З. Гарипова, А. Кабирова. З. И. Гильманов:штрихи к портрету ученого (К 90-летию со дня рождения)

Публикация посвящена участнику Великой Отечественной войны, заслуженному деятелю науки ТАССР, заслуженному работнику культуры РСФСР, доктору исторических наук, профессору З. И. Гильманову (1925-1991). Он внес большой вклад в изучение отечественной и региональной историографии Великой Отечественной войны
Рубрика:
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
20.11.2015
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2015

З. И. Гильманов: штрихи к портрету ученого

(К 90-летию со дня рождения)

В год юбилея Великой Победы исполнилось бы 90 лет участнику Великой Отечественной войны, заслуженному деятелю науки ТАССР, заслуженному работнику культуры РСФСР, доктору исторических наук, профессору Зямилю Ибрагимовичу Гильманову. Он относится к числу наиболее видных и авторитетных историков Поволжья, внесших заметный вклад в изучение отечественной и региональной историографии Великой Отечественной войны.

Родился З. И. Гильманов 3 июля 1925 г. в с. Теплый Стан Кошкинского (ныне Елховского) района Самарской области в семье учителей. Когда ему исполнилось семь лет, в связи с новым назначением отца семья переехала в Ульяновскую область. Зямиль хорошо учился в школе, активно участвовал в общественных мероприятиях, пользовался авторитетом как среди сверстников, так и среди взрослых. С детства его отличали огромное трудолюбие, неуемная жажда знаний, упорство в достижении поставленной цели.

В феврале 1943 г. З. И. Гильманова призвали в ряды Красной армии. Ему не было еще и 18 лет, когда он стал курсантом 2-го Орджоникидзенского военно-пехотного училища. На фронт попал в марте 1945 г. В качестве командира стрелковой роты в составе действующих частей 4-го Украинского фронта Зямиль Ибрагимович участвовал в боевых действиях на территории Польши, Чехословакии, Германии. После победы над Германией в составе войск 2-го Дальневосточного фронта был направлен на восток — для борьбы против милитаристской Японии. После окончания войны продолжил армейскую службу на Крайнем Севере, на Чукотке (в п. Анадырь и в Бухте Провидения)*.

Великая Отечественная война оставила в памяти З. И. Гильманова неизгладимый след. Незадолго до ухода из жизни Зямиль Ибрагимович рассказал корреспонденту газеты «Наука» Е. И. Викторовой о том, что никак «не может забыть глаза немецкого солдата, неожиданно наскочившего на него». Принимать решение нужно было мгновенно: либо ты убиваешь, либо убьют тебя. И выстрелил… Много потом было в биографии З. И. Гильманова разных событий — и радостных, и печальных, но взгляд того солдата он запомнил навсегда1.

Еще об одном эпизоде фронтовой жизни З. И. Гильманова поведал нам его близкий друг полковник, военный журналист Дмитрий Азов. Он вспоминал: «Стоит батарея на конной тяге в перелеске, а внизу, под горой — чешский городок. За ним, на взгорке, окопались гитлеровцы. Несколько минут вела по нему огонь батарея, но враг продолжал огрызаться. Нужно сменить огневую позицию, прорваться в город, а противник не дает носа высунуть из леса. Надо преодолеть открытый участок. Он как на ладони. Несколько батарей пытались сделать это. Не получилось. Гибли люди, кони. А пехота просила огня.

Командир дивизиона радировал из города, освобожденного нашими войсками: “Сменить позицию в район городской площади”.

Зямиль садится на головного коня, говорит батарейцам: “Сейчас, ребята, наше главное оружие — скорость и внезапность. Прорвемся!..”

Вокруг рвались снаряды. Свистели осколки. Но Зямиль, казалось, не замечал их. Вперед, вперед! Он прорвался-таки сквозь огневой заслон в город. Развернул батарею. И полетели мины. Облегченно вздохнула пехота. Подавленный метким огнем, враг отошел на новую позицию»2. Через несколько дней командир полка вручил З. И. Гильманову орден Красной Звезды.

