Р. К. Хурматуллина. Лениниана в татарском театральном народном самодеятельном творчестве

Одним из наиболее ярких символических проявлений советского прошлого является феномен ленинианы. Образ Ленина в искусстве – коллективное творчество, как отдельных художников, так и народное, в целом. И если Лениниана в татарском профессиональном творчестве, так или иначе, исследована, то в самодеятельном народном творчестве, в частности, в театральном самодеятельном творчестве, малоизучена, пьесы национальных авторов редко входили в круг научных интересов. В преддверии 100-летия образования ТАССР и 150-летия со дня рождения В. И. Ленина обращение к данной теме актуально, поскольку позволяет еще раз рассмотреть специфику советского авторитарного режима, способы легитимации власти среди нерусских народов СССР, особенности создания идеологической платформы, а также формирования гражданской общности, именуемой советский народ. Материалом для этой статьи послужили семейные архивы и воспоминания заслуженного деятеля культуры ТАССР К. З. Саттарова, воплотившего образ Ленина в спектакле «Соңгы каракош» (Последняя черная птица) на сцене Дворца культуры имени 10-летия ТАССР в 1965 г. Значение данного спектакля для развития татарского самодеятельного театрального творчества трудно переоценить. В спектакле «Соңгы каракош» был создан полноценный образ В. И. Ленина, образы других исторических личностей. В данном случае, в этом спектакле самодеятельное искусство, наиболее близкое, понятное и доступное народу, наделило образ Ленина национальной самобытностью, популяризировало власть, способствовало формированию советской идентичности.
Тип статьи:
Обзорная аналитическая статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
07.11.2020
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 2 2020
Ознакомительная часть статьи

Спектакль «Соңгы каракош» (Последняя черная птица) по пьесе драматургов А. Багаутдинова и Ф. Бикчентаевой был поставлен на сцене ДК имени 10-летия ТАССР в 1965 г. Причем один из авторов пьесы, А. Багаутдинов был репрессирован, и работа была написана уже после отбывания наказания, содержание пьесы свидетельствует о полной лояльности авторов к советской власти. Сюжет пьесы разворачивался вокруг событий «вилочного бунта» – крестьянского восстания в феврале-марте 1920 г. на территории ряда областей Татарстана и Башкортостана. Главным оружием повстанцев были вилы и топоры, поэтому данное восстание получило название «вилочного». По ходу восстания кроме протеста против продовольственной диктатуры большевиков, проявились также и религиозные мотивы. Было и другое название бунта – восстание «Черного орла», что и определило название театральной пьесы, ставшей основой спектакля. Пьеса состояла из шести частей (картин). Названия частей говорят сами за себя: 1. Рядом с вождем; 2. Организуется банда «Черного орла»; 3. Присоединение Голодных волков; 4. С глазу на глаз с врагом; 5. Борьба усиливается; 6. Конец банды «Черного орла».

Пьеса начиналась большим прологом, в котором на сцену были выведены исторические лица – В. И. Ленин, Н. К. Крупская, М. И. Калинин. Именно с ними встречается героиня пьесы – татарская учительница по имени Хафиза, приехавшая в Москву на 1-й Всесоюзный учительский съезд (1925 г.). По сюжету пьесы, на съезде Н. К. Крупская знакомится с учительницей из Казани и приглашает ее в гости в Горки, мотивируя тем, что Ильичу будет интересно поговорить о Казани, где он учился, о положении дел в регионе, настроениях и проблемах народа и услышать все из первых уст.

По убеждению К. З. Саттарова, у героини пьесы был исторический прообраз – это учительница истории татарской школы № 18 г. Казани Сабитова Банат Гатаулловна, которая действительно была делегатом 1-го Всесоюзного учительского съезда. По словам Банат Гатаулловны, она выросла в детском доме, окончила исторический факультет Казанского педагогического института, работала учительницей в школах районов республики и с 1950-х гг. до самого выхода на пенсию преподавала в татарской школе № 18 Молотовского района г. Казани (сейчас на этом месте расположено хореографическое училище). Б. Г. Сабитова воспитала не одно поколение татарской интеллигенции.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
В начале 1920-х гг. Советскую Татарию пора­зил небывалый голод. Большое значение для преодоления бедствия имели их контакты с Американской администрацией помощи – иностранной благо
Между тем, к началу 1920-х гг. наследие Гражданской войны, массового голода и миграционных процессов существенно осложнило общую эпидемиологическую ситуацию. Республику накрыли вол
Рассмотрены предпосылки образования Научного общества татароведения (1923-1925 гг.), цели его создания, возложенные на него задачи, структура членства и формирование личного состав
Публикация основана на письмах красноармейца А. М. Ременникова, принимавшего участие в Восточно-Прусской операции 1945 г. в составе 927-го стрелкового полка 251-й Витебской стрелко
В данной статье прослеживается эволюция самого подхода к осмыслению в татарской художественной литературе 1940-1960-х гг. темы Великой Отечественной войны.
В Казанском ханстве примеры усыновления, его разновидности, а также другие категории искусственного родства зафиксированы, как в исторических источниках, так и литературных произве