Продвижение Русского государства на восток было завершено в XVII столетии, после чего высшая государственная власть начала устанавливать на присоединенных территориях судебную власть и фискальный порядок. Расширение границ и вовлечение в состав государства новых подданных привело к кардинальным переменам в жизни народов, встречавших на своих землях русских пришельцев и сталкивавшихся с иной политической системой и религией. Данный процесс, безусловно, являлся кризисным явлением, так как прекращали действовать привычные жизненные модели и ориентиры, но в фольклоре народов Якутии установление иного государственного порядка оценивается прагматично, как возможность прекращения междоусобных распрей и гарантия защиты от врагов. В публикации на основе впервые вводимых в научный оборот исторических источников, отложившихся в фондах Национального архива Республики Саха (Якутия), рассматриваются примеры сотрудничества якутской родоплеменной знати и православного духовенства в начале XIX в., когда родоначальники добровольно брали на себя обязанности по контролю за соблюдением христианских обязанностей своих земляков. На основании публикуемых документов очевидны особенности распространения православия на восточной окраине империи, выражавшиеся, в том числе, и в корреляции обязанностей священнослужителей. Сделан вывод о мирном характере христианизации края и значимости сотрудничества Русской православной церкви, как представителя русской государственности, с местной родоплеменной знатью.