Ф. Уразаев. Общефедеральный Сабантуй: вчера, сегодня и завтра

Рубрика:
Тип статьи:
Разное
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
20.05.2011
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1/2 2011

Общефедеральный Сабантуй: вчера, сегодня и завтра

В последнее десятилетие во всех регионах компактного проживания татарского народа возрождается древняя традиция — проведение праздника Сабантуй. Отрадно и то, что многие ученые занимаются исследованием данного культурного феномена, пишут статьи, выпускают книги, издают монографии. Исполком Всемирного конгресса татар (ВКТ) совместно с Министерством культуры РТ уже шестой год проводит в г. Казани методические семинары с режиссерами и организаторами Сабантуя, выпускает методические пособия и музыкальные материалы на аудио- и видеокассетах. В апреле 2004 г. была создана Всероссийская федерация «Татарча кљрђш». Национальная борьба является основным символом и образом Сабантуя.

Десять лет назад был проведен первый федеральный Сабантуй. Возникновение под эгидой Всемирного конгресса татар и Федеральной национально-культурной автономии татар (ФНКАТ) общефедерального праздника, где переходящим символом является «Тулпар ат» («Крылатый конь»), дало новый толчок процессу консолидации нации. Общенациональный праздник татарского народа Сабантуй на III Всемирном конгрессе татар, проходившем 28-29 августа 2002 г., был предложен в качестве номинации для включения в список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО.

Прежде чем определить роль и значение федерального Сабантуя, хотелось бы перелистать страницы истории самого древнего праздника татарского народа.

Когда возник Сабантуй?

Как известно, Сабантуй — праздник доисламского периода. Доисламская идеология Сабантуя заключалась в коллективном принесении жертв Солнцу, небу и духам предков с просьбой о ниспослании благодати, приплода скота и хорошего урожая. Сабантуй по своей сути выполнял функцию закрепления духа с обрядами общественных молений и ритуалами жертвоприношения в честь Тенгри и духов предков перед летним солнцестоянием (конец мая, начало июня по старому стилю). В нем принимала участие только мужская часть населения, женщины ждали мужчин у подножия родовой горы. После совершения моления мужчины спускались вниз и организовывали состязания в стрельбе из лука, конные скачки, борьбу на кушаках и т. п.

Постепенно Сабантуй трансформировался в праздник аграрного характера, т. е. праздник в честь пробуждения природы и повышения плодородия земли. Особенно он закрепился как праздник плуга в сознании татар после принятия ими ислама.

В 30-е гг. XX в. Сабантуй подвергся гонениям и трансформации. В результате определенного компромисса Советская власть была вынуждена разрешить празднование Сабантуя, частично вобравшего в себя ритуалы, функции и символы народных традиций. В этом качестве Сабантуй ныне являет собой пример «воображенной традиции» периода формирования нации, своеобразного синтеза двух праздников и их символической нагрузки.

В советский период истории проведение Сабантуя становится обязанностью партийных органов и органов государственной власти. Однако, несмотря на стремление к унификации, превращение Сабантуя в спортивное и идеологическо-пропагандистское мероприятие, праздник сохранил неповторимый народный дух.

В период 90-х гг. ХХ в. проведение Сабантуя, как традиционного праздника дружбы и созидания, объединило людей вокруг культурных традиций. Сабантуй, сохранив свои древние народные корни и обряды, остался ежегодным всенародным торжеством.

Сабантуй как этнокультурный маркер татарской нации.

Установлено, что праздники, имеющие корни в общинном сознании, служат не только целям объединения всех членов общины, но и соединяют все общины в единую нацию. Такую роль у татар наряду с Джиеном играет Сабантуй. Он стал поистине одним из самых важных индикаторов позитивной самоидентификации современной татарской нации.

На сегодня Сабантуй ассоциируется в коллективном сознании со спортивным праздником и народным гулянием, является свидетельством принадлежности к особой культуре.

Сабантуй стал своеобразным маркером, очерчивающим «границы» татарской нации. Во многих регионах, где татары проживают в диаспорах, именно празднование Сабантуя позволяет им приобщиться к татарской национальной культуре и демонстрировать свою принадлежность к татарской нации. Сегодня этот праздник широко отмечается во всех татарских общинах Российской Федерации, от г. Калининграда до острова Сахалин, в 25 региональных национально-культурных автономиях татар России и 80 общественных организациях, стран ближнего и дальнего зарубежья. Можно сказать, что он вышел за этнотерриториальные рамки. На современном этапе развития Сабантуй, не теряя своего статуса праздника общинного, земляческого, приобретает статус общенационального форума, особой формы репрезентации этничности и идентификации.

