Р. Садыкова. «Как живет наша деревня» (По рубрикам газеты «Новая деревня» 1920-х гг.)

«Как живет наша деревня»
(по рубрикам газеты «Новая деревня» 1920-х гг.)
Газета «Новая деревня», созданная в 1924 г., являлась органом ВКП(б) и Наркомзема ТАССР. Она была призвана не только утолить информационный голод крестьян, но и помочь им в решении насущных проблем. Редакция так рассказывала о первых шагах газеты: «С большим трудом приходилось закладывать фундамент “Новой деревни”. Редакция была тогда бедна, типографии своей не было. Подписчиков крестьян почти не было. Тираж “Новой деревни” в первый год своего существования колебался от 3 500 до 7 000 экз.»1
Тираж издания на протяжении всего периода существования, действительно, сильно менялся, то увеличиваясь, то уменьшаясь. На него влияли и время года (подписка, как правило, падала в период весенне-полевых работ), и работа почты (в ее адрес было много нареканий), и деятельность агентов по распространению.
По условиям лотереи, проведенной весной 1925 г., в которой был разыгран трактор, его могла бесплатно получить та волость, где на каждые пять русских дворов приходился один экземпляр газеты2. В результате тираж газеты к июню 1925 г. составил 21,5 тысяч экземпляров3.
1 ноября 1925 г. редакция объявила о втором тираже лотереи, в которой мог участвовать каждый подписчик «Новой деревни». Здесь разыгрывались сельскохозяйственные животные, орудия, инвентарь4. Итоги лотереи широко освещались в газете, в ней также были напечатаны фамилии и фотографии счастливых обладателей призов5.
Однако во второй половине года тираж газеты начал медленно, но неуклонно падать, составив в декабре лишь 15,5 тысяч экземпляров. Как удалось выяснить редакции, это было связано с плохой доставкой газет. Нередки были случаи, когда номера месяцами лежали в волисполкомах, не доходя до адресата, либо отправлялись в другой кантон, где и застревали.
«Новая деревня» в течение 1925-1926 гг. выходила один раз в неделю на восьми больших страницах. Газета регулярно знакомила читателей с событиями международной и внутренней жизни страны в рубриках «Что случилось за неделю», «По всему свету», «По нашему Союзу Советских Республик». Здесь размещалась информация широкого общественно-политического диапазона — от китайской революции до забастовок английских шахтеров, публиковались материалы о состоявшихся съездах, пленумах и конференциях партии.
Целый ряд рубрик был посвящен сельскому хозяйству: «Без помощи науки деревню не поднять», «Из крестьянской практики», «Советы ветеринара», «На сельскохозяйственных выставках», «Весенний сев близится — готовьтесь», «Уголок пчеловода», «Огород» и др.
Значительное место в газете занимали вопросы кооперативного строительства (рубрики «Наша сельская кооперация», «Не кооперация плоха — плохи кооперативы»), налогообложения и страхования («Спешите со сдачей единого», «Селькор, пиши о страховке!», «Вносите в срок сельхозналог»), режима экономии («Береги советскую копейку», «Режим экономии в деревне»).
Деятельность партийных, советских и комсомольских органов находила отражение в рубриках «Партия и комсомол в деревне», «Подходят скоро перевыборы Советов», «Дела сельсоветские», «За оживление сельсоветов» и др.
Рубрика «Как живет наша деревня» в основном содержала подборки материалов о деятельности сельсоветов, культурно-просветительских учреждений о новых традициях и праздниках. Эти вопросы поднимались также в рубриках «На фронте просвещения», «За новый быт», «Женщина на новом пути», «Крестьянка, не отставай», «На борьбу с самогоном».
Достаточно регулярно заявляла о себе рубрика «Полезные советы». В ней помещались весьма интересные и нужные советы по широкому кругу вопросов, например, «Как устроить русскую печь», «Какие лекарственные травы надо собирать», «Как самому сделать лыжи», «Летний спорт в деревне», «Бешенство и как от него уберечься». Газета также публиковала рекламу и объявления, регулярно знакомила крестьян с ценами в Казани на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.
