С. И. Никонова. "Идут по войне девчата, похожие на парней..." (по воспоминаниям женщин-ветеранов Великой Отечественной войны)

Статья посвящена биографиям женщин-ветеранов Великой Отечественной вой­ны, жительниц городов и сел Республики Татарстан, которые составлены на основе воспоминаний и документов семейных архивов (фотографии, дневники, письма военного времени). Личные документы являются ценным источником как для составления военных биографий, так и для выделения темы «Женщина на вой­не» в отдельное исследование. Документальный материал позволяет представить особенности женской фронтовой судьбы, выделить трудности, которые выпали на долю фронтовичек, специфику адаптации в послевоенный период. В судьбах женщин прослеживаются главные черты военного поколения: патриотизм, верность долгу и боевому братству, сопричастность к истории страны, уверенность в победе. В статье использованы документы поискового проекта «Факел», выполненного студентами и преподавателями Казанского государственного архитектурно-строительного университета в 2009-2019 гг. Автор ссылается на источники, большинство из которых впервые использовано в научной литературе, что, благодаря их уникальности и оригинальности, в совокупности очень важно для дальнейших исследований по теме.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
05.11.2020
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1 2020

УДК 94 (470)

 

«Идут по войне девчата, похожие на парней...» (по воспоминаниям женщин-ветеранов Великой Отечественной войны)

С. И. Никонова,

Казанский государственный архитектурно-строительный университет,
г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация

 

“Girls are walking on the war looking like boys…” (reminiscences of veteran women of the Great Patriotic War)

S. I. Nikonova,

Kazan State University of Architecture and Engineering,
Kazan, the Republic of Tatarstan, the Russian Federation

 

Аннотация

Статья посвящена биографиям женщин-ветеранов Великой Отечественной вой­ны, жительниц городов и сел Республики Татарстан, которые составлены на основе воспоминаний и документов семейных архивов (фотографии, дневники, письма военного времени). Личные документы являются ценным источником как для составления военных биографий, так и для выделения темы «Женщина на вой­не» в отдельное исследование. Документальный материал позволяет представить особенности женской фронтовой судьбы, выделить трудности, которые выпали на долю фронтовичек, специфику адаптации в послевоенный период. В судьбах женщин прослеживаются главные черты военного поколения: патриотизм, верность долгу и боевому братству, сопричастность к истории страны, уверенность в победе. В статье использованы документы поискового проекта «Факел», выполненного студентами и преподавателями Казанского государственного архитектурно-строительного университета в 2009-2019 гг. Автор ссылается на источники, большинство из которых впервые использовано в научной литературе, что, благодаря их уникальности и оригинальности, в совокупности очень важно для дальнейших исследований по теме.

Abstract

The article is devoted to the study of the military biographies of women veterans of the Great Patriotic War, compiled based on reminiscences and family archive documents (photographs, diaries, and wartime letters). Personal documents are valuable sources both for the compilation of military biographies and for highlighting the topic of “Women in war” as a separate research study. The documentary materials allow to represent the peculiarities of the frontline life of women, the difficulties faced by frontline women-soldiers, and the specific character of adaptation during the post-war period. Biographies reflect the main features of the war generation, such as patriotism, devotion to duty and brothers in arms, involvement in the history of the country, and confidence in victory. The article uses the documents of the search project “Fakel” performed by students and teachers of Kazan State University of Architecture and Engineering in 2009-2019. The author refers to sources, most of which are introduced into scientific literature for the first time. Due to their uniqueness and originality, they can be used for future research on this subject.

Ключевые слова

Великая Отечественная вой­на, проект «Факел», женская фронтовая судьба, военный быт, историческая память о Великой Отечественной вой­не, патриотическое воспитание.

Keywords

The Great Patriotic War, “Fakel” project, women’s frontline life, military life, historical memory of the Great Patriotic War, patriotic upbringing.

 

Победа СССР в Великой Отечественной вой­не 1941-1945 гг. – одно из главных событий новейшей отечественной истории, предопределившее историческую судьбу и советского народа, и человечества в целом. Историография Великой Отечественной вой­ны представлена внушительным корпусом научной литературы, однако каждое поколение вправе переживать и осмысливать события прошлого заново, используя новое знание, источники, через современное восприятие событий без политических и идеологических штампов, формируя новые взгляды, новое понимание глубинных процессов ключевых событий отечественной истории.

