Давлетшин Г. М. «Знание тебе к лицу» (Просвещение и идеалы Древнетюркского каганата)

«Знание тебе к лицу»
(Просвещение и идеалы Древнетюркского каганата)
В 2012 г. исполняется 1460 лет основания Великого Тюркского каганата. Время его существования можно отнести к классическому периоду тюркских народов, равному по значению периоду Древней Греции для Западной Европы.
В VI в. древние тюрки создали собственный тюркский алфавит, условно называемый «руническим» или «орхоно-енисейским». Принято считать, что рунический алфавит был составлен в период правления кагана Истеми, приказавшего своим чиновникам выучить его алфавит. Вскоре алфавит распространился и среди простого населения. Все это говорит о том, что грамотность, умение читать и писать на основе рунического письма было для тюркского населения обычным явлением.
При ханском дворце существовали школы. В такой школе получил образование первый известный нам профессиональный тюркский историк Йоллыг тегин сын Билге кагана.
Своего рода высшей ступенью образования считалось получение знаний в соседнем Китае. Здесь учились Йоллыг тегин и командующий войском, советник ханов Тонйукук. Последний освоил китайский язык, китайские законы, историю, географию, картографию.
Такое обучение представителей кочевников (для китайцев — «варваров») сильно обеспокоило китайских идеологов, так как кочевники при военных столкновениях смогли использовать полученные знания в своих целях. Однако и древнетюркское общество сближение с Китаем восприняло неоднозначно: в древнетюркских рунических надписях осуждается то, что тюрки восприняли и некоторые плохие, дурные привычки китайцев, например, употребление алкоголя.
Общество древних тюрков с кочевым укладом жизни всегда требовало смелости, смекалки, героизма. Слава мужчин определялась тем, сколько врагов он убил. Но все же в древнетюркских рунических надписях на первое место ставится ум и только потом сила. Тенгри дарит каганам разум, только после этого их ставит править над тюркским народом. Мудрость считалась неотъемлемой чертой каганов. Эпитет «мудрый» даже был одним из имен, возможно, одним из титулов каганов и их советников. Среди них Билге (Мудрый) каган и его советник Тонйукук. Они всегда подчеркивали свою мудрость (например, в древних надписях часто читаем выражение «Я мудрый Тонйукук»). Похоже, свое славное имя Тонйукук заслужил после получения образования в Китае, занимая высокую должность в государстве тюрков. Это имя, на наш взгляд, состоит из двух частей — «тон/төн» и «йуккук». Последнее слово в древнетюркском языке означает сову. Сова как в древнегреческой мифологии у тюрков, позже и у волжских болгар и татар была символом мудрости1. Понятие мудрости в древнетюркском обществе было шире, чем по нашим представлениям. Оно имело и самое реальное практическое значение в жизни тюркского общества. Например, Тонйукук был не просто мудрым человеком, но и талантливым полководцем.
Мудрость исходит из самого Тенгри, она — божий дар. Правитель преклонного возраста, когда он уже слаб телом, душой и разумом, был крайне нежелателен для общества. Ослабление ума могло привести к различным бедствиям для народа и государства. Не зря в ритуале восшествия кагана на престол обязательным был обычай «душить» его шелковой веревкой и спрашивать, сколько лет он собирается править.
Для высших слоев общества, которые свое происхождение связывали с определенным животным, характерно было почитание легендарных предков. Древние тюрки свое прошлое, историю, предков возводили в культ2. Стремились остаться верными идеалам предков. Так, идеализируется прошлое народа в орхоно-енисейских рунических письменах. Упоминание о прадедах — каганах Бумыне и Истеми — начинается сразу же после сотворения мира, т. е. в мифологическом времени. Считалось, чем древнее описываемые события и участвующие в них предки, тем они ценнее и более уважаемы. Над погребениями таких предков сооружались величественные храмы.
Большим почетом в кругу тюркской элиты считались грамотность и знания. Образованность была высоким достоинством. В этом отношении из турфанских (древнеуйгурских) песен привлекает внимание следующая надпись:
«Билиг билиң, йа бәгим!
Билиг сәнга әш булур,
билиг билгән ол әркә
бир күн тавлат туш болур».
(Узнай знание, о бек мой!