С ноября 1927 г. газета «Новая деревня» начала выходить два раза в неделю объемом в восемь и четыре страницы. Полиграфический уровень несколько снизился, меньше стало в газете иллюстраций. Язык в определенной степени утратил живость, стал более сухой. Иногда редакция помещала разъяснения непонятных слов, но их объем и содержание вряд ли могли вполне удовлетворить сельскую аудиторию.
Редакция активно расширяла и географию сообщений, публикуя материалы о других регионах и зарубежных странах. Газета 1927-1928 гг. изобилует информацией о международных событиях в Китае, Англии, Афганистане, Польше, Прибалтике. Среди регулярно выходивших рубрик этого периода — «За снижение розничных цен», «Против бюрократизма, волокиты и бесхозяйственности», «Что читать селькорам (крестьянам)», «В кантонах Татарии», «Казань», «Городские новости», «Наука и техника», «Суд», «Все хлебные излишки на рынок», «Заем укрепления в каждое хозяйство». Много публикаций помещалось в рубриках-однодневках, появлявшихся в связи с проводимой кампанией или актуальными событиями дня.
В феврале 1927 г. Наркомат земледелия совместно с редакцией газеты «Новая деревня» в целях стимулирования опытного хозяйства в республике объявил смотр-конкурс крестьян-опытников. Все материалы, присылаемые ими по результатам проведенных работ, было решено публиковать на страницах газеты.
Некоторые итоги смотру подвел I Всетатарский съезд крестьян-опытников, который открылся в Казани 18 октября 1927 г. На него прибыло 119 делегатов, из них около 100 крестьян, а также представители школ крестьянской молодежи, колхозов, волостные и участковые агрономы. В своих выступлениях делегаты останавливались на вопросах методики опытного дела, жаловались на нехватку инструкторов и высказывались за создание опытных делянок в каждой волости6.
Много материалов публиковалось о деятельности партийных и комсомольских ячеек в рубрике «Партия и комсомол в деревне». В них поднимались вопросы работы деревенских ячеек РКП(б) с батрачеством, группами бедноты, партийной учебы, участия членов партии и комсомольцев в весенней посевной кампании. Читатель мог получить информацию о том, что за оппозиция существует в рядах РКП(б).
Заметки крестьян в рубрике «Партия и комсомол в деревне» касались более прозаических вещей: пассивности коммунистов и комсомольцев в жизни деревни, фактов их антиобщественного поведения (пьянства, хулиганства). Сообщалось и о положительных примерах: члены ячеек организовывали различные кружки, проводили подписку на газеты и журналы, выпускали стенгазеты, устраивали спортплощадки и опытно-показательные огороды.
Противоречивую картину выявило проведенное в апреле 1927 г. выборочное обследование областной контрольной комиссии применения членами партии агрокультурных знаний. Из 74 опрошенных коммунистов (63 из которых были непосредственно связаны с крестьянским хозяйством), только девять использовали четырехпольную систему, на многополье не перешло ни одно хозяйство. Хозяйство велось дедовским способом, улучшением пород скота почти никто не занимался. Некоторые коммунисты-середняки вели хозяйство кое-как неряшливо из-за предубеждения, что коммунистам неудобно жить в достатке, и из-за боязни, что «сочтут за богатея».
В бытовых вопросах коммунисты ничем особо не отличались от беспартийных, разве что отношением к религии. Они не крестили детей, не носили их к муллам, не посещали церкви и мечети. Именно из семей коммунистов чаще всего вербовались комсомольцы и пионеры. Однако особой активностью в посещении изб-читален, в участии на выборах они не отличались7.
Одним из наиболее злободневных вопросов рассматриваемого периода было развитие кооперации. К нему редакция обращалась часто. В 1928 г. рубрика «По кооперативам Татарии» выходила 20 раз. Здесь помещались заметки крестьян, подборки сообщений о нарушениях в деятельности кооперативов, потребительских обществ, о ходе кооперирования бедноты и т. д. Письма о положительном опыте работы кооперативов были довольно редким явлением.