Отмечая подвиг всего советского народа, бойцов и командиров, тружеников тыла и партизан, важно реконструировать не только исторические события, но и воссоздать тот особый мир, в котором они проходили, выделяя отдельные группы, населяющие его.

Так, женский мир в военные годы – это испытания, лишения, потери, которые переживались особенно тяжело: терялись семьи, погибали дети, тяжелый труд на предприятиях и в сельском хозяйстве, военная служба на фронтах Великой Отечественной вой­ны.

Особую ценность приобретают сегодня документы личных и семейных архивов: фотографии, фронтовые письма, рисунки, дневники, записные книжки. Для данного исследования были использованы материалы студенческого поискового проекта «Факел»1, осуществляемого на территории Республики Татарстан в 2009-2019 гг. Вниманию читателей мы предлагаем восемь очерков-воспоминаний женщин-участниц Великой Отечественной вой­ны. С. С. Адиева, А. А. Блажко (Яхонтова), З. Х. Залялетдинова, Х. А. Шагеева работали в медсанбатах и полевых госпиталях, А. А. Ахметшина была шифровальщицей, А. А. Малафеева – зенитчицей, Е. И. Уткина – связисткой, Н. Ф. Фарукшина – пулеметчицей; однако в их судьбах есть, несомненно, объединяющее начало: искренность, душевная теплота, самоотдача, патриотизм, верность долгу, преданность боевым товарищам – качества, которые они пронесли через всю жизнь. Ценным источником в исследовании стали записанные студентами КГАСУ воспоминания ветеранов, а также воспоминания о них однополчан, фотографии, письма военного времени, наградные листы; отдельно следует отметить дневник Х. А. Шагеевой военного времени, открытый А. Д. Мухарлямовой.

Изучая женские военные истории, следует обратить особое внимание на тот факт, что в большинстве случаев девушки уходили на фронт добровольно.

Анна Александровна Блажко (Яхонтова), родилась в 1925 г. в с. Медведево Псковской области, добровольно ушла в армию летом 1941 г., старшина медицинской службы. В октябре 1942 г. была направлена в медсанчасть мотострелковой бригады, которая вошла в состав 2-го механизированного корпуса под командованием генерала И. П. Корчагина. С конца 1942 г. ее бригада участвует в боях на Калининском фронте, в 1943 г. – в Орловско-Курской операции, далее – в составе 60-й армии под командованием генерала армии И. Д. Черняховского освобождает Украину, Белоруссию, Польшу, Чехословакию, Германию, воюет в Прибалтике, Восточной Пруссии, завершает военные действия 12 мая 1945 г. в Чехословакии. Награждена медалью «За боевые заслуги»2.

Закия Харисовна Залялетдинова, родилась в 1918 г. в с. Асеево Азнакаевского района ТАССР, лейтенант медицинской службы. Добровольно ушла на фронт в начале 1942 г. после того, как ее муж пропал без вести, а годовалый сын умер. «Для меня вой­на началась со страшного известия: “Ваш муж Рамазанов Ш. в боях пропал без вести”. Мы поженились в 1939 г., в 1940 г. его призвали в армию. 1941 г. разрушил мое семейное счастье: сначала я потеряла мужа, потом – сына. В нашем селе началась эпидемия кори, и мой годовалый сынишка Риф умер. Я решила пойти добровольцем на фронт. Меня переполняло чувство мести за самых дорогих мне людей – мужа и сына»3.

Александра Андреевна Малафеева, родилась в 1918 г. в пос. Камское Устье ТАССР, на фронте с начала 1942 г., старший сержант, зенитчица. «В начале апреля 1942 г. был объявлен первый набор добровольцев. Я вместе с пятью подругами явилась на комиссию, и все мы были признаны годными. Нас, грамотных девчонок, имевших среднее или несколько курсов высшего образования, направили в одну из дивизий ПВО. Так я попала на огневую позицию»4.

