«Ислам в Крыму: изучение и сохранение памятников культуры»

Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
08.12.2016
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2016

«Ислам в Крыму: изучение и сохранение памятников культуры»

29 сентября 2016 г. в г. Старый Крым состоялся круглый стол «Ислам в Крыму: изучение и сохранение памятников культуры», организованный Институтом истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан совместно с Государственным Эрмитажем.

Мероприятие было посвящено истории изучения и сохранения памятников истории и культуры крымско-татарского народа, ислама в Крыму. В круглом столе приняли участие ученые, краеведы, представители общественности и государственных органов власти из Санкт-Петербурга, Симферополя, Казани и Старого Крыма.

«Данный круглый стол является результатом плодотворной работы Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, который продолжает комплексное изучение историко-культурного наследия крымско-татарского народа. Перед Крымским научным центром стоит сложнейшая задача — написать фундаментальный академический труд по истории Крыма и крымско-татарского народа. Первым шагом на этом пути является изучение, описание и учет историко-культурного наследия крымско-татарского народа», — отметил директор Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Р. С. Хакимов.

Ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа, руководитель Старокрымской археологической экспедиции М. Г. Крамаровский в своем выступлении подчеркнул, что проведение данного мероприятия — дань памяти ученым-исследователям, которые изучали историю и культуру Крыма, проводили археологические исследования в Старом Крыму и многие из которых были репрессированы в 1930-е гг.

В рамках круглого стола состоялась презентация первого тома «Свод памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар», представляющего детальное освещение сохранившихся и утерянных объектов историко-культурного и архитектурного наследия крымских татар в г. Бахчисарае. Свод памятников был подготовлен Крымским научным центром Института истории им. Ш. Марджани АН РТ в рамках государственной программы Республики Татарстан «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2014-2016 гг.)» и при поддержке Президента Республики Татарстан Р. Н. Минниханова.

В книгу вошли описания объектов, состоявших на учете в реестре памятников археологии, архитектуры и истории г. Бахчисарая, и тех, что не находятся под охраной государства, но имеют несомненную историческую и архитектурную ценность. Среди них можно выделить культовые объекты, образцы гражданской архитектуры, общественные сооружения и здания, места захоронений и т. д. Хронологические рамки исследования охватывают XIII — первую половину XX в.: с начала становления и формирования крымско-татарско-мусульманской градостроительной и культовой архитектурной традиции в период Золотой Орды до трагических событий депортации крымских татар.

Первый том положил начало масштабному проекту по составлению полного свода памятников историко-культурного наследия крымских татар на территории всего полуострова.

По мнению руководителя Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Э. Х. Сейдаметова, применение опыта казанских ученых-историков по отношению к крымско-татарскому историко-культурному наследию будет иметь положительный результат. Он выразил благодарность в адрес Президента Республики Татарстан Р. Н. Минниханова и ученых Института истории им. Ш. Марджани АН РТ за всестороннюю поддержку в деле сохранения наследия крымских татар.

В рамках работы круглого стола заведующий кафедрой истории Крымского инженерно-педагогического университета, старший научный сотрудник Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук Э. И. Сейдалиев поделился опытом раскопок некрополя Кемаль-Ата на территории Старого Крыма и поднял в своем докладе актуальные вопросы изучения и сохранения древних мусульманских кладбищ Крыма.

Отдельное внимание участники мероприятия уделили проблеме изучения историко-культурного наследия разнообразных этнических групп Крыма, так сотрудник Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, кандидат исторических наук Д. А. Прохоров выступил с докладом о жизни караимской общины Старого Крыма в период XIX — начала XX в.

Научный сотрудник Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат филологических наук Р. Р. Абдужемилев посвятил свой доклад изучению мусульманских памятников Карасубазара, города, который, наряду с Солхатом (ныне Старый Крым) являлся важным звеном Великого шелкового пути. О жизни мусульманской общины Карасубазара в период политических преобразований 1920-1930-х гг. рассказал ведущий научный сотрудник Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, доцент кафедры истории Крымского инженерно-педагогического университета, доктор исторических наук Г. Н. Кондратюк.

С докладами о мусульманском наследии Бахчисарая выступили заведующая Мемориальным музеем Исмаила Гаспринского Э. Э. Абибуллаева и научный сотрудник Музея истории и культуры крымских татар Э. Э. Османов. Мусульманским культовым сооружениям Гезлева* был посвящен доклад научного сотрудника Института археологии Крыма С. В. Приднева.

Интерес вызвало выступление директора Культурно-этнографического центра «Коклуз», руководителя проекта «Развитие этнографического туризма в Бахчисарайском районе Крыма» Р. В. Саранаева, который подробно ознакомил аудиторию с особенностями архитектуры жилища крымских татар и презентовал проекты современных домов и общественных сооружений в традициях крымско-татарской архитектуры.

Заведующий отделом новой истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, доктор исторических наук И. К. Загидуллин посвятил свой доклад исламским институтам, в частности, провел сравнение опыта функционирования Таврического магометанского духовного правления и Оренбургского магометанского духовного собрания.

Заведующий Северо-Западным научным центром им. Л. Н. Гумилева Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат военных наук Ш. К. Ахметшин поделился опытом по изучению исторического наследия татарского народа и презентовал монографии, изданные научным центром.

 

 

 


* Гезлев — комплекс средневековых памятников в г. Евпатории.

Другие статьи
Общественно-правовые явления этносов имеют как общие черты, так и свои особенности, которые произрастают из предшествующих и трансформируются в новые формы.
История Чистополя как городского поселения начинается с 1781 г., когда село Чистое Поле согласно указу Екатерины II было преобразовано в уездный город Казанской губернии.
Публикуемые документы отражают одну из страниц повседневной жизни российского общества, связанную с особенностями права владения феодально-зависимым населением и осуществления собс
В процессе адаптации Крыма к реалиям Российской империи важнейшую роль играли представители российской императорской династии Романовых.
Важнейшей задачей внутренней национальной политики Российской империи пореформенного периода являлась интеграция нерусских народов, так называемых «инородцев» в российское социокул
После судебной реформы второй половины XIX в. представители судебного ведомства Российской империи активно занимались общественной деятельностью.