А. Р. Мухамадеев. Некровное родство у татар периода Казанского ханства

Статья посвящена выявлению видов некровного (искусственного) родства у татар периода Казанского ханства. Автором статьи на основе разнообразных источников зафиксированы такие разновидности этого социального явления, как обычное усыновление, аталычество, «молочное» родство, побратимство. Полученные результаты и выводы подкреплены примерами из подобных традиций крымских татар и ногайцев, игравших важную роль в общественно-политической жизни государства и имевших тесную связь с казанскими татарами, а также других родственных тюркских народов. Как показывают исторические, литературные, фольклорные источники, исследования специалистов-историков, истоки разных видов некровного родства у тюрко-монгольских народов уходят вглубь веков. Они исторически зафиксированы, как минимум, со скифского и древнетюркского периодов. Принято считать, что некоторые виды искусственного родства (например, аталычество) были присущи в подавляющем большинстве кавказским народам. Вместе с тем, они были распространены и у тюркских народов (в том числе, тюркских этносов Кавказа). Зафиксированы случаи некровного родства и у тюркских этносов Среднего Поволжья, например, в золотоордынский период, а также в период Казанского ханства. Побратимство осуществлялось не только между представителями родственных по происхождению народов. При этом, побратимы считались близкими не только духовно, их детям запрещалось вступать в брак между собой. Побратимство могло происходить и между целыми семьями. Институт аталычества в основном был присущ княжеско-знатной среде. Данным термином, как правило, обозначается обычай воспитания ребенка вне родного дома, в чужой семье.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
07.11.2020
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 2 2020
Ознакомительная часть статьи

Институт усыновления в тюркском мире, как и в других обществах, имеет глубокие корни. Так, на основании китайских источников, Н. Н. Серегин и В. В. Тишин говорят о наличии свидетельств, прямо утверждающих, что еще для древнетюркской эпохи было характерно такое социальное явление, как усыновление. Например, в 555 г., когда вэйское правительство выдало тюркам 3 тыс. искавших у них укрытие жужаней, которые были казнены. От неминуемой казни были избавлены юноши до 16 лет, которых распределили между представителями знати. Более конкретные примеры они приводят и в отношении древнеуйгурских правителей. Причины, принципы и способы усыновления, по мнению исследователей, были самыми разными. В любом случае, более поздние тюркские общества в этом плане не стали исключением. В Казанском ханстве примеры усыновления, его разновидности, а также другие категории искусственного родства зафиксированы, как в исторических источниках, так и литературных произведениях современников.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
В начале 1920-х гг. Советскую Татарию пора­зил небывалый голод. Большое значение для преодоления бедствия имели их контакты с Американской администрацией помощи – иностранной благо
Между тем, к началу 1920-х гг. наследие Гражданской войны, массового голода и миграционных процессов существенно осложнило общую эпидемиологическую ситуацию. Республику накрыли вол
Рассмотрены предпосылки образования Научного общества татароведения (1923-1925 гг.), цели его создания, возложенные на него задачи, структура членства и формирование личного состав
Спектакль «Соңгы каракош» (Последняя черная птица) по пьесе драматургов А. Багаутдинова и Ф. Бикчентаевой был поставлен на сцене ДК имени 10-летия ТАССР в 1965 г.
Публикация основана на письмах красноармейца А. М. Ременникова, принимавшего участие в Восточно-Прусской операции 1945 г. в составе 927-го стрелкового полка 251-й Витебской стрелко
В данной статье прослеживается эволюция самого подхода к осмыслению в татарской художественной литературе 1940-1960-х гг. темы Великой Отечественной войны.