Потом были другие награды: орден Отечественной войны, медали «За победу над Германией» и «За победу над Японией». Через тридцать лет после войны — за доблесть и отвагу, проявленные при освобождении города Вратимов, З. И. Гильманов был избран почетным гражданином города Вратимов3.

Фронтовые заслуги Зямиля Ибрагимовича запечатлены в целом ряде публикаций, в частности в статьях Д. Азова «Друг мой Зямиль» (журнал «Советский воин», 1969, № 5), «Товарищ лейтенант» (газета «Красный воин», 1969, 24 октября), «Сто моих братьев» (журнал «Коммунист Вооруженных Сил СССР», 1982, № 24). Позднее появились статьи, в которых З. И. Гильманов предстает перед читателями уже как ученый, профессионал своего дела4.

После демобилизации в 1947 г. З. И. Гильманов поступил на историко-филологический факультет Казанского университета. По окончании обучения его, именного стипендиата, оставили в аспирантуре. Темой своей будущей научной работы Зямиль Ибрагимович избрал историю Татарстана в годы Великой Отечественной войны, так как считал самым важным делом своей жизни увековечить имена и подвиги фронтовиков и тружеников тыла, приложивших неимоверные усилия для достижения Победы.

Несмотря на то что диссертация была завершена в срок, представлять ее к защите З. И. Гильманов не спешил. Его годы учебы в аспирантуре пришлись на время хрущевской оттепели. Новые исторические реалии потребовали уточнения некоторых выводов уже завершенного научного исследования, более глубоких аналитических выкладок, дополнительной апробации полученных результатов. Для З. И. Гильманова такие критерии, как добросовестность, высокая ответственность, обоснованность всех выдвигаемых им положений, всегда были в приоритете.

Трудовая биография Зямиля Ибрагимовича весьма насыщена. Он работал лектором Зеленодольского горкома партии, преподавал в Казанском авиационном институте (ныне Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева), возглавлял один из главных республиканских политических журналов «Коммунист Татарии». Без отрыва от работы в 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию.

В сентябре 1964 г. З. И. Гильманов был назначен заведующим сектором истории Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Казанского филиала Академии наук СССР (ныне Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ). Вместе со своими коллегами-историками, составившими сплоченный коллектив единомышленников, он стремился вывести выполняемые исследования за рамки истории Татарской АССР и поднять их до уровня национальной истории всего татарского народа. Заведующий отделом новой и новейшей истории (1997-2006) Р. У. Амирханов писал о нем: «З. И. Гильманов был одним из тех, кто заложил фундамент сектора истории, определял его лицо, приумножал успехи коллектива, стоял на страже не только его интересов, но и института в целом, беззаветно работал на славу и престиж ИЯЛИ. Более того, он являлся символом сектора (затем — лаборатории и отдела) истории, олицетворяя лучшие его традиции»5.

Сектор истории института занимался широким кругом научных проблем истории Татарстана и татарского народа, начиная с древнейших времен и до современности. Под непосредственным руководством и при личном участии З. И. Гильманова были изданы такие фундаментальные труды по истории республики, как «История Татарской АССР», «Плоды великого братства», «Очерки истории партийной организации Татарии», «Молодость древнего города», «Рабочий класс Татарии», сборник документальных очерков «Герои Советского Союза — наши земляки» в трех книгах, «История Казани» в двух книгах и многие другие6.

Особое внимание сотрудники сектора уделяли разработке различных проблем истории культуры, справедливо полагая, что уровень развития культуры в значительной степени является показателем развития общества. Так, в годы заведования З. И. Гильманова увидели свет коллективная монография «Культурная революция в Татарии (1917-1937 гг.)», сборники документов и материалов «Культурное строительство в Татарии (1917-1941)», «Культурное строительство в Татарии (1941-1970)». Продолжением культурной проблематики стали справочные издания: «Развитие культуры в Татарии (1917-1980 гг.)»; «Деятели науки и культуры Татарии (1917-1980 гг.)» и др.7

Как руководитель сектора Зямиль Ибрагимович считал одной из главных своих обязанностей доведение до широкой общественности результатов научных исследований сотрудников. Поэтому он проявлял личную заинтересованность в публикации их статей в сборниках и журналах, помогал в организации выхода в свет персональных монографий. Большая часть трудов его коллег проходила через его опытную редакторскую руку. К. А. Назипова, долгие годы проработавшая с З. И. Гильмановым, отмечала: «При нем у нас было чувство уверенности, защищенности, поддержки мудрого и мужественного человека»8.

