Д. А. Мустафина. К вопросу о соблюдении норм сенатского указа от 22 июня 1744 г.

Времени правления Елизаветы Петровны свойственен, как известно, возврат к политической линии, проводившейся правительством Петра I. Возобновление прежнего курса проявилось, в частности, и в усилении внимания к религиозной жизни, преследовании старообрядцев, содействии миссионерской пропаганде среди неправославного населения и активизации политики христианизации. Историки, обращавшиеся к изучению российского законодательства XVIII столетия, сходятся в том, что 40-50-е гг. стали кульминационным периодом политики религиозной унификации народов Волго-Уральского региона. Правительство прибегало к различным мерам и способам для реализации унификаторских устремлений в мировоззренческой сфере. В литературе указывалось, что ужесточение курса христианизации привело к различным результатам: к массовому переходу в православие языческих народов, к утверждению в вере большинства мусульман, к активной миграции населения в юго-восточные и восточные районы, к протестному движению. Последнее выражалось в переходе определенной части языческих народов в ислам, в оказании открытого сопротивления миссионерам, в подаче челобитных о возвращении в ислам новокрещенами и т. д. Отмечалось также, что процесс распространения христианства в Российской империи продвигался главным образом вследствие крещения языческого населения и слабо затронул мусульманское население, что смена веры часто носила внешний характер, ибо новокрещены продолжали придерживаться традиционных языческих верований. Признавая аргументированность и правомерность подобных утверждений, следует заметить, что результаты распространения христианства в российском обществе XVIII в. вряд ли резонно относить лишь к двум полюсам, выделяя вынужденно принявших христианство и убежденных поборников мусульманства. В реальном мире «палитра» поступков людей не может быть строго заданной и определенной. Ведь наряду с теми, кто был крещен против воли, были те, кто пытался выжить, приспособившись к изменившимся условиям: под давлением обстоятельств принимал христианство, но лишь для виду, оставаясь приверженцем традиционного верования, язычества или ислама, а также были те, кто переходил в православие добровольно.