З. Абдирашидов. И. Гаспринский и становление газеты «Терджиман»

В статье освещена издательская деятельность крымско-татарского просветителя И. Гаспринского и становление газеты «Терджиман». Газета освещала политические, экономические и культурные вопросы мусульманского населения России и сопредельных государств
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
20.11.2015
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2015

И. Гаспринский и становление газеты «Терджиман»

В начале ноября 1879 г. крымско-татарский интеллектуал, просветитель Исмаил Гаспринский обратился к губернатору Таврической области генерал-лейтенанту А. А. Кавелину с прошением приобрести копировальный станок. Излагая свою просьбу, Гаспринский писал, что при помощи этой техники он намеревается печатать различные объявления, деловые бумаги, приглашения и прочую полиграфическую продукцию маленького формата. Получив разрешение на приобретение копировального станка для печатания полиграфической продукции широкого канцелярского употребления1, в конце ноября он вновь обращается к губернатору. На этот раз Гаспринский просит разрешения на приобретение полноценного типографского оборудования: «Я затрудняюсь печатать несколько книг на татарском языке, так как типографии с арабским шрифтом находятся в Казани и Петербурге. Посылать в эти города мои рукописи и переводы с других языков очень неудобно и дорого»2. По-видимому, прошение было отклонено, так как в августе 1880 г. Гаспринский составляет повторное прошение, в котором пишет, что вследствие неудобства заказа разных типографских работ для местных учреждений и населения он желал бы открыть типографию в Бахчисарае3. Губернские чиновники после проверки личности просителя и его благонадежности вновь отклонили ходатайство4.

Однако неудачи не повлияли на решимость Гаспринского продолжить работу по созданию типографии, в которой бы печатались произведения, способные «воздействовать на косность мусульман и рассеять значительно многие их детские, но тем не менее вредные, предрассудки»5.

В ноябре 1881 г. на пост губернатора заступил А. Н. Всеволжский. В феврале 1882 г. И. Гаспринский ходатайствует перед новым губернатором о разрешении содержать в доме типографию «для печати собственных произведений и частных заказов на производство полиграфических работ». После тщательной проверки 18 августа 1882 г. губернатор, наконец, разрешил И. Гаспринскому открыть в Бахчисарае типографию6.

Наряду с созданием собственной типографии Исмаил Гаспринский начинает активно добиваться разрешения издавать газету. Но его многочисленным прошениям вновь не давали хода. В 1879 г. И. Гаспринский публикует на страницах газеты «Зийаи Кафказия» (Заря Кавказа) статью, в которой декларирует право каждой нации иметь свою трибуну, через которую она сможет обсуждать внутренние проблемы. Газету он считает языком нации, через которую она может защитить себя. «Одним словом, — пишет он, — нация без прессы и литературы подобна слепому и немому человеку»7.

20 ноября 1879 г. Гаспринский обратился с прошением к министру внутренних дел Российской империи Л. С. Макову с просьбой разрешить издание в Бахчисарае еженедельного журнала или газеты на татарском языке под названием «Файдалы эглендже» (Полезное развлечение)8. Он подробно представил министру свои умозаключения о необходимости прессы для народа. Однако прошение было отклонено9.

Наряду с «Файдалы эглендже» Гаспринский намеревался издавать газету под названием «Мактаб» (Школа), предназначенную для детей. Но и эта идея не была реализована10. Лишь спустя 15 лет ему удалось выпустить газету «Мактаб» как приложение к «Терджиману»11.

В декабре 1880 г. И. Гаспринский обратился в Главное управление по делам печати с ходатайством о разрешении издавать газету «Канун» (Закон)12. Однако его вновь ждал отказ. На этот раз министерские чиновники отклонили прошение, ссылаясь на отсутствие цензора в Симферополе13.

В 1881 г. Гаспринский сумел издать два информационных бюллетеня «Тонгъуч» (Первенец) и «Шефак» (Рассвет)14. Эти издания стали пробным шагом в деле обсуждения с мусульманской общественностью далеких от религиозных дел проблем15. «Тонгъуч» был издан дважды. Качество его первого издания было настолько плохим, что Гаспринский был вынужден напечатать бюллетень заново16. Распространял он его в основном в Крыму и в сопредельных регионах. Воодушевленный положительными отзывами, Гаспринский как продолжение «Тонгъуча» издал «Шефак». Оба бюллетеня были напечатаны в типографии братьев Унсизаде в Тифлисе. В 1881-1882 гг. Гаспринский издал 12 информационных листков.

