубежах государства.
Появление православия в Якутском крае связано с его вовлечением в сферу интересов Русского государства, и исследование истории церкви предоставляет возможности расширить научное представление об интеграции отдаленных регионов империи в выполнении общегосударственных задач. Очевидно, что переходить в православие язычникам было проще, чем представителям монотеистических религий, что находит объяснение в мирном характере христианизации; и исторические источники, и народные предания не сохранили упоминаний о восстаниях и мятежах, направленных против крещения. Принявшие христианство получали возможность быть допущенными на государеву службу, что способствовало возникновению симбиоза русских начал и местных обычаев. Некрещеный инородец считался ненадежным подданным государя и, в свою очередь, неофиты, пополняя отряды служилых людей, участвовали в освоении края.