О проведении общенационального форума татарского народа впервые заговорили на международной научно-практической конференции «Татары в современном мире». Организованная Академией наук Татарстана в рамках II Всемирного конгресса татар 28 августа 1997 г. в Казани конференция стала важным событием в общественной, научной и культурной жизни татарского народа. Во втором разделе материалов конференции «Экономика — основа основ благосостояния нации» автор статьи свою мысль по данному вопросу излагает следующим образом. Для консолидации нации «в первую очередь необходимо организовать общенациональный форум (акцию), отражающий качественно новый уровень татарского народа. Диапазон его воздействия должен охватить весь татарский мир. Всемирный конгресс татар в будущем представляется как механизм, сохраняющий, защищающий и мобилизующий всю нацию». Поэтому целесообразно сформировать принципы общенационального форума именно на его базе.

 

Общефедеральный Сабантуй.

Новым уровнем трансформации национального праздника на современном этапе стало, как уже отмечалось, проведение с 2001 г. общефедерального Сабантуя региональных национально-культурных автономий татар (РНКАТ) России. Первый такой Сабантуй, организованный под эгидой Совета ФНКАТ (учрежден в 1998 г.), состоялся в центральном парке г. Саратова. Участниками стали команды Совета РНКАТ Ульяновской, Саратовской, Оренбургской, Волгоградской, Ивановской, Тюменской, Нижегородской областей, представители Республики Мордовия и Татарстана. В 2002 г. проведение общефедерального Сабантуя возложила на себя Самарская область, конкретно — Тольяттинская городская национально-культурная автономия татар. Диапазон участников в лице региональных команд национально-культурных автономий татар увеличился в два раза. После определения батыра «Сабантуя-2002» переходящий символ-тугра общефедерального Сабантуя «Тулпар-Ат» впервые в торжественной обстановке был вручен председателем НКА татар г. Тольятти Д. Валиуллиным председателю НКА татар Ульяновской области А. Курчакову.

В 2003 г. общефедеральный Сабантуй собрал представителей НКА татар со всей России в г. Дмитровград Ульяновской области, в 2004 г. он проводился в Йошкар-Оле, в 2005 г. — в Нижнем Новгороде, в 2006 г. — в Саранске, в 2007 г. — в Челябинске, в 2008 г. — в Астрахани, в 2009 г. — в Ульяновске, в 2010 г. — в Ижевске.

Основанием для проведения общефедерального праздника Сабантуй стало подписанное 4 июня 1999 г. Кабинетом министров РТ, Исполкомом ВКТ, Советом ФНКАТ соглашение о культурном, экономическом и научном сотрудничестве. В 2002 г. в новой Конституции РТ появилась ст. 14 «Об оказании содействия РТ татарам, проживающим за пределами республики».

В рамках Сабантуя 2009 г. в Ульяновске состоялась оформленная в национальном стиле выставка-ярмарка «Татар базары», основными участниками которой были производители товаров из Татарстана, Башкортостана, Чувашской Республики, а также Ульяновской, Самарской, Владимирской и Пензенской областей. От Республики Татарстан приняли участие 14 организаций и предприятий, представившие различную сувенирную и печатную продукцию, изделия национальной кухни, ремесленные товары, национальную одежду и обувь. Из официальных лиц Республики Татарстан в национальном празднике приняли участие Председатель Государственного Совета РТ Ф. Х. Мухаметшин, Председатель Исполкома ВКТ Р. З. Закиров, заместитель министра культуры РТ Г. Р. Нигматуллина, начальник управления по вопросам внутренней политики Аппарата Президента РТ А. М. Терентьев.

На современном этапе Сабантуй является неотъемлемым и органичным элементом традиционной народной татарской культуры, а также культуры других народов Республики Татарстан и Российской Федерации. Это — праздник дружбы, межнационального согласия. Его интегративные функции, как представляется, будут только усиливаться год от года.

 

Фотографии из личного архива Ф. Уразаева.

Фарит Уразаев,

член бюро Исполкома ВКТ,

сопредседатель Совета ФНКАТ России

Другие статьи
Стихотворение. Перевод с татарского языка Веры Хамидуллиной
В работе дается подробный эпиграфический, лингвистический анализ татарских эпитафий 1550 и 1553 гг. сохранившихся в с. Карино Слободского района Кировской области.
Статья знакомит с вновь выявленным списком родословной Кара бека, хранившимся у профессора Рустама Байкеева.
В публикации проводится источниковедческий анализ газеты «Новая деревня»
Журнал продолжает публикацию показаний Мирсаида Султан-Галиева, начатую в прошлом номере (начало см. в № 3/4 за 2010 г., с. 113-130)
Рассматривается история мобилизации трудовых резервов в промышленности Татарской республики в 1941-1945 гг.