Разные названия идентичных изданий объясняются следующим. На печать периодического издания в Российской империи необходимо было получить разрешение министра внутренних дел. Поэтому Гаспринский, чтобы избежать определения «периодичный», печатал листовки под разными названиями17. Но в середине 1882 г. цензурный комитет все-таки запретил издание листовок, обосновывая свое решение тем, что они обрели периодичность18. Возможно, как предполагает Э. Лаззерини, Гаспринский сам приостановил их печать, так как получил разрешение на издание газеты «Терджиман»19.

С самого начала своей издательской деятельности Гаспринский озадачился решением проблемы подписчиков. В августе 1881 г. он посетил ежегодную ярмарку в Нижнем Новгороде, где собирались мусульманские купцы со всех регионов Российской империи. Во время этой поездки он сумел убедить нескольких мусульманских купцов стать распространителями издаваемых им листовок. Среди них нашлись и те, кто в последующем стал его близкими соратниками и единомышленниками*. В Крым он вернулся, имея 250 подписчиков20, составивших позже основную часть получателей «Терджимана»21.

С середины 1882 г. Гаспринский вновь пытается получить разрешение властей на издание газеты. К этому времени он выпустил в свет две брошюры: «Салнамаи тюрки» (Тюркский календарь) и «Миръати джадид» (Новое зеркало). «Салнамаи тюрки» была издана в виде сборника материалов различных альманахов, географических и статистических изданий и других источников на русском, турецком и французском языках. Информация, предложенная читателю, охватывала разные темы и жанры: от истории и географии до жизнеописаний и педагогических проблем. Иллюстрированный буклет «Миръати джадид» состоял из 14 печатных листов и содержал статьи о природе, исторические зарисовки и даже путеводитель для паломников в Мекку22.

В начале августа 1882 г., получив разрешение Санкт-Петербургского комитета внутренней цензуры, И. Гаспринский напечатал экспериментальный экземпляр будущей газеты под названием «Сборник статей». Дата выхода в свет этого номера — 5 августа 1882 г. — является, по сути, отправной точкой истории газеты «Терджиман». 12 февраля 1883 г. министр внутренних дел Д. А. Толстой утвердил программу будущего издания, а начальник Главного управления по делам печати Е. М. Феоктистов распоряжением от 16 февраля 1883 г. разрешил издание еженедельной газеты «Терджиман»23. 10 апреля 1883 г. вышел в свет его первый номер.

Поначалу «Терджиман» состоял из четырех отделов. В одном из них публиковались распоряжения правительства и официальные объявления, перепечатываемые из «Правительственного вестника», распоряжения и постановления местной администрации, городских и земских учреждений. Во втором отделе — статьи с разъяснением законодательства. В третьем — публикации по географии, истории, учебному делу. Здесь же был представлен обзор литературных произведений и научных открытий. Четвертый отдел был отведен под местные объявления на русском и крымско-татарском языках.

На страницах газеты Гаспринский описывал подробности «рождения» «Терджимана». Он особо подчеркивал стремление к преодолению всяких препятствий на пути достижения поставленной цели. При этом все предпринимаемые в этом направлении шаги в обязательном порядке должны соответствовать государственной политике. Гаспринский призывал своих единомышленников и последователей не сдаваться и не останавливаться на полпути и, исправляя прежние ошибки, двигаться вперед. Это были его первые открытые уроки молодой мусульманской интеллигенции. В подтверждение своих слов он писал, что в течение трех лет с начала издания «Тарджимана» он семь раз обращался в полицейские органы с прошением о расширении содержания газеты и каждый раз получал положительный ответ24.

В течение 20 лет с момента издания «Терджиман» был единственной частной мусульманской газетой в России. Она выходила 1-3 раза в неделю в небольшом формате и небольшим количеством экземпляров. Гаспринский был мастером слова. Им был выработан особый стиль, отличающийся своей простотой, краткостью и ясностью. Это был тот самый язык, при помощи которого он мечтал объединить весь тюркский мир*. Его вера в осуществление этой мечты была непоколебима. Газета свободно читалась в Крыму, Константинополе, Ташкенте, Баку и Казани.

«Терджиман» освещал политические, экономические и культурные вопросы мусульманского населения не только России, но и сопредельных государств. В своих статьях Гаспринский анализировал политику России по отношению к мусульманам, особенно в образовательной системе. Кроме того, он знакомил своих читателей с разными событиями, происходящими в стране и мире.

