Шарафутдинов Д. А., Хайрутдинов Р. Р. Геральдические символы Татарстана

Статья посвящена истории создания и становления деятельности Геральдического совета при Президенте Республики Татарстан. Подробно охарактеризованы этапы создания нормативной базы и работа по разработке государственной регистрации официальных символов муниципальных образований Республики Татарстан.
Рубрика:
Тип статьи:
Обзорная аналитическая статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
15.05.2012
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1/2 2012

Геральдические символы Татарстана

Геральдический совет при Президенте Республики Татарстан был создан 10 января 2002 г. Предпосылками создания этого экспертно-консультативного органа стала насущная потребность в осуществлении единой государственной политики в геральдической сфере. Было очевидно, что геральдика, будучи в широком смысле наукой, изучающей гербы и историю символики, является и важной областью государственного регулирования, значимым воспитательным ресурсом общества.

Одним из главных направлений деятельности Геральдического совета стало обеспечение работы по созданию и использованию официальных символов городов и районов Республики Татарстан. Согласно ст. 9 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные образования вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности. Закон установил также требование государственной регистрации символов муниципальных образований, чтобы исключить появление полностью идентичных символов у разных муниципальных образований.

Был изучен, проанализирован и обобщен практический опыт Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, геральдических комиссий ряда субъектов РФ. Тогда же были налажены связи с общественными геральдическими организациями страны, в том числе — Союзом геральдистов России, Русской геральдической комиссией, Всероссийским геральдическим обществом, ведущими учеными в области геральдики, представителями предприятий, специализирующихся на разработке и изготовлении геральдической продукции.

Важной составляющей деятельности Геральдического совета при Президенте РТ в начальный период явился анализ нормативно-правовых актов и методической литературы по вопросам государственного регулирования геральдической сферы в РФ. Это позволило активно включиться в работу по формированию соответствующей нормативно-правовой базы Республики Татарстан. Результатом стали разработка проектов и обсуждение ряда документов, среди которых особое место занимает «Концепция государственной политики Республики Татарстан в области геральдики».

В основу концепции были положены принципы, связанные с осознанием роли и места геральдики как составной части историко-культурного наследия Республики Татарстан, ориентирующие на создание целостной системы государственного регулирования геральдической сферы. В ней подчеркнуты преемственность и единство государственной геральдической политики на федеральном, региональном и местном уровнях, а также необходимость учета исторических и национально-культурных традиций при учреждении и создании официальных символов и отличительных знаков в Республике Татарстан.

Завершив этап своей деятельности по созданию нормативной базы, в последующем Геральдический совет приступил к практической реализации положений Указа Президента Республики Татарстан по созданию, регистрации и учету официальных символов Республики Татарстан. В то время лишь два района Татарстана — Зеленодольский и Бавлинский — имели официально утвержденные гербы (внесены в Государственный геральдический регистр РФ в 1998 и 2001 гг. соответственно). Первым шагом в практической деятельности Геральдического совета стало обеспечение работы по созданию и использованию официальных символов муниципального образования г. Казани.

Вопрос о геральдических символах Казани приобрел особую значимость в преддверии юбилея города — 1000-летия со дня его основания, а также в связи с принятием Закона Республики Татарстан «О границах территорий и статусе муниципального образования города Казани» и Устава города Казани.

Историками, археологами, филологами, искусствоведами в архивах и музеях были выявлены исторические документы, служащие обоснованием геральдических символов Казани. Были инициированы мероприятия по обсуждению вопросов символики Казани в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ и Институте языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ.

Казань имела исторический герб, поэтому правильнее было говорить не о возрождении или восстановлении исторического герба города, а о восстановлении его употребления или обращении к историческому гербу. Герб с изображением Зиланта соответствовал историческим культурным традициям народов Татарстана и символизировал богатую древнюю историю столицы Республики Татарстан. В качестве флага г. Казани предлагалось принять классический гербовый флаг, т. е. флаг с композицией герба, распространенной на все полотнище.

Материалы о гербе и флаге г. Казани прошли геральдическую экспертизу в Геральдическом совете при Президенте РТ и в Государственном геральдическом совете при Президенте РФ. Согласно их заключениям, представленный герб и флаг г. Казани соответствовали всем основным требованиям геральдики, основывались на историческом гербе г. Казани и подлежали внесению в Государственный геральдический регистр Российской Федерации и в Государственный геральдический реестр Республики Татарстан.

Результатом этой работы стало утверждение герба и флага Казани решением Казанского Совета народных депутатов от 24.12.2004 г. На его сессии 27 января 2005 г. председатель Геральдического совета при Президенте РФ — государственный герольдмейстер РФ Г. В. Вилинбахов вручил главе администрации города свидетельство о внесении символов в Государственный геральдический регистр РФ.

В 2005 г. также были утверждены герб и флаг г. Набережные Челны. Фактически с этого времени началось массовое создание и утверждение муниципальной символики в Татарстане.

