Л. Муртазина, Г. Латыпова. «Истинный служитель народа и просвещения» (Учитель Г. В. Рафиков)

«Истинный служитель народа и просвещения»
(Учитель Г. В. Рафиков)
Габдрахман Валеевич Рафиков (1873-1954) — знаменитый педагог, просветитель, Герой труда, общественный деятель1 — родился в семье рядового казанского сапожника и рано осиротел. Благодаря огромному стремлению к знаниям и настойчивости, он заканчивает медресе «Мухаммадия», Татарскую учительскую школу, после окончания которой в 1894 г. начинает трудовую деятельность земским учителем в с. Черемшаны Тетюшского уезда Казанской губернии.
В 1896 г. Г. Рафикова как талантливого учителя перевели в Казань, где он начал преподавать в Адмиралтейской слободе в русско-татарской школе № 2, которая после революции была переименована в среднюю школу № 17 им. Н. Нариманова. Здесь, в течение 35 лет, Габдрахман Валеевич работал директором, учителем русского языка. В последующие годы авторитет учителя был настолько велик, что школу называли школой Рафикова, а он сам был удостоен звания «Народный учитель».
Но вернемся в начало XX в. Г. Рафиков с большим энтузиазмом встретил Октябрь 1917 г., ведь еще в дореволюционное время с Г. Кулахметовым он принимал активное участие в нелегальных кружках рабочих Заречья. В 1918 г. его направили в качестве представителя мусульманского военного комиссариата в Казанский губернский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В этот период Рафиков тесно сотрудничал с председателем Казанского губкома РКП(б) Я. С. Шейнкманом, председателем Совета городских комиссаров В. Н. Скачковым. Когда Казань захватили белочехи, Рафикова арестовали и поместили в тюрьму, а его дом отдали на разграбление. Тогда все жители слободы встали на защиту учителя, и белочехи вынуждены были его освободить.
Г. Рафиков сотрудничал и дружил с виднейшими поэтами, писателями, музыкантами, крупными учеными и общественными деятелями, которые составляли цвет татарской нации, среди которых Ф. Амирхан, К. Тинчурин, Г. Ибрагимов, С. Сайдашев, Х. Такташ, Г. Кутуй, Х. Туфан, Г. Гали, Ш. Камал, Г. Нигмати, Ш. Ахмадеев, М. Курбангалеев, Г. Сагитов и др.
Совместно с Ф. Амирханом Г. Рафиков создал первый послереволюционный учебник для татарских школ «Родной язык»2. Много сил он отдал делу организации рабочих кооперативов, введению государственного обучения в татарских школах и ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Долгие годы на общественных началах преподавал на рабфаке Кировского района Казани и в вечерней школе для взрослых при кожевенном заводе.
В 1924 г. Г. Рафиков был избран членом президиума Татарского народного комиссариата просвещения. Это была одна из самых серьезных и ответственных должностей. Ведь именно президиум и коллегия принимали решения по всем вопросам народного образования и развития культуры Татарстана в 1920-е гг.
Дом Г. Рафикова, прославившегося на весь татарский мир своим многолетним трудом по воспитанию и обучению татарской молодежи, был местом дружеских встреч многих педагогов, поэтов и литераторов. Здесь часто бывали Ф. Амирхан, Ш. Ахмадеев, Х. Такташ, Р. Ишмурат, Х. Туфан и многие другие представители передовой татарской интеллигенции, которые находили в лице Рафикова и членов его семьи духовную и материальную поддержку. Так Х. Туфан прожил в этой семье два года.
Большим общественным событием становились юбилеи педагогической деятельности Г. Рафикова. На 25-летнем юбилее, например, участвовали и выступали такие видные люди, как Ф. Амирхан, Г. Гали, Ш. Ахмадеев3. Татарский писатель Ф. Амирхан поместил специальную статью в газете «Кызыл Армия»4, где писал, что 25-летний труд в области воспитания и обучения молодого поколения является большим героизмом, особенно в такой слободе, как Адмиралтейская, где народ не особо отличается своей грамотностью и пониманием важности такого дела, как обучение русской грамоте. Г. Рафикова писатель отнес к числу народных учителей, которые «являются истинными служителями народа и просвещения»5. Ш. Ахмадеев называл Г. Рафикова «красным учителем». Он сравнивал его с величайшими просветителями и учеными Ш. Марджани и И. Гаспринским. Но в отличие от них, отмечал Ш. Ахмадеев, Г. Рафиков относится к той категории тружеников, которые хотя и вкладывают много сил на пути просвещения народа, их имена остаются неизвестными для широкой общественности6. По сообщению газеты «Кызыл Армия» от 16 сентября 1919 г. на юбилее Г. Рафикова «народу было очень много: народного учителя поздравляли с утра до самого вечера. Ученики носили его на руках, кидали на небо».
На вечере празднования 30-летия педагогической деятельности Г. Рафикова от имени Академцентра Татнаркомпроса его поздравил заместитель председателя Академцентра М. Курбангалеев. Сохранилась рукопись поздравительной речи*, в которой отмечается: «Педагогическая сфера деятельности всегда бывает скромна, монотонна, и в общем незаметна, но если она совершается настойчиво, с осознанием своего долга перед рабоче-крестьянской массой, с искренним желанием положить хоть один камень в воздвигаемое здание ее культурного развития, то она дает свои добрые плоды, и такой работник просвещения всегда может рассчитывать на благодарность не только своих питомцев, но и всего просвещенного общества, всей трудящейся массы». М. Курбангалеев называл 30 лет служения татарскому народу, две трети которых пришлось на время царизма, «воистину великим подвигом». Ученики Г. Рафикова посвятили ему поздравительное письмо. Они очень высоко оценили труд своего любимого учителя. Было отмечено, что Рафиков успешно выполнил свою миссию, которая заключалась, во-первых, в поддержке джадидизма, реформаторской мысли, во-вторых, в активном участии в просвещении татарского народа, воспитании татарской молодежи**.
30 марта 1963 г. в Казани состоялся торжественный вечер, посвященный 90-летию педагогической деятельности Г. Рафикова. А на 100-летнем юбилее присутствовали его ученики, друзья: А. Бикчантаева, Х. Туфан и др. Сохранились письма, где Х. Туфан называет сына Г. Рафикова Хабиба «последним могиканом той красивой счастливой семьи»7.
Современники ценили Г. Рафикова, как выдающегося и талантливого педагога, учителя, посвятившего свою жизнь самому святому делу — воспитанию и обучению молодого поколения. С тех пор прошло много времени. Не осталось в живых тех, кто работал, общался с ним. Но мы помним учителя, изучаем и стремимся опираться на его педагогический опыт. Так же, как и он, считаем, что будущее татарского народа — в руках просвещенного молодого поколения.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Рафиков Г. В. // Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 463.
2. Әмирхан Ф., Рәфыйков Г. Ана теле: 3 к. – Казан, 1918-1919.
3. Әхмәдиев Ш. Габдрахман иптәш Рәфыйковның юбилее // Кызыл Армия. – 1919. – 14 сентябрь.
4. Әмирхан Ф. Егерме биш еллык хезмәт // Кызыл Армия. – 1919. – 12 сентябрь.
5. Там же.
6. Габдрахман иптәш Рәфыйковның юбилее // Кызыл Армия. – 1919. – 14 сентябрь.
7. Туфан Х. Әсәрләр. – Казан, 2010. – Т. 5. – Б. 173.
Ляля Муртазина,
кандидат педагогических наук,
Гульназ Латыпова,
соискатель Института истории
им. Ш. Марджани АН РТ
* Рукопись М. Курбангалеева хранится в личном архиве внучки Г. Рафикова Наили Рафиковой.
** Письмо хранится в личном архиве Н. Рафиковой.