Амина Ахметхановна Ахметшина, родилась в 1924 г. в д. Субаш Аты Арского района ТАССР, ушла на фронт добровольно в 1941 г., связистка, шифровальщица, старшина первой статьи, служила на Северном флоте. «Я подала заявление в военкомат, в котором написала: “Хочу воевать! Никого не боюсь, кроме Бога!” В августе 1941 г. получила повестку и вместе с 250 девушками на пароходе мы поехали на фронт. Я попала в штаб Северного флота в г. Полярный, там и прослужила до конца вой­ны шифровальщицей»5.

Евгения Ивановна Уткина, родилась в 1920 г. в г. Елабуге ТАССР, в действующей армии с лета 1942 г., ефрейтор, связистка, награждена медалью «За боевые заслуги». «Я начала свою военную службу 15 июня 1942 г. в возрасте 22 лет. Вызвали меня в военкомат и призвали в Красную Армию. И прошла я путь от Тамбова до г. Плоешти в Румынии. Работала на нефтеперегонных заводах в Воронеже, в аэростатной части возили газ в баллонах, а сколько земли перекопали… Основной же моей работой была работа связистки: налаживала связь между батареями, таскала тяжелые катушки с кабелем, различные аппараты»6.

Накия Фарукшовна Фарукшина, родилась в 1925 г. в с. Сарманово ТАССР, была призвана в 1943 г., младший сержант, пулеметчица. «Однажды мне позвонили из сельсовета и сказали “Вас зовут в военкомат”. Я пришла в назначенное время и мне сказали: “Вы – комсомолка. Нам теперь нужны солдаты, поэтому мы Вас мобилизуем”. И в 1943 г. меня отправили на вой­ну. Я попала в зенитно-пулеметную часть на Белорусский фронт, была пулеметчицей, закончила вой­ну в Варшаве»7.

Халима Абдрахмановна Шагеева, родилась в 1921 г. в д. М. Сулабаш ТАССР, была мобилизована еще в советско-финскую вой­ну, после ее окончания поступила в Казанский ветеринарный институт, успела сдать летнюю сессию, а 28 июня 1941 г. была призвана в РККА, несла службу в госпиталях до весны 1945 г. Награждена медалью «За боевые заслуги», орденом Красной Звезды8.

Сания Сабировна Адиева, родилась 18 января 1924 г. в д. Тугаево Зеленодольского района ТАССР. В 1942 г. закончила медучилище и отнесла диплом в военкомат, а через два месяца «поехала на вой­ну медсестрой». Принимала участие в освобождении Белоруссии, Польши, Венгрии, Чехословакии, написала свою фамилию на стене поверженного Рейхстага9.

Главное место в этих воспоминаниях – вой­на, тяжелая работа в госпитале, зенитной батарее, пулеметной бригаде. Мы можем наблюдать некую трансформацию личности: из молоденькой девушки, вчерашней школьницы или студентки формируется воин, наравне с мужчинами приближающий Великую Победу.

Из воспоминаний А. А. Малафеевой: «В первую же ночь – налет. В небе – море огня от разрывов, грохот выстрелов, закладывающих уши, дыхание сбито из-за плотных воздушных волн. В сполохах дикого сияния мы, ошеломленные происходящим, заметили бойцов, плотными кольцами окруживших каждый наш расчет. Потом мы спросили, для чего был организован этот “почетный караул”. И получили ответ: “А чтобы не разбежались с перепугу”».

Из воспоминаний Е. И. Уткиной: «Люди были измучены, утомлены, без времени постарели… Помню наших девчонок, которые ночью вылетали на маленьких самолетах и сбивали вражеские бомбардировщики».

Из воспоминаний З. Х. Залялетдиновой: «В середине июня 1944 г. наша дивизия форсировала Днепр. Мы переправлялись ночью. На середине реки взрывная волна нашу лодку опрокинула. Я подумала, что вой­на для меня закончилась. Было темно, мы на середине реки, значит, очень глубоко и далеко от берега. Вдруг крепкая рука схватила меня за шиворот и втянула на плот. Это наши солдаты как-то увидели меня в темноте и спасли».

Героини проекта «Факел» занимали во время вой­ны скромные должности: работали в медсанбатах, санитарных ротах, охраняли военные объекты, обеспечивали связь. Однако судьба предоставила им шанс стать настоящими героями вой­ны, совершить подвиг, отмеченный боевыми наградами. Понимание своего долга, необходимости исполнять обязанности, возложенные службой, – все это отличало участниц вой­ны: «Не все из нас стали героями, кто-то в разведке, а кто-то на кухне, кто-то в штабе, но любая работа, пусть даже самая незаметная, привела нас к Великой Победе».

