Бушуева Л. А. Сельские обыватели Казанского края глазами уездного доктора

Изучение истории и культуры народов Поволжья и Приуралья продолжает оставаться в числе актуальных тем научных исследований. В качестве исторических источников специалистами по этой проблематике до сих пор особенно активно используются так называемые путевые заметки или записки путешественников. Так, востребованными остаются сочинения профессора Казанского университета К. Ф. Фукса, краеведа К. Г. Евлентьева, к этому же жанру исследователи причисляют и произведение известного русского писателя В. А. Соллогуба «Тарантас: путевые впечатления»1.
Казанским историком Халидой Багаутдиновой в отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского КФУ был выявлен еще один интереснейший источник, который можно отнести к этому же жанру. Это путевые заметки Николая Александровича Толмачева (1823-1901), занимавшего должность Козьмодемьянского уездного врача, а также врача больницы Приказа общественного призрения г. Казани, написанные им в ходе служебных командировок в Лаишевский, Спасский, Мамадышский, Козьмодемьянский уезды Казанской губернии в 1848‑1850 гг. В отличие от авторов вышеупомянутых записок путешественников, Н. А. Толмачев не был выходцем из аристократического рода и столичным чиновником, как В. А. Соллогуб, или представителем университетской коллегии, как К. Ф. Фукс (преподавателем Казанского университета он станет только в 1875 г. – Л. Б.). Н. А. Толмачев являлся практикующим врачом, работавшим с разными слоями сельского и городского населения. Профессиональная деятельность автора и определила своеобразие этих записок среди текстов путешественников.
В середине XIX в. врачи представляли собой довольно многочисленную группу государственных чиновников Российской империи. Их подготовкой занималось Министерство народного просвещения на медицинских факультетах университетов, а последующий надзор за их деятельностью осуществляло Министерство внутренних дел. Непосредственным распределением врачей по местам службы занимались врачебные управы, подчинявшиеся губернаторам. Эти органы управления в сфере медицины должны были заниматься кадровой работой, собирать медико-топографические сведения, данные о санитарном состоянии уездов, принимать противоэпидемические меры, организовывать оспопрививание, готовить отчетную документацию для губернатора и многое другое. Поэтому вышестоящее начальство требовало от врачей не только лечить население, но и собирать информацию об условиях жизни больных, их укладе и быте и даже о природных ресурсах края для того, чтобы вовремя выявлять социальные и природные причины массовых болезней, а также принимать меры по их предотвращению и распространению. Собранные сведения обычно оформлялись врачами в медико-топографические описания, которые были очень востребованы чиновниками Министерства внутренних дел2.
Рассматриваемый нами документ, конечно, не относится к медико-топографическим описаниям. Однако, судя по характеру содержания, эти заметки вполне могли быть подготовительной частью такого исследования. Здесь имеются подробные статистические данные о количестве заболевших в 1848‑1850 гг. холерой по разным уездам губернии (с. 24), таблицы, в которых представлен состав населения ряда сел и деревень (с. 23), информация об урожайности и характере питания крестьян (с. 35), благоустройстве их жилищ (с. 43), описание местных обычаев и нравов и другие сведения, которые обычно включались в медицинскую отчетную документацию того времени. В связи с этим несколько спорным представляется утверждение составителя сборника о том, что информация, собранная Н. А. Толмачевым, не представляла большого интереса для современников (с. 10). На наш взгляд, именно такой характер сведений и требовало Министерство внутренних дел от медиков в первой половине XIX в. Впрочем, данное замечание лишь подчеркивает значимость выявленных и опубликованных Халидой Багаутдиновой путевых заметок Н. А. Толмачева как источника по истории крестьянства Среднего Поволжья рассматриваемого периода.
Следует отметить, что составитель издания сумел сохранить максимум от первоисточника. В тексте документа сохранено авторское написание слов и стилистика, при этом неясные по смыслу части текста обозначены в примечании. Публикация снабжена обширными и подробными комментариями, имеет полный географический указатель, что позволяет читателю свободно ориентироваться в тексте документа. Рецензируемый сборник содержит обстоятельную вступительную статью с подробными сведениями о жизни и этапах карьеры Николая Александровича Толмачева как на врачебном поприще, так и на службе в стенах Казанского университета. Несомненно, «Путевые заметки Н. А. Толмачева о жизни и быте крестьян Казанской губернии в середине XIX в.» вызовут интерес не только у специалистов, но и у всех интересующихся историей и культурой нашего многонационального региона.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Рафикова Г. Э. Путевые заметки первой половины XIX в.: татары Казанской губернии глазами путешественников // Историческая этнология. – 2018. – Т. 3. – № 1. – С. 81‑89.
2. Вишленкова Е. А., Гатина З. С. «Изложить предмет сциентифически»: русские врачи и их полевые исследования (первая половина XIX в.) // Российская история. – 2015. – № 3. – С. 154‑169.