Интересуясь научными исследованиями сотрудников, З. И. Гильманов и сам неутомимо и плодотворно работал. Библиография его трудов насчитывает более 110 наименований. Кроме того, сюда следует добавить и десятки коллективных изданий, где он являлся научным редактором и составителем9.

Итогом многолетних исследований З. И. Гильманова стали крупные монографии. В 1977 г. вышел его большой труд «Татарская АССР в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)»10, в котором в комплексном виде представлена картина жизни населения республики в военный период. В книге всесторонне исследованы такие проблемы, как перестройка промышленности, сельского хозяйства, управленческих структур на военный лад; выявлены сложности размещения на территории ТАССР промышленных предприятий; раскрыты героические усилия тружеников села по выполнению государственных поставок сельскохозяйственной продукции; освещена деятельность врачей по созданию эффективных методов лечения раненых, недопущению эпидемий среди населения; проанализированы усилия творческой интеллигенции в формировании духовного фундамента Победы и т. д.

Важно отметить, что З. И. Гильманову пришлось работать в эпоху так называемого развитого социализма, когда деятели науки и культуры при освещении исторических событий были скованы рамками официозной идеологии. Современные исследователи нередко недооценивают значение трудов историков советской формации, считая их недостаточно объективными и конъюнктурными. Но даже в условиях жестких тоталитарных установок, засекреченности многих архивных документов они пытались донести правду о военном времени. Более того, именно трудами историков 1960-1980-х гг. подготовлены методологические изменения в исторической науке на рубеже ХХ-ХХI вв., когда в исследованиях по Великой Отечественной войне актуализировалось изучение «человеческого измерения» войны, усилилось внимание к социальной истории, психологии и ментальности, проблемам повседневности.

В 1981 г. вышла другая обобщающая работа ученого «Трудящиеся Татарии на фронтах Великой Отечественной войны»11, рассказывающая о героическом участии трудящихся республики во всех наиболее значительных военных операциях. Много труда вложил З. И. Гильманов в выявление имен и судеб татар и татарстанцев — Героев Советского Союза; собрал бесчисленное количество новых фактов и ввел их в научный оборот. Именно из публикаций З. И. Гильманова, например, общественность республики узнала о том, что доктор военных наук, профессор, генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза (звание присвоено посмертно в 1946 г.) Дмитрий Михайлович Карбышев был татарином.

В 1989 г. последняя монография З. И. Гильманова, получившая широкий резонанс в республике, была переведена на татарский язык и издана под названием «Без сугышта юлбарыстан көчлебез» (Мы на войне сильнее тигра)12.

Научно-исследовательскую работу Зямиль Ибрагимович тесно совмещал с активной общественной деятельностью: был заместителем председателя правления республиканской организации общества «Знание», членом редколлегий многих журналов. К нему как к человеку высокой внутренней культуры тянулись люди. Он стремился помочь всем, кто к нему обращался: внимательно выслушивал, тонко подмечал, деликатно направлял. З. И. Гильманов всегда говорил ровным, спокойным голосом, продумывая каждое слово, интонацию. Во время научных дебатов высказывался в тактичной форме, не обижая оппонента. Коллеги ценили его не только как высококлассного специалиста, но и как вдумчивого и благожелательного критика. В нем естественным образом сочетались принципиальная и даже жесткая требовательность к себе и к своим сотрудникам с мягкостью и заботливостью по отношению к окружающим. Для него не было деления людей по статусу, отношение ко всем было уважительное.

Портрет З. И. Гильманова будет не полным, если не рассказать о его взаимоотношениях с близкими людьми, ярко характеризующими его человечность и широту души. Зямиль Ибрагимович с большим почитанием относился к своим родителям. Нежные и трогательные отношения у него были с женой — Марьям Имамутдиновой. Они поженились в 1948 г., когда З. И. Гильманов был еще студентом, вырастили детей — дочь Юлдуз (педагог, живет в Москве) и сына Руслана (доктор химических наук, профессор Казанского национального исследовательского технологического университета).

По словам сына, Руслана Зямилевича, отец был «стержнем клана Гильмановых». Их дом был центром общения родственников и друзей. О его неиссякаемом оптимизме ходили легенды. В общении он был прост и доброжелателен. «Во всех людях старался найти лучшее и заставить это лучшее “засветиться”»13. Юлдуз Зямилевна вспоминает о годах, прожитых с отцом, как о самых счастливых. Она с гордостью рассказывает о том, что Зямиль Ибрагимович был не только крупным ученым, он «знал и умел многое: играл на гармони, мандолине, немного на фортепиано. Писал стихи, знал искусство художников… Очень любил музыку и был прекрасным тамадой… И при этом прекрасно чинил дома проводку и сантехнику, подшивал валенки…»14.

В последние годы жизни З. И. Гильманов тяжело болел. Но даже прикованный к постели, Зямиль Ибрагимович оставался верен своим жизненным принципам: думал и заботился, прежде всего, о других и только в последнюю очередь — о себе. Он всегда интересовался работой сотрудников отдела, давал советы, рекомендации, писал рецензии, принимал дома аспирантов. 15 декабря 1991 г. его не стало.

Доктор исторических наук, профессор Казанского государственного университета И. М. Ионенко сказал в свое время о З. И. Гильманове: «Это самый порядочный человек в Казани из числа тех, кого я знаю»15. Зямиля Ибрагимовича действительно можно назвать «совестью поколения». Именно так оценивали его все, кто соприкасался с ним по работе или по каким-либо другим вопросам. З. И. Гильманов жил напряженной, интенсивной жизнью, он любил людей, щедро делился с ними своими знаниями, мыслями и энергией. Большой ученый, авторитетный исследователь, блестящий лектор, талантливый руководитель, честный и великодушный человек… Таким мы его знали, и таким он продолжает жить в наших сердцах.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Викторова Е. И. «Чтобы война закончилась на мне…» // Наука. – 1989. – 8 мая.

2. Друг мой Зямиль // Советский воин. – 1969. – № 5.

3. Гарипова З. Г. Верность воинскому и научному долгу (к 75-летию профессора З. И. Гильманова) // Научный Татарстан. – 2000. – № 1. – С. 40.

4. Вечерняя Казань. – 1986. – 23 октября; Бердәмлек. – 1992. – 24-26 февраль.

5. Воин, ученый, человек // Памяти Зямиля Гильманова. – Казань, 2000. – С. 4.

6. История Татарской АССР (с древнейших времен до наших дней) / .: М. К. , З. И. , Ю. И. Смыков и др. – Казань, 1968. – 720 с.; Плоды великого братства: сб. ст. / Редкол.: З. И. Гильманов и др. – Казань, 1972. – 239 с.; Очерки истории партийной организации Татарии / Редкол.: Н. А. Андриянов и др. – Казань, 1973. – 712 с.; Татария в прошлом и настоящем: сб. ст. / Редкол.: М. К. Мухарямов, З. И. Гильманов и др. – Казань, 1975. – 229 с.; Молодость древнего города / Сост.: З. И. Гильманов, М. К. Мухарямов, М. А. Сайдашева. – Казань, 1978. – 272 с.; Рабочий класс Татарии (1861-1980 гг.) / Редкол. З. И. Гильманов, А. М. Залялов, М. К. Мухарямов и др. – Казань, 1981. – 384 с.; Герои Советского Союза — наши земляки: сб. документальных очерков и зарисовок: в 3 кн. / Сост.: З. И. Гильманов, А. К. Айнутдинов. – Казань, 1982, 1984, 1985; История Казани: в 2 кн. / Редкол.: З. И. Гильманов, Я. Г. Абдуллин, С. Х. Алишев, Ю. И. Смыков и др. – Казань, 1988, 1991.

7. Культурная революция в Татарии (1917-1937 гг.) / .: М. К. (.), Я. Г. Абдуллин, З. И. , М. А. Сайдашева. – Казань, 1986. – 303 с.; Культурное строительство в Татарии (1917-1941). Документы и материалы / Под ред. М. К. Мухарямова и М. З. Тутаева. – Казань, 1971. – 672 с.; Культурное строительство в Татарии (1941-1970). Документы и материалы / Под ред. М. К. Мухарямова и М. З. Тутаева. – Казань, 1976. – 520 с.; Развитие культуры в Татарии. Указатель литературы (1917-1980 гг.). – М., 1978. – 296 с.; Деятели науки и культуры Татарии. Указатель литературы (1917-1980 гг.). – М., 1985. – 252 с.

8. Назипова К. А. Ученый и руководитель // Памяти Зямиля Гильманова… – С. 71.

9. Ленинский кооперативный план и его осуществление в Татарии / Ред. З. И. Гильманов. – Казань, 1970. – 332 с.; Алишев С. Х. Татары Среднего Поволжья в Пугачевском восстании / Под ред. З. И. Гильманова. – Казань, 1973. – 215 с.; Казань в памятниках истории и культуры / Редкол.: С. С. Айдаров, З. И. Гильманов и др. – Казань, 1982. – 282 с.; В те годы огневые: Лениниана Советской Татарии / Ред. М. К. Мухарямов, З. И. Гильманов и др. – Казань, 1985. – 247 с.; Осуществление продовольственной программы и социальное развитие деревни Среднего Поволжья: сб. ст. / Редкол.: З. И. Гильманов (отв. ред.) и др. – Казань, 1987. – 119 с. и др.

10. Гильманов З. И. Татарская АССР в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). – Казань, 1977. – 296 с.

11. Он же. Трудящиеся Татарии на фронтах Великой Отечественной войны. – Казань, 1981. – 288 с.

12. Гыйльманов З. И. Без сугышта юлбарыстан көчлебез (Мы на войне сильнее тигра). – Казань, 1989. – 280 б.

13. Гильманов Р. З. Отец — друг // Памяти Зямиля Гильманова… – С. 89.

14. Гильманова Ю. З. Воспоминания о невозвратном счастье // Памяти Зямиля Гильманова… – С. 93.

15. Хайрутдинов Р. Г. Каким я его знал // Памяти Зямиля Гильманова… – С. 42.

 

 

* О военной биографии З. И. Гильманова см.: Шишкина Д. Зямиль Ибрагимович Гильманов: военные страницы биографии // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2006. – № 1. – С. 146-151 (прим. ред.).

Другие статьи
Публикация посвящена двум важным юбилейным событиям в политической истории Республики Татарстан: 95-летию образования Татарской Автономной Советской Социалистической Республики и 2
В публикации рассмотрен информационный потенциал малоизвестных научной общественности документальных материалов, отражающих социально-правовое положение польско-литовских татар в с
В статье рассмотрен один эпизод истории казанской адвокатуры. Речь идет о попытках казанских адвокатов создать корпоративный орган самоуправления — Совет присяжных поверенных округ
В 1906-1907 гг. в кругу жен профессоров и преподавателей Казанского университета был организован кружок по оказанию помощи голодающим. В статье рассматривается состав и деятельност
Статья рассказывает о распространении различных видов транспорта среди татарского населения Волго-Уральского региона в начале XX в. Наличие транспорта считалось одним из признаков
Статья посвящена обсуждению в Казанской городской думе в начале XX в. проблемы дня отдыха торговых заведений мусульман в воскресные и праздничные дни. Вниманию читателей представле