Из воспоминаний сослуживца, военного врача А. Т. Новикова о А. А. Блажко (Яхонтовой): «В конце апреля 1945 г. наш корпус так стремительно продвигался, что вырвался далеко вперед, оторвался от основных частей, и в тыл ему вышли немецкие части. Штаб 25-й бригады вместе с медсанвзводом также оказались отрезанными от своих, почти в окружении. Свои части были совсем близко, и тогда решили выходить группами, выводя раненных, вынося документы и имущество штаба, и главное – боевое знамя бригады. Тогда Анна и совершила свой подвиг: она обмотала знамя бригады вокруг своего тела под гимнастеркой и вынесла его из окружения».

Из наградного листа Х. А. Шагеевой: «Старшая операционная медсестра работает в ОРМУ с самого начала Отечественной вой­ны. Является квалифицированной опытной сестрой, активной самоотверженной работницей на каждом порученном объекте. Принимает самое активное участие в организации нормальной бесперебойной работы перевязочно-операционного блока. Спокойно, но весьма продуктивно работает над оказанием специальной нейрохирургической помощи. Всегда спокойная и уравновешенная делает большое дело, вкладывает в него все силы и способности. В течение 3-х лет принимала участие в 1 500 операциях, наложила 9 820 простых, 1 890 иммобилизирующих повязок. Сделала 1 350 переливаний крови и 1 400 прочих медицинских манипуляций».

Особое место занимают материалы, отражающие особенности условий военного быта женщин.

«Вообще, конечно, женщинам на фронте было тяжело. Секретность объекта не позволяла устраивать более или менее удобное жилье, спали в тесных землянках, вповалку на нарах. Из-за регулярных ночных тревог ложились и одетыми, и обутыми. Снимали только шинели, которые в темноте часто путали… Много лишений мы натерпелись из-за отсутствия соответствующей женской ноге обуви. Первую зиму пробедовали в коротеньких ботиночках. Потом маялись в огромных мужских сапогах, теряя их на учениях в бросках по-пластунски через занесенные снегом картофельные поля. Снимали вечером портянки – а их к голенищам намертво приморозило… Мечтали вечерами: “Вот закончится вой­на, приедем домой, и вымоем ноги горячей водой”. Мерзли постоянно – не успеешь обсохнуть, согреться – вновь тревога».

«Место для расположения госпиталя и операционной нашли с трудом. Тяжелые бои сильно разрушили город. Операционная разместилась в одном из пострадавших зданий. Сохранились потолок и стены. Окна выбиты, закрывали их, чем придется. Раненые поступали бесконечным потоком. Транспортабельных провожали в тыл. Очень тяжелые, нуждающиеся в неотложной помощи: с кровотечением, высокой температурой, нестерпимой болью, болевым шоком, проходили через нас…

И день и ночь поступают раненые, и день и ночь мы работаем. Если удавалось, спали 2-3 часа, расположившись в углу операционной. Там же принимали пищу. ППГ (полевой подвижной госпиталь. – С. Н.) до 12 часов освещался благодаря своему электродвигателю, затем мы использовали для освещения коптилку, состоящую из гильзы снаряда, в ней соль и бензин, внутри зажат кусок шинели. Было достаточно светло…»

И все же были на фронте минуты, когда девушки могли хотя бы на время почувствовать себя юными и беззаботными. Положительные новости с фронта, уверенность в скорой победе позволяли использовать очень короткое свободное время для чтения, катания на лыжах, купания, сбора орехов, грибов.

Из дневника Х. А. Шагеевой: «17.02.1944 г. Время к ужину. Мы с Зоей и Борисовичем катались на лыжах. Я уже второй раз катаюсь. Как хорошо!..

В 1942 году сшила и привезла с собой из отпуска черное сатиновое белье, по краям украсила окантовкой из красного материала. Это был мой купальник. В августе 1944 года каждый день до и после работы ходили купаться на озеро».