Работа Гаспринского протекала под сильным давлением властей. Вспоминая первые годы издания «Терджимана», он писал: «В своих мыслях я был так осторожен, что невозможно было придраться ни к одному слову. Каждое мое слово соответствовало положениям не одного, а пяти законов»25. Несмотря на усердие Гаспринского «возвеличить русское господство» над местными народами, некоторые русские представители государственной власти недоброжелательно относились к «Терджиману» и его издателю.

Министерство внутренних дел Российской империи придавало особое значение газете Гаспринского. Властными структурами она оценивалась как «главный орган панисламизма в России»26, чему, по их мнению, способствовало создание общего для всех мусульман тюркского языка, который, будучи понятен как туркам, так и татарам, объединяет все тюркские народности в одну великую нацию27. Такую оценку «Терджимана» можно увидеть в сочинениях Н. П. Остроумова. В работе Гаспринского и его газете, а также в действиях некоторых мусульманских общественных деятелей он видит главный источник распространения негативных явлений среди мусульманского населения**. В частности, в одном из своих писем Н. И. Ильминскому пишет, что, когда увидел первый номер газеты, готов был рвать на себе волосы, и выражает свою обеспокоенность в ее продолжении28. С течением времени, читая публикации И. Гаспринского, Н. П. Остроумов не скрывает своего недовольства работой цензора и считает, что если дело будет так продолжаться, то в скором времени среди татар появятся настоящие бунтари. Н. П. Остроумов предпринимал попытки запретить газету «Терджиман» в Туркестане и использовал в этом деле различные политические уловки. В очередном письме своему наставнику он сообщал, что ждет от Российского императорского политического агентства в Бухаре доклада об опасности газеты «Терджиман» русским интересам в Туркестане29.

В свою очередь Н. И. Ильминский, опираясь на информацию, полученную от Н. П. Остроумова, сообщал государственным властям о противоречии «Терджимана» государственной политике России по мусульманскому вопросу. По содержанию этих писем можно видеть полное сходство взглядов Ильминского и Остроумова относительно газеты. В своем письме обер-прокурору Св. Синода К. П. Победоносцеву Н. И. Ильминский пишет: «Несмотря на мое малое знакомство с газетой, есть люди (имеется в виду Н. П. Остроумов. — З. А.), внимательные и следящие за ней, которые утверждают, что она с ловкостью агитирует опасные и чуждые идеи православному русскому государству и обществу»30. Ильминский также утверждает, что действия Гаспринского в деле пропаганды идеи о единстве нации, религии и языка основаны на миссионерском и патриотическом увлечении31. И. Гаспринский узнает о закулисных интригах в отношении себя только после публикации секретных писем Ильминского. Он писал, что «только сейчас узнал, откуда дул ветер»32.

Газета «Терджиман» с самого начала издания занимала либеральную позицию в освещении проблем российских мусульман. В частности, Гаспринский много писал о том, что мусульмане, если не будет вмешательства в их религиозные дела со стороны, не будут бояться русских и постепенно будут проявлять свою искренность во всех остальных делах по отношению к государству33. Но во многих случаях редактор, комментируя сообщения правительственных газет по мусульманскому вопросу, с некоторой иронией отзывался о рассуждениях русских авторов. В особенности перепечатывая новости из газеты «Туркистан вилаятининг газети», он нередко обращал внимание на разные мнения о недоверии к мусульманам.

За время своего существования газета «Терджиман» поднимала самые острые и наболевшие проблемы мусульманского населения Российской империи, рассказывала об интересных событиях, происходивших в стране, предоставляя много другой полезной информации, в том числе и на чисто бытовые темы.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Прохоров Д. А. И. И. Казас — цензор газеты «Переводчик — Терджиман» // Культура народов Причерноморья. – 2003. – № 37. – С. 234.

2. Ганкевич В. На службе правде и просвещению. – Симферополь, 2000. – С. 45-48.

3. Прохоров Д. А. Указ. соч. – С. 235.

4. Там же. – С. 235.

5. Исмаил-бей Мустафа-оглу Гаспринский: библиография / Сост. В. Ю. Ганкевич, Н. Ягья. – Симферополь, 1995. – С. 11.

6. Прохоров Д. А. Указ. соч. – С. 235.

7. Багчсарайдан гондарