И. Шагапова. Шамсуддин Заки (К 190-летию со дня рождения)

Рубрика:
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
21.11.2011
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2011

Шамсуддин Заки

(К 190-летию со дня рождения)

В 2011 г. исполнилось 190 лет со дня рождения известного поэта-суфиста, крупного поэта-лирика Шамсуддина Заки. Габдулла Тукай называл его «Матерью Марией»* среди поэтов того времени.

Генеалогическое древо рода Шамсуддина Заки берет начало в с. Каюки ныне Спасского района Республики Татарстан. Его предки, спасаясь от насильственного крещения, переселились из этого села в д. Ишметово на р. Изяк Оренбургской губернии (ныне Куюргазинский район Республики Башкортостан. — И. Ш.). В ней и родился в 1821 г. в семье муллы Шамсуддин Заки (настоящее имя Губайдуллин Шамсуддин Ярмухаммад угълы). Он был долгожданным ребенком, но появился на свет слепым1. В четыре года Шамсуддин отличался правильной, обдуманной речью, феноменальной памятью. Учился сначала в своей деревне, затем — в медресе соседних сел.

Когда Шамсуддину едва исполнилось тринадцать лет, не стало отца, и мать отдала его в медресе Кутгильде, расположенное в тридцати верстах от родной деревни. Здесь мальчик впервые столкнулся с лишениями и равнодушием, несправедливостью. У бедного сироты, вдобавок незрячего, не было даже своего места, спал он обычно в ногах у богатых надменных шакирдов. Но это не помешало Шамсуддину за зиму одолеть весь курс грамматики, за весну и лето — персидский язык. Через год он знал наизусть в оригинале произведения знаменитых поэтов — Ф. Аттара**, Саади***. В эти годы в нем пробуждается поэтический талант, он начинает слагать стихи, которые вслух иногда читал вечерами перед сном.

Биографы поэта отмечают его яркую одаренность: он знал наизусть не только Коран, но многие другие книги на арабском и персидском языках и впоследствии стал мударрисом.

В двадцать три года Ш. Заки переезжает в Казань, поступает в Приозерное медресе, в котором обучался в течение семи лет. Еще в годы учебы начал обучать шакирдов начальных классов2.

После организации медресе в родной деревне, в возрасте тридцати лет, вернулся на малую родину, учительствовал. Спустя три года из-за конфликта со старейшинами в д. Зяк-Ишметово вынужден был с группой шакирдов перебраться в медресе д. Стерлибашево Уфимской губернии. Здесь ему было суждено стать учителем будущего знаменитого поэта Мифтахетдина Акмуллы, обучать, а затем работать с поэтом Гали Чокрый.

В 1865 г. Ш. Заки с односельчанами отправляется в хадж. До Черного моря они идут пешком. Но, не выдержав длительной нагрузки в пути, поэт умирает в возрасте сорока четырех лет.

Гали Рахим так нарисовал образ поэта: «Несмотря на то, что он был “сукыр суфий”, этот человек предстает перед нами не жалким, еле передвигающим ноги, плетущимся с палкой в руках слепым стариком, наоборот, мы видим его сказочным богатырем, стремящимся вперед, к своей цели, с поднятой головой; он идет уверенными шагами, побеждая на своем пути всех противников, заставляя дрожать даже землю от своей твердой поступи»3.

Ш. Заки в своей поэзии, особенно в «Эррисалэтель фэриза» («Книга об обязанностях»), написанной по-арабски, утверждал суфизм. Однако взгляды его противоречивы: он признает необходимость движения мысли. Далеко не всегда мирится с мистикой. Именно эти качества делали поэта принципиальным, его ум — реалистичным.

Ш. Заки был хорошо знаком с творчеством поэтов Востока — Х. Д. Руми****, Низами*****, Навои*, Физули**. «Благодаря Шамсетдину Заки, — отмечал Г. Рахим, — мы имеем связь не только с такими поэтами, как Суфи Аллаяр***, Ясави****, которые были не только поэтами настоящего суфистского направления, но и непосредственно с классиками узбекской литературы, с Навои и другими. Он связывает, пожалуй, поволжскую литературу с золотым веком узбекской литературы»4.

Поэтический талант Ш. Заки привлекает внимание многих ученых. Около сорока его стихов, вошедших в рукописный сборник, составленный его односельчанином Зиннатуллой Мухаммедрахимом, сохранились в архиве Ризаэтдина Фахретдинова и дошли до наших дней5.

Одним из центральных мотивов его творчества, как отмечалось, является суфизм, в основе которого лежит идея стремления человека к совершенству, любовь к Аллаху. Для творчества Ш. Заки характерны также темы любви к богу, любви к женщине, мотивы отречения от мира, от жизни. Однако грустные настроения поэта сменялись, как у Навои, мотивами жизнелюбия. В отличие от остальных поэтов суфистского направления он призывал людей быть деятельными, быть дружелюбными, помогать друг другу.

Лирический герой поэта не доволен собой: он обвиняет себя в беспечности, испорченности, алчности. Для избавления от этих пороков он находился в поисках правильного пути. По мнению поэта, одной из причин, способствующих отдалению от Аллаха, является увлеченность этим бренным миром, материальной и комфортной жизнью6.

Ш. Заки использует в своих стихах символические образы: «пэрвэнэ» (бабочка, летающая вокруг огня) — это символ жертвы своей души ради любви; «базар» — в творчестве поэта это вселенная или судьба; «вэслэт» — встреча с Аллахом через зикер (молитву); «гамь» — грусть, тоска, печаль, которая находится в душе человека; «дэргях» — порог двери или место, где живут дэрвиши*****.

В творчестве Ш. Заки особое место занимают газали — стихотворения о любви. Он творил и в других жанрах, таких, как мадхия, рубаи, кыйтга, фард.

Шамсуддин Заки вошел в историю татарской и башкирской литературы как крупный поэт-лирик философского склада, оказавший определенное влияние на развитие эстетической мысли тюркоязычных народов в XIX в.

***

Недавно нашу редакцию посетила праправнучка Шамсуддина Заки Люция Шакирзяновна Антонова. Она поделилась историей своей семьи, рассказала много интересного о своем роде. В результате изучения своей родословной она собрала информацию о своих родственниках. Генеалогическое древо, в основании которого Султан — Фаткулла — Ярахмад — Шамсуддин Заки, имеет очень широкую крону. Все ныне живущие потомки тесно общаются друг с другом, чтят память предков.

Летом 2010 г. родственники побывали на родине Шамсуддина Заки в д. Зяк-Ишметово Куюргазинского района Республики Башкортостан: на улице, носящей его имя; в доме, где он жил последнее время; на обустроенном роднике, расположенном на той же улице. Посетили школу, встретились с ее учителями и учениками. Познакомились с экспонатами школьного музея, увидели картину местного художника, на которой, по описанию старожилов, изображен Шамсуддин Заки с книгой в руках. На стене школы висит мемориальная доска, на которой написано на двух языках (татарском и русском): «В деревне Зяк-Ишметово жил и работал видный поэт-просветитель башкирского и татарского народов Шамсуддин Заки. 1821-1865 гг.»

В январе 2011 г. на районном конкурсе школа Зяк-Ишметово заняла третье место, выступив с лекцией на татарском языке на тему «Род Шамсуддина Заки не прерывается».

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Шарипова З. Я. Пером и словом. Литературоведение. – Уфа, 1993. – С. 122.

2. Татарская энциклопедия. – Казань, 2005. – Т. 2. – С. 419.

3. Рәхим Г., Газиз Г. Татар әдәбияты тарихы. – Казан, 1925. – Б. 188-189.

4. Шунда ук. – Б. 180.

5. Татар әдәбияты тарихы. – Казан, 1985. – 2 т. – Б. 171.

6. Миңнегулов Х., Садретдинов Ш. XIX йөз татар әдәбияты. – Казан, 1982. – Б. 31.

 

Ильсия Шагапова

 

* «Мать Мария» — «Марьям Ана» — так татары называют небольшой стержень в четках в виде поплавка, как бы возглавляющий 99 бус, нанизанных на шнурок.

** Фарид ал-Дин Аттар — знаменитый персидский поэт и суфийский агиограф, родился в 1119 г. в Керкене.

*** Абу Мухаммад Муслим ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази — персидский поэт-моралист, родился в 1181 г. в Ширази.

**** Известный обычно как Руми или Мевляна (30 сентября 120717 декабря 1273) — выдающийся персидский поэт-суфий. Иногда его называли также Мавлана Джалал ад-Дин Мухаммад Балхи по названию города Балха, откуда он родом.

***** Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф — персидский (или иначе иранский) поэт, крупнейший поэт-романтик и мистик, который привнес в средневековую персидскую эпическую поэзию разговорную речь и реалистический стиль и создал новый стандарт литературного произведения.

*Алишер Навои (Низамаддин Мир Алишер) (9 февраля 14413 января 1501) — выдающийся поэт Востока, философ суфийского направления, государственный деятель тимуридского Хорасана.

** Физули — литературный псевдоним (тахаллус) Мухаммеда ибн Сулеймана (другая транскрипция Мехмед бин Сулейман или Магомед Сулейман оглы Физули) поэта и мыслителя XVI в. из Ирака, входившего тогда в состав государства Ак-Коюнлу, а позднее — государства Сефевидов и Османской империи. В разных источниках называется азербайджанским, османским и турецким поэтом.

*** Суфи Аллаяр (1644-1721) — узбекский поэт, философ, представитель суфийского учения в Средней Азии.

**** Ахмед Ясави (около 1105-1166) — среднеазиатский суфийский поэт и проповедник.

***** Мусульманский аналог монаха, аскета; приверженец суфизма.

Другие статьи
В 1994 г. Архивным управлением при Кабинете Министров Республики Татарстан была разработана действующая по сей день система непрерывного архивного образования как составная часть а
Как показывает анализ, в советский период публикаторская деятельность архивов республики в виде издания сборников документов велась достаточно активно, но неравномерно.
Воздух Булгар, твой свет короткий — узкий месяц, руины, степь.
В документе, кроме пустоши, «что бывало Чаллынское городисще», фигурирует целый ряд татарских поселений округи — Чаллы, Шигизда (Шигазда), Пимер, Налгози, Мосляк (Машляк), Би-Юрт,
Татары-мусульмане поселились в Великом княжестве Литовском в конце XIV в. На протяжении нескольких столетий они сохраняли экономические, культурные и конфессиональные связи с Крымо
Польское восстание 1863 г. и либеральные реформы 1860-1870-х гг. поставили перед российским правительством вопрос об ускорении интеграции этноконфессиональных меньшинств в общеимпе