Из воспоминаний А. Т. Новикова о А. А. Блажко (Яхонтовой): «И все же победа была уже близка. Несмотря на большую занятость, Анна стала изучать немецкий язык, которым заинтересовалась еще до вой­ны. Достала где-то самоучитель немецкого языка и в короткие свободные минуты учила незнакомые слова. Очень скоро смогла общаться с местным немецким населением, сначала заглядывая в словарь, потом все более бойко».

Большинство воспоминаний отражают ужас от смерти, которая была везде: умирали раненные, погибали боевые товарищи, каратели убивали женщин и детей, умирали от голода и болезней близкие в тылу.

«Долго не могла забыть глаза солдата, полные мольбы, горя и боли. На подступах к Минску ему взрывом бомбы оторвало руку и ногу. Я подбежала к нему и поняла, что ранение очень тяжелое. Он лежал, истекая кровью и умолял запекшимися губами: “Сестричка, спаси…” Я не смогла. Он умер у меня на руках».

«5 апреля 1943 г. умерла моя мама – не выдержало сердце. Как сквозь сон шла я к командиру проситься на похороны домой, а он мне: “Ты что, смерти мало видишь?! Какие тебе еще похороны?!”»

«На всю жизнь остался в памяти запах смерти, смешанный с запахом гари. Много страшного пришлось увидеть и пережить на фронте. Но самое страшное воспоминание осталось после освобождения маленькой белорусской деревни в июне 1944 г. Когда вошли в деревню, удивились тому, что было непривычно тихо. День стоял жаркий, и солдаты с радостью побежали к колодцу, одиноко стоявшему на одной из сожженных улиц. И когда солдаты собирались поднять ведро, то с ужасом отпрянули назад. Перед глазами солдат, которые, казалось бы, уже видели самое страшное, предстало ужасное зрелище. Колодец был заполнен трупами детей…»

«Доехали до города Гомель. Магазины закрыты, большинство населения эвакуировано. Сначала, до августа месяца, работали спокойно, затем раненые стали поступать день ото дня все больше и больше. 18 августа ночью началась массированная бомбежка города самолетами. Горели здания. В нашем госпитале выбило окна, обрушился край стены. В подвале было бомбоубежище. Кто мог из раненых, переместился туда. Лежачие больные просили помочь переместить их вниз. Скоро бомбоубежище переполнилось ранеными. Мы передавали лежачих больных на носилках, по верху, вой­ти в убежище не было возможности. Я сначала укрывалась под окном, по краям у стен. В это время, со свистом пролетев где-то рядом, разорвалась бомба. И окно и стена обвалились… На рассвете стали загружать раненых в машины для дальнейшей перевозки в санитарном поезде. Мы измучились, ладони покрылись мозолями: столько раненых мы перенесли на носилках. Медсестра Суфия от усталости потеряла сознание. Не оставив ни одного человека, и мы тронулись в путь. 21 августа Гомель был взят фашистами. Об этом мы узнали из газет. В этот же день, в это же время санпоезд с нашими ранеными попал под сильную бомбежку, ни один не остался в живых».

Казалось, эти девушки должны были ожесточиться, потерять свою женскую природу, пройдя по вой­не, стать похожими на парней, как написала в 1942 г. поэт-фронтовик Юлия Друнина: «Идут по вой­не девчата, похожие на парней». Однако и вой­на не смогла уничтожить в девушках доброту, сострадание, молодой задор, стремление к любви, к счастью. В личных документах женщин-ветеранов, как правило, есть «лирическая линия», линия любви. Удивительные это были девушки – личное счастье, счастье любви они считали несвоевременным, оставляли любовь на «после победы».

Из воспоминаний А. Т. Новикова о А. А. Блажко (Яхонтовой): «Да, было трудно. Но Анна не давала себе поблажки, товарищи всегда видели ее бодрой, энергичной. Симпатичная, статная, с ямочками на щеках, всегда улыбающаяся девушка была гордостью бригады. Мы все были в нее влюблены… В конце 1942 г. она встретила первую и единственную любовь своей жизни – молодого капитана медслужбы Георгия Блажко. Он сразу сделал ей предложение и хотел отправить в тыл, к своей маме. Но девушка не только не приняла его, но и запретила любимому до конца вой­ны даже говорить о своих чувствах. Она и представить не могла, как она может оставить своих боевых товарищей, свою трудную службу».

Из дневников Х. А. Шагеевой: «В конце вой­ны я вышла замуж, забеременела. В апреле 1945 г. меня отправили в тыл, муж провожал до станции, а на обратном пути их машина взорвалась на мине, он погиб, так и не увидев своего сына».

Отдельного внимания заслуживает послевоенная адаптация женщин-участниц вой­ны. Подорванное здоровье, потери близких и родных, сложности перехода к мирной жизни, – все это свидетельствует о значительных трудностях, с которыми столкнулись женщины, вернувшиеся с вой­ны.

Из воспоминаний А. Т. Новикова о А. А. Блажко (Яхонтовой): «В 1945 г. она вышла замуж за своего командира, вышла в отставку, и с корпусом направлена в Венгрию. В августе 1946 г. снова передислокация – в Германию, во Франкфурт-на-Одере, здесь родился сын».

В 1948 г. ее мужа перевели в Казань в танковую часть. Анна мечтала стать учительницей и шла к своей цели немало лет. В блокадном Ленинграде сгорел ее отличный школьный аттестат, пришлось заново закончить вечернюю среднюю школу. В 1959 г. пошла работать в школу, одновременно училась в Казанском педагогическом институте, который окончила почти в 40 лет. Много лет проработала в школах Казани, ее любили ученики, ценило руководство, она неизменно оставалась лидером педагогического коллектива.

Из воспоминаний З. Х. Залялетдиновой: «После окончания вой­ны я очень хотела вернуться домой, но не отпустили. Врачи по-прежнему были необходимы теперь уже на освобожденной территории. До осени 1946 г. я находилась в Витебске, и только потом уволилась в запас и вернулась к родителям».

Из воспоминаний Е. И. Уткиной: «В августе 1945 г. вернулась домой в Елабугу, поступила в пединститут заочно и стала работать учительницей в деревне. Тяжело было. Наш коллектив состоял в основном из участников вой­ны. Книг не хватало… Самим приходилось заготавливать дрова, топить классные печи… Проработала в школе более 30 лет, вышла на пенсию… Мне просто некуда было себя деть, пошла к директору и говорю: “Дайте мне работу! Любую, пусть даже бесплатную”. Мне предложили работать в группе продленного дня и помогать детишкам, жившим в интернате. Так еще 10 лет проработала в школе… До сих пор снятся сны о том, как я веду уроки…»

Из воспоминаний А. А. Ахметшиной: «Когда закончилась вой­на, мне было только 20 лет. Тогда меня спросили: “Хочешь учиться в Москве?” Мне посчастливилось увидеть Парад Победы в Москве. Отучившись один год в школе по подготовке контрразведчиков, я стала оперуполномоченной КГБ, изучила стенографию, освоила английский язык. До 1949 г. работала в отделе контрразведки Черноморского флота. После отставки вернулась в Субаш Аты, работала учительницей в школе. О том, что у меня было специальное образование, я никому не говорила».

Женщины-фронтовички и после вой­ны продолжали служить, каждая на своем месте, все силы направляя на главное – передачу исторического кода следующим поколениям, передачу правды о Великой Отечественной вой­не, о Великой Победе, о Великом Подвиге народа, каждый представитель которого внес свою лепту в святое дело – защиту Отечества.

К сожалению, через восемь десятилетий воссоздать реальную картину боевого пути отдельного воина является весьма сложной задачей, и в этом ракурсе личные документы представляют серьезную ценность для исследования. Обращение к теме «женщина на вой­не» позволяет рассмотреть эпическую картину подвига советского народа с особого ракурса, через восприятие «девчат, похожих на парней».

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Никонова С. И. Воспитание патриотизма современной молодежи на примере героев Великой Отечественной вой­ны (по материалам поискового проекта «Факел») // Гуманитарные науки в XXI веке: научный интернет-журнал. – 2016. – № 6-7. – С. 70-77. Электронный ресурс. Режим доступа: https://humanist21.kgasu.ru/files/N6-N7_Nikonova_S.I.PDF.

2. Блажко (Яхонтова) Анна Александровна. Этот день мы приближали, как могли // Сборник воспоминаний ветеранов Великой Отечественной вой­ны / С. И. Никонова, А. А. Иванов, Р. Р. Зарипов. – Казань: Книга Памяти, 2010. – С. 19-23.

3. Залялетдинова (Садыкова) Закия Харисовна. Этот день мы приближали… – С. 76-79.

4. Малафеева Александра Андреевна. Этот день мы приближали… – С. 121-125.

5. Ахметшина Амина Ахметхановна. Когда мы были на вой­не: Воспоминания о Великой Отечественной вой­не / С. И. Никонова, А. А. Иванов, Р. Р. Зарипов, Н. А. Мухинова. – Казань: Изд-во Казанск. гос. архитект.-строит. ун-та, 2013. – С. 24-27.

6. Уткина Евгения Ивановна. Этот день мы приближали… – С. 202-204.

7. Фарукшина Накия Фарукшовна. Мы сурового времени дети: Воспоминания о Великой Отечественной вой­не / С. И. Никонова, Р. Р. Зарипов, Е. В. Буреева. Казань: Изд-во Казанск. гос. архитект.-строит. ун-та, 2015. – С. 42-44.

8. Мухарлямова А. Д. Личные дневники участников Великой Отечественной вой­ны как исторический источник (по воспоминаниям Х. А. Шагиевой) // Гуманитарные науки в XXI веке: научный интернет-журнал. – 2018. – № 10. – С. 37-48. Электронный ресурс. Режим доступа: https://humanist21.kgasu.ru/files/N10-6.pdf.

9. Адиева Сания Сабировна. Мы сурового времени дети… – С. 10-13.

 

Список литературы

История Татарстана и татарского народа. 1917-2017: хрестоматия / Авт. сост.: А. Г. Галлямова, А. Ш. Кабирова, И. И. Ханипова и др.; под ред. А. Г. Галлямовой. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. – 656 с.

Кабирова А. Ш. Татарстан в годы военных испытаний (1941-1945 гг.). – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Изд-во «Яз», 2015. – 508 с.

Мухарлямова А. Д. Личные дневники участников Великой Отечественной вой­ны как исторический источник (по воспоминаниям Х. А. Шагиевой) // Гуманитарные науки в XXI веке: научный интернет-журнал. – 2018. – № 10. – С. 37-48. Электронный ресурс. Режим доступа: https://humanist21.kgasu.ru/files/N10-6.pdf.

Никонова С. И. Воспитание патриотизма современной молодежи на примере героев Великой Отечественной вой­ны (по материалам поискового проекта «Факел») // Гуманитарные науки в XXI веке: научный интернет-журнал. – 2016. – № 6-7. – С. 70-77. Электронный ресурс. Режим доступа: https://humanist21.kgasu.ru/files/N6-N7_Nikonova_S.I.PDF.

Татарстан в годы Великой Отечественной вой­ны 1941-1945 гг.: к 65-летию Победы / Сост. А. А. Иванов, Ф. С. Хабибуллина. – Казань: Ред. «Книга Памяти» при КМ РТ, 2009. – 447 с.

Татарстан в годы Великой Отечественной вой­ны: страницы социальной истории: сборник документов и материалов / Сост. А. Ш. Кабирова. – Казань: Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан, 2011. – 356 с.

 

References

Istoriya Tatarstana i tatarskogo naroda. 1917-2017: hrestomatiya. Avt. sost.: A. G. Gallyamova, A. Sh. Kabirova, I. I. Khanipova i dr.; pod red. A. G. Gallyamovoy [History of Tatarstan and Tatar people. 1917-2017: a chrestomathy. Comp. A. G. Gallyamova, A. Sh. Kabirova, I. I. Khanipova]. Kazan: Izd-vo Kazan. un-ta publ., 2019, 656 р.

Kabirova A. Sh. Tatarstan v gody voennyh ispytaniy (1941-1945 gg.) [Tatarstan during military tests]. Kazan: Institut istorii im. Sh. Mardzhani AN RT; Izd-vo “Yaz” publ., 2015, 508 p.

