Л. А. Мухамадеева. Вклад театральных коллективов православных народов Среднего Поволжья в победу над врагом

Автором, на примере театральных коллективов Среднего Поволжья, изучен вклад работников культуры и искусства в становление общественного мнения местного населения в годы Великой Отечественной войны. В исследовании были выявлены как единообразие, так и самобытность культуры и искусства чувашей, удмуртов, марийцев, мордвы и кряшен. Средства массовой информации и источниковый материал позволили выявить тенденцию развития театральных и концертных выступлений агитационных бригад в населенных пунктах республик Среднего Поволжья в тяжелейших условиях войны. Великая Отечественная война 1941‑1945 гг. стала проверкой профессиональной и идеологической зрелости театра и театральных актеров. Спектакли и концерты в тылу и на фронте ставились ими практически круглосуточно. Трудности военного периода заставили мастеров сцены осознать необходимость их творчества советскому населению. Именно в эти напряженные годы в исполняемых актерами произведениях стала актуальной тема дружбы братских народов. Война придала театральным деятелям уверенность в пользе патриотического репертуара спектаклей, а перед началом выступлений им было рекомендовано выступать с высокоидейными стихами и песнями. Актеры профессиональных театров проводили важную воспитательную работу с сельским населением республик Среднего Поволжья. Автором исследован кадровый потенциал театральных коллективов в период Великой Отечественной войны, не пощадившей жизни многих актеров, ушедших добровольцами на фронт.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
05.11.2020
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1 2020
Ознакомительная часть статьи

Вдохновляя советский народ на боевые и трудовые подвиги в период Великой Отечественной войны, укрепляя их мужество и веру в разгром врага, содействовали приближению победы над фашизмом и деятели культуры и искусства. Часть театральных работников уходила на фронт добровольцами, оставшиеся выступали перед бойцами и тружениками тыла в составе фронтовых артистических и агитационных бригад. Помимо профессиональных, активную работу в тылу и на фронте проводили и самодеятельные коллективы.

Военные условия изменили ритм работы многонационального советского театра и внесли серьезные изменения в театральный процесс. Некоторые театры закрылись или на длительное время приостановили свою деятельность, другие эвакуировались в тыл.

С самого начала войны все учреждения культуры страны стали перестраиваться на военный лад. 23 июня 1941 г. Пленум Центрального Комитета профсоюза работников искусства обратился ко всем творческим коллективам, обозначив главной задачей обслуживание Армии и Военно-морского флота СССР. 23 июля 1941 г. в Управлении по делам искусств при Совете народных комиссаров МАССР прошло совещание драматургов, композиторов, писателей и поэтов, на котором была обоснована актуальность перенятия опыта Гражданской войны и работы испанских театров. Как на фронте, так и в тылу предлагалось использовать все формы театра: от большого спектакля до кукольных постановок, и все они проводили большую агитационную работу. По утверждению исследователя Ю. Ю. Цыкиной, к драматургам художественный руководитель Марийского государственного театра Г. И. Крыжицкий советовал применять три требования: «совмещение высокого качества со злободневностью, разнообразие форм и мгновенный отклик на происходящее».

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
Документальный материал позволяет представить особенности женской фронтовой судьбы, выделить трудности, которые выпали на долю фронтовичек, специфику адаптации в послевоенный перио
Воскресить память о войне помогают письма с фронта. На основе хранящихся в фондах Госархива Республики Татарстан военных писем от женщин-фронтовичек, адресованных Председателю През
В статье представлены документы из фонда Ш. З. Ракипова, хранящегося в Государственном архиве Республики Татарстан - переписка писателя с ветеранами Великой Отечественной вой­ны и
В статье рассматривается история образования и деятельность казанского ОКБ № 16 (Особого конструкторского бюро на авиационном заводе № 16) в сфере разработки отдельных видов вооруж
В статье приведены сведения об особенностях вербовки военнопленных тюркских национальностей в легион «Идель-Урал», сведения о структуре, вооружении и личном составе 825‑го батальон
Анализируется история становления и развития мусульманской общины в административном центре Мензелинского уезда: факты привлечения мусульманских священнослужителей для нужд городск