И. К. Загидуллин. «Записка» Исмаила Гаспринского 1910 г.

В Таврической губернии после издания в 1831 г. «Положения о Таврическом магометанском духовном правлении и порядке отправления подлежащего ведению его дел» крымско-татарское духовенство было официально признано привилегированным сословием. С 1848 г. на звания хатибов, имамов, муэдзинов и других мечетских служителей могли быть избраны только сыновья служащего духовенства по происхождению. Однако российские реалии вносили свои коррективы в правительственные директивы. Из-за малочисленности наследственного духовенства после нескольких волн эмиграции крымских татар в Османское государство и нестремления большинства сыновей имамов посвятить себя религиозно-общественной деятельности в Таврической губернии сложилась практика определения к приходским духовным должностям лиц податного сословия. Ходатайство Таврического магометанского духовного правления (ТМДП) о назначении избранного прихожанами в установленном порядке лица из мещанского или крестьянского сословий после его испытания в знании основ ислама удовлетворялось местным губернским правлением с оговоркой: определить временно, до избрания на эту должность лиц духовного звания. В действительности «временное» исполнение пастырских обязанностей продолжалось несколько десятков лет. В условиях игнорирования правительством давно назревшей проблемы такая форма утверждения на духовные должности являлась единственным выходом из ситуации, и устраивала и губернские власти, и прихожан.