Л. Р. Габдрафикова. Мусульманская община уездного города Мензелинска (вторая половина XIX – начало XX вв.)

В статье анализируется история становления и развития мусульманской общины в административном центре Мензелинского уезда: факты привлечения мусульманских священнослужителей для нужд городского населения, организация молитвенного дома и строительство мечети. Автор реконструируют историю сложных взаимоотношений местных мусульман с приходскими муллами, в том числе конфликтные ситуации. Статья написана на базе неопубликованных архивных документов, часть из которых приводится в качестве приложения к публикации. Автор делает вывод о том, что организация мусульманского прихода в городе растянулась на несколько лет из-за личностных конфликтов и отсутствия единства в общине. В Мензелинске во второй половине XIX – начале XX в. при выборе имамов для религиозных треб горожан-мусульман и местных учреждений не было преемственности, что усугубляло конфликтные моменты.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
05.11.2020
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1 2020
Ознакомительная часть статьи

Уездный город Мензелинск возник как военное укрепление в ходе колонизации Закамья и Приуралья, поэтому первыми его жителями были служилые люди из числа стрельцов и казаков. К пореформенному периоду состав его населения значительно изменился, тем более сам Мензелинский уезд отличался этническим многообразием. Но наиболее солидную часть местных жителей составляли татары-мусульмане. Например, даже среди чиновников Мензелинского уезда порой встречались представители татарского дворянства. Так, в начале XIX в. стряпчим служил Мухамет-Гали Алкин, а во второй половине столетия обязанности городского мирового судьи выполнял Мухамедьяр Султанов. В 1886 г. он стал муфтием Оренбургского магометанского духовного собрания. В доме мензелинского городского головы А. Г. Попкова состоялся даже прощальный обед в честь М. Ш. Султанова. В торжественном обеде приняли участие его сослуживцы и местные чиновники.

Очевидно, что к XIX в. некоторая часть уездного населения начала перебираться в ближайший город: Мензелинск славился своей ярмаркой и притягивал тех, кто занимался торговлей и промыслами. Кроме того, многие татары нанимались чернорабочими. Так, по официальным данным в 1871 г. в Мензелинске насчитывалось 105 мусульман обоего пола, к 1890 г. их число выросло до 254 человек. Это было 3,7 % от общего числа населения города.

В Мензелинском городском 4-х классном училище в середине 1890-х гг. имелся мусульманский вероучитель, т. е. приглашенный мулла. Кроме того, среди учтенных губернскими статистами христиан было достаточно новокрещенных татар, конфессиональная принадлежность которых была условной: фактически они оставались мусульманами.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
Документальный материал позволяет представить особенности женской фронтовой судьбы, выделить трудности, которые выпали на долю фронтовичек, специфику адаптации в послевоенный перио
Воскресить память о войне помогают письма с фронта. На основе хранящихся в фондах Госархива Республики Татарстан военных писем от женщин-фронтовичек, адресованных Председателю През
В статье представлены документы из фонда Ш. З. Ракипова, хранящегося в Государственном архиве Республики Татарстан - переписка писателя с ветеранами Великой Отечественной вой­ны и
В статье рассматривается история образования и деятельность казанского ОКБ № 16 (Особого конструкторского бюро на авиационном заводе № 16) в сфере разработки отдельных видов вооруж
На примере театральных коллективов Среднего Поволжья, изучен вклад работников культуры в становление общественного мнения местного населения в годы ВОВ. Выявлены как единообразие,
В статье приведены сведения об особенностях вербовки военнопленных тюркских национальностей в легион «Идель-Урал», сведения о структуре, вооружении и личном составе 825‑го батальон