М. З. Галиуллин, В. Е. Туманин. Исламский фактор в политической жизни Узбекистана, Казахстана и Татарстана в 1990-х – первой пол

Статья раскрывает основные проблемы, связанные с исламским фактором в политической жизни Узбекистана, Казахстана и Татарстана. Важнейшим вопросом на пути обретения политической идентичности становится отношение государств к правам человека и исламскому фактору. Поскольку данные республики долгое время находились в составе СССР, в политической жизни господствовала атеистическая парадигма. Исламский фактор становится ключевым в проблеме обретения культурной и национальной идентичности в Центральной Азии, поскольку часть национальной элиты видела суверенные государства под флагом ислама и законов шариата. Авторы, обращают внимание, что независимость государств поставила перед их руководством серьезную задачу по сохранению основных завоеваний социального государства и обретения религиозной идентичности в жизни граждан страны. И заслугой президентов республик Узбекистана и Казахстана стало то, что они смогли удержать свое население от гражданской войны и не позволили скатиться на религиозные и национальные противоречия, в отличие от Таджикистана и Киргизии, где эти проблемы лишь обострились после обретения независимости. Руководство Татарстана выбрало наиболее оптимальный и гармоничный путь развития национальной и религиозной самоидентичности и сожительства в рамках единого пространства России. В статье показан опыт гармоничного сосуществования различных конфессий в регионе, где у граждан сохраняются основные права и свободы.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
07.11.2020
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 2 2020
Ознакомительная часть статьи

Ислам на Востоке на протяжении веков был не просто идеологией государства. Он был частью политической системы, основой судопроизводства, опорой мировоззрения. В эпоху распада ялтинской системы международных отношений ислам оказался востребован в странах Востока как особая религиозная и политическая идеология, способная объединить всех недовольных процессом вестернизации, стать основой самоорганизации населения. Укрепление позиций ислама и его влияния связаны с разочарованием в идеологических парадигмах XX в., так они не дали ожидаемых результатов для бывших колониальных и полуколониальных стран. Происходящие сегодня в мире события свидетельствуют о том, что в современных условиях исламизм, идущий на смену идеям партии арабского социалистического возрождения, – характерная черта развития мусульманского мира конца XX – начала XXI в., выражающаяся в усилении воздействия исламизма на внутреннюю политическую жизнь.

В современном мире людям во многих регионах приходится отстаивать свои конституционные права: право на жизнь, право на свободу передвижения, право на равное отношение к себе, право выбора, в том числе, и в выборе религиозного пути, а также право быть полноценным членом общества. Становится понятным, что наблюдается затяжная нестабильность в регионах, которая проявляется в политической, экономической, социальной, культурных областях, и этот процесс будет долгим. В свою очередь, он выступает причиной внутренних и межгосударственных конфликтов, что делает уязвимым осуществление прав человека и свободы совести.

Права человека, как и право на свободу вероисповедания, призванные помочь в становлении устойчивого мироустройства, также имеют оборотную сторону и порождают конфронтацию между цивилизациями. Несомненно, исторические, религиозные, культурные и национальные особенности общества нельзя не принимать во внимание при имплементации прав человека в законодательство, но все же эти особенности не должны умалять какие-либо права. Международные пакты и факультативные протоколы были приняты с оговорками во многих странах, в большинстве учитывая религиозную специфику. Заявления, что права человека используются для давления, в качестве предлога для нарушения суверенных границ государства, вмешательства во внутренние дела, что права человека не учитывают специфику многих государств, кроме как западных, становятся все более обсуждаемыми.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
В начале 1920-х гг. Советскую Татарию пора­зил небывалый голод. Большое значение для преодоления бедствия имели их контакты с Американской администрацией помощи – иностранной благо
Между тем, к началу 1920-х гг. наследие Гражданской войны, массового голода и миграционных процессов существенно осложнило общую эпидемиологическую ситуацию. Республику накрыли вол
Рассмотрены предпосылки образования Научного общества татароведения (1923-1925 гг.), цели его создания, возложенные на него задачи, структура членства и формирование личного состав
Спектакль «Соңгы каракош» (Последняя черная птица) по пьесе драматургов А. Багаутдинова и Ф. Бикчентаевой был поставлен на сцене ДК имени 10-летия ТАССР в 1965 г.
Публикация основана на письмах красноармейца А. М. Ременникова, принимавшего участие в Восточно-Прусской операции 1945 г. в составе 927-го стрелкового полка 251-й Витебской стрелко
В данной статье прослеживается эволюция самого подхода к осмыслению в татарской художественной литературе 1940-1960-х гг. темы Великой Отечественной войны.