Вступление в войну заставило советское государство сосредоточить все имевшиеся ресурсы на отражении германской агрессии. Однако даже в самые тяжелые моменты боевых действий в СССР не прекращали функционировать учебные заведения. Для обеспечения их непрерывной работы необходимы были совместные усилия власти и социума. Изучение опыта взаимодействия управленцев и педагогического сообщества в годы Великой Отечественной войны на примере Калининской (ныне Тверской) области является целью данной публикации. Указанная тема недостаточно освещена региональными историками, и обращение к архивным документам помогает дополнить современные представления о событиях тех лет. Основой статьи стали документы Калининского обкома ВКП(б), хранящиеся в фондах Тверского центра документации новейшей истории. Материалы отдела школ, областного и городского отделов народного образования позволяют проследить, как влияло приближение линии фронта на работу образовательных учреждений. Многие школьные помещения оказались заняты различными организациями и службами, не хватало топлива, учебников, школьных принадлежностей. Острота кадрового вопроса заключалась не только в дефиците учителей, но и в том, что значительное количество педагогов не имели соответствующего образования. В статье показаны решения центрального и областного руководства, принимаемые в рамках организации и обеспечения процесса всеобуча. Особой заботы властей требовали районы, подвергшиеся временной оккупации. На восстановительные работы выделялись значительные средства, однако степень разрушений была такова, что их оказывалось недостаточно. Добиться заметного улучшения материально-бытовых условий жизни педагогов не удалось также из-за отсутствия ресурсов на местах. Находясь в сложной ситуации, школьные учителя, сотрудники Калининского областного института усовершенствования учителей, преподаватели педагогических училищ проявили терпение, способность к взаимопомощи, участию в общественных делах, понимание личной ответственности за свою работу.