Необходимо отметить, что изначально Советом было признано, что конкурсы по созданию официальных символов, проводимые в административных районах, являются нерезультативными. Официальные символы необходимо разрабатывать на научно-геральдической основе посредством глубокого изучения исторических материалов. В этой связи научно-организационное обеспечение деятельности Геральдического совета было возложено на Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ и «Центр муниципальной символики». Непосредственную разработку символов осуществлял Союз геральдистов России.

Первоочередной задачей был сбор информации о состоянии дел в геральдической сфере в районах, проведение разъяснительной работы и методических инструктажей. Осуществлялись геральдические проверки органов власти и местного самоуправления Республики Татарстан, в том числе с выездами в Спасский, Елабужский, Высокогорский районы.

Для продолжения практической работы с районами Советом была выбрана форма проведения зональных совещаний. В ходе таких совещаний с привлечением членов Геральдического совета при Президенте РТ и Союза геральдистов России обсуждалась методика работы над официальной символикой районов и оказывалась необходимая научно-консультативная поддержка в Институте государственной службы при Президенте РТ, читались лекции для руководителей аппаратов советов муниципальных районов РТ на тему: «Осуществление геральдической политики в РТ».

В результате основной массив разработанных и утвержденных символов пришелся на 2006 г. Вручение свидетельств о государственной регистрации официальных символов муниципальных образований РТ с участием руководства республики, членов Геральдических советов при президентах Российской Федерации, Республики Татарстан, глав муниципальных районов, представителей средств массовой информации состоялось 30 мая 2007 г. в Гербовом зале Казанского Кремля. Главы всех муниципальных районов республики получили из рук Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева свидетельства и образцы гербов и флагов своих территорий.

С декабря 2004 г. по июль 2007 г. были разработаны и внесены в Государственный геральдический регистр Российской Федерации и Геральдический реестр Республики Татарстан гербы и флаги 43 муниципальных районов и двух городских округов (Казань и Набережные Челны).

Одновременно проводилась работа по созданию и регистрации официальных символов других муниципальных образований. Первыми стали города Мензелинск и Елабуга, которые восстановили свои исторические гербы. В 2007 г. были утверждены герб и флаг поселка городского типа Камские Поляны, Шереметевского сельского поселения (Нижнекамский район), в 2009 г. — Свияжского сельского поселения (Зеленодольский район).

Следующим этапом работы Совета стала разработка и регистрация символов районных центров, официальная реконструкция исторических гербов таких бывших уездных центров, как Арск, Бугульма, Буинск, Лаишево, Мамадыш, Тетюши и Чистополь, создание символики других городских и сельских поселений.

Кроме того, с 2008 г. Совет приступил к учету других муниципальных символов. После утверждения гербов и флагов целый ряд муниципальных образований Республики Татарстан принял самостоятельные решения о создании местных знаков отличий, наград и других геральдических знаков. В соответствии с п. 4 Положения «О Геральдическом совете при Президенте Республики Татарстан» подобные знаки также должны быть учтены и внесены в Геральдический реестр Республики Татарстан.

В настоящее время в Геральдический реестр РТ включен целый ряд муниципальных знаков отличия: должностной знак мэра Казани, знак отличия «За заслуги перед городом Набережные Челны», нагрудный знак к званию «Почетный гражданин города Набережные Челны», медаль «За заслуги перед Зеленодольским муниципальным районом», нагрудный знак «Почетный гражданин Зеленодольского муниципального района» и т. д.

Теперь Геральдическому совету предстоит решать более крупные задачи, связанные с созданием и упорядочением территориальной символики, ведением Геральдического реестра Республики Татарстан, осуществлением целенаправленного и строгого контроля за применением официальных символов РФ и РТ. Совет исходит из того, что государственная геральдическая политика отражает стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития Республики Татарстан, на формирование у граждан патриотического чувства, уважения к истории и культуре Отечества, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

 

Дамир Шарафутдинов,

доктор исторических наук,

первый председатель Геральдического совета при Президенте РТ,

Рамиль Хайрутдинов,

кандидат исторических наук,

председатель Геральдического совета при Президенте РТ

Другие статьи
Статья посвящена проблемам системы просвещения и педагогической мысли Древнетюркского каганата.
В статье приводится краткий анализ происхождения этнонима татары на основании научных работ японского ученого Яути Ватару и других этимологов и историков.
Публикация перевода текста письма римского папы Иннокентия IV золотоордынскому правителю Сартаку (1254 г.).
В материалах Таврической и Саратовской ученых архивных комиссий, первых региональных археологических центрах по изучению Нижнего Поволжья, зафиксированы и описаны предметы, относящ
Переписчики древних фолиантов уделяли особое значение ее художественному облику. В оформлении книги татарские каллиграфы использовали систему символов.
В публикации представлены документы, освещающие малоизвестные факты из истории цензурной политики в отношении мусульманской религиозной литературы в правление Николая I.