Mukharlyamova A. D. Lichnye dnevniki uchastnikov Velikoy Otechestvennoy voyny kak istoricheskiy istochnik (po vospominaniyam Kh. A. Shagievoy) [Diaries of veterans of the Great Patriotic War as a historical source (reminiscences of Kh. A. Shagieva]. IN: Gumanitarnye nauki v XXI veke: nauchnyi internet-zhurnal [Humanities in the 21st century: scientific on-line magazine], 2018, no. 10, pp. 37-48. Elektronny resurs. Rezhim dostupa: https://humanist21.kgasu.ru/files/N10-6.pdf [On-line. Available at: https://humanist21.kgasu.ru/files/N10-6.pdf].

Nikonova S. I. Vospitanie patriotizma sovremennoy molodezhi na primere geroev Velikoy Otechestvennoy voyny (po materialam poiskovogo proekta “Fakel”) [Patriotic upbringing of modern youth, case study of heroes of the Great Patriotic War (search project “Fakel”]. IN: Gumanitarnye nauki v XXI veke: nauchnyi internet-zhurnal [Humanities in the 21st century: scientific on-line magazine], 2016, no. 6-7, pp. 70-77. Elektronnyi resurs. Rezhim dostupa: https://humanist21.kgasu.ru/files/N6-N7_Nikonova_S.I.PDF [On-line. Available at: https://humanist21.kgasu.ru/files/N6-N7_Nikonova_S.I.PDF].

Tatarstan v gody Velikoy Otechestvennoy voyny 1941-1945 gg.: k 65-letiyu Pobedy. Sost. A. A. Ivanov, F. S. Khabibullina [Tatarstan during the Great Patriotic War of 1941-1945: the 65th anniversary of the victory. Comp. A. A. Ivanov, F. S. Khabibullina]. Kazan: Red. “Kniga Pamyati” pri KM RT publ., 2009, 447 p.

Tatarstan v gody Velikoy Otechestvennoy voyny: stranitsy sotsialnoy istorii: sbornik dokumentov i materialov. Sost. A. Sh. Kabirova [Tatarstan during the Great Patriotic War: collection of documents and materials. Comp. A. Sh. Kabirova]. Kazan: Glavnoe arkhivnoe upravlenie pri Kabinete Ministrov Respubliki Tatarstan publ., 2011, 356 p.

 

Фото предоставлены автором статьи.

Photos are submitted by the author of the article.

 

Сведения об авторе

Никонова Светлана Игоревна, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории и философии Казанского государственного архитектурно-строительного университета, e-mail: svetakasu@rambler.ru.

 

About the author

Svetlana I. Nikonova, Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of Department of History and Philosophy of Kazan State University of Architecture and Engineering, e-mail: svetakasu@rambler.ru.

 

В редакцию статья поступила 13.12.2019, опубликована:

Никонова С. И. «Идут по вой­не девчата, похожие на парней…» (по воспоминаниям женщин-ветеранов Великой Отечественной вой­ны) // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2020. – № 1. – С. 6-16.

 

Submitted on 13.12.2019, published:

Nikonova S. I. “Idut po voyne devchata, pohozhie na parney…” (po vospominaniyam zhenshchin-veteranov Velikoy Otechestvennoy voyny) [“Girls are walking on the war looking like boys…” (reminiscences of veteran women of the Great Patriotic War)]. IN: Gasyrlar avazy Eho vekov, 2020, no. 1, pp. 6-16.

 

Другие статьи
Воскресить память о войне помогают письма с фронта. На основе хранящихся в фондах Госархива Республики Татарстан военных писем от женщин-фронтовичек, адресованных Председателю През
В статье представлены документы из фонда Ш. З. Ракипова, хранящегося в Государственном архиве Республики Татарстан - переписка писателя с ветеранами Великой Отечественной вой­ны и
В статье рассматривается история образования и деятельность казанского ОКБ № 16 (Особого конструкторского бюро на авиационном заводе № 16) в сфере разработки отдельных видов вооруж
На примере театральных коллективов Среднего Поволжья, изучен вклад работников культуры в становление общественного мнения местного населения в годы ВОВ. Выявлены как единообразие,
В статье приведены сведения об особенностях вербовки военнопленных тюркских национальностей в легион «Идель-Урал», сведения о структуре, вооружении и личном составе 825‑го батальон
Анализируется история становления и развития мусульманской общины в административном центре Мензелинского уезда: факты привлечения мусульманских священнослужителей для нужд городск