Знание тебе к лицу;
тому мужчине со знанием
однаҗды наступит счастье).
Во времена М. Кашгари, знание считалось символом счастья («Кут белгүси билиг»)3.
В турфанских надписях встречаются очень выразительные афоризмы педагогического, воспитательного характера. Вот некоторые из них:
Буйанлыг киши бурканнар бирлә түз ирер,
Буйансыз киши бош бакыр бирлә түз ирер.
(Благодарный человек (кеше) равен бурханам (буддистским святым),
Неблагодарный человек равен копеечке с дыркой).
Эрдәмлиг киши эрдини бирлә түз ол,
Эрдәмсиз киши этүк ичинтәки улйак бирлә түз ол.
(Благовоспитанный, умелый человек равен драгоценному камню,
Невоспитанный, неумелый человек равен стельке внутри обуви)4.
После падения Уйгурского каганата часть племен осела в Восточном Туркестане. Город Дуньхуан стал центром культуры тюркских племен. Недалеко располагались буддийские монастыри, в одном из них было обнаружено более 20 тысяч рукописей. Среди них были и тюркские рукописи, относящиеся к Х в. Самая важная рукопись — книга гадания «Ырк битиг». Книга учила читателей отделять хорошее от плохого. И по назначению она была учебником.
Многие рукописи содержат замечательные педагогические мысли. Например, одна из них так звучит: «Туймаг билиг тутунучсуз йарук йула тег» (Знание, постижения, познание как неугасаемый, светлый факел)5.
К афористическим жанрам фольклора относятся пословицы и поговорки, служившие для сохранения и передачи новым поколениям трудового и житейского опыта. Они возникли в глубокой древности в связи с расширением коллективной деятельности первобытных людей. Их еще называли «борынгылардан калган сүз» (слово, оставшееся от древних), «ата-бабалар сүзе» (слово отцов и дедов или предков). Пословицы служили своего рода моральным кодексом, неписаным законом, отражали нормы взаимоотношения людей, эстетические идеалы народа.
При несовершенстве официальных законов, слабом проникновении их в сознание широких народных масс (такое мы видим в болгарском обществе еще в начале Х в. по записям Ибн Фадлана) они играли огромную роль в обществе и были в большом почете. Не зря народная пословица гласила: «Картлар сүзен ишеткәндә, бүркеңне куеныңа куй» (Когда слушаешь слово дедов, возьми шапку под мышку). Эта пословица, очевидно, бытовала еще у булгар, ибо в ней отражен болгарский обычай держать шапку под мышкой при встрече с почитаемыми людьми (Ибн Фадлан пишет о таком почитании булгарами своего царя).
Много образцов тюркского фольклора включено в «Диван лугат ат-турк» М. Кашгари, составленный в 1072-1074 гг. Среди них немало пословиц и поговорок воспитательного характера. Например, «Ата оглы атач тогар» (мальчик должен быть похож на отца, следовать его путем, быть его опорой, преемником)6. В пословицах, включенных в «Диван лугат ат-турк», восхваляются честные, усердные смелые, благодарные, гостеприимные, осуждаются безнравственные, ленивые, хвастливые, трусливые, жадные.
В древнетюркских надписях ощущается и дух того времени.
Ол өдкә кулыг болмыс әрти
Күн күңлиг болмыс әрти
Иниси әчисин билмәз әрти
Оглы каңын билмәз әрти.
(В те времена раб стал рабовладельцем,
Рабыни стали владеть рабынями,
Младший брат не узнал старшего,
Сын отца не узнал)7.
Это отражает кризис нравственных устоев общества. Их девальвация создавала угрозу всему обществу.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Дәүләтшин Г. М. Төрки-татар рухи мәдәнияте тарихы. – Казан, 1999. – Б. 404.
2. Шунда ук. – Б. 402-418.
3. Мәхмүтов Х. Ш. Борынгылар әйткән сүзләр (VIII-XVII йөз төрки-татар ядкәрләрендә афоризмнар). – Казан, 2002. – Б. 103.
4. Шунда ук. – Б. 67.
5. Шунда ук. – Б. 45.
6. Шунда ук. – Б. 102.
7. Шунда ук. – Б. 35.
Гамирзан Давлетшин,
доктор исторических наук