Одна из главных тем «Новой деревни» — культурная жизнь села. Редакцией была открыта рубрика «Что читать крестьянину» («Книгу в деревню»). Выходила она в течение 1928 г. более 40 раз. Помимо названий и авторов изданий здесь содержались сведения о стоимости, объеме, иногда о месте приобретения книги, а также излагалось ее краткое содержание. Более половины из аннотированных изданий 1928 г. касалось вопросов сельского хозяйства. Так, книга Н. А. Бухарина «Что может дать трактор крестьянину» показывала преимущества артели, содержала описание устройства и работы трактора, ухода за ним. Издание Наркомата земледелия освещало пути переустройства сельского хозяйства ТАССР. Работа Дудинского «От старого — к новому земледелию» рассказывала о жизни заграничных крестьян и новом земледелии.
Редакция не обходила вниманием «простые научные книжки». Среди них: Гремяцкий М. «Как произошел род человеческий», Демидов М. «Приметы и предсказания», Малинко «Как Чарльз Дарвин произвел революцию в науке». Издательство «Безбожник» представляло стихи, «безбожные песни и частушки», рассказы о «пьяных» религиозных праздниках. Почти два десятка книг на самую различную тематику было предложено крестьянкам. Организаторам деревенских драмкружков адресована книга Толбузина «Устройство театра в деревне». Ее читатель знакомился с оборудованием сцены, изготовлением декораций, бутафории, костюмов. Рубрика также предлагала сборники стихов, пьес, песен, игр для организации вечеров-посиделок.
Однако крестьяне не только читали, но и сами пробовали заниматься творчеством. Эта потребность вызвала появление рубрики «Литературная страница». Начало ей было положено в 1925-1926 гг., когда выходили подборки «Крестьянские стихи», «Творчество рабочих и крестьян». Наиболее активными авторами были Виктор Пименов — молодой селькор «Новой деревни» из д. Иж-Борискино Спасского кантона (опубликовал 10 произведений), Петр Осипов (псевдонимы Анненков, Анненский), также селькор из с. Анненково Буинского кантона (9 стихотворений и несколько обзоров литературной жизни), Петр Радимов — 7 стихотворений. Тематика произведений, в основном, касалась сельскохозяйственных работ, организации нового быта, несколько частушек было посвящено перевыборам и займу. Не последнее место занимала работа комсомола и селькоров.
Кроме стихов, в рубрике было опубликовано несколько рассказов, хроника литературной жизни в стране и республике, обзор художественных новинок, отзывы редакции на произведения деревенских писателей и поэтов. В отзывах нередко содержалась весьма резкая и нелицеприятная критика произведений начинающих авторов: «Ваш рассказ написан бледно и вяло»; «В ваших размерах нет ни размера, ни рифмы, их вообще трудно считать стихами»; «Главный недостаток вашего стихотворения — его полная безграмотность, а также высокопарность и обилие общих мест». Редакция призывала авторов больше учиться, рекомендовала для самообразования ряд книг по технике написания стихов.
«Литературная страница» рассказывала и о попытках крестьянских поэтов и писателей республики создать свои объединения. Так, литературный кружок существовал в с. Б. Фролово Буинского кантона. В мае 1927 г. им был организован «Литературный день», в котором приняло участие около 80 крестьян и просвещенцев окрестных сел. Присутствовала на мероприятии и Вера Николаевна Фигнер, приехавшая из Москвы погостить. Были заслушаны доклады о художественной литературе, о Союзе крестьянских писателей, отрывки из книги В. Фигнер «Запечатленный труд», стихи, рассказы и очерки местных авторов8.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Новая деревня. – 1926. – 8 мая.
2. Там же. – 1925. – 17 мая.
3. Там же. – 8 мая.
4. Там же. – 13 сентября.
5. Там же. – 1926. – 10, 31 января.
6. Там же. – 1927. – 22 октября.
7. Там же. – 3 июля.
8. Там же. – 10 июля.
Публикацию подготовила
Римма Садыкова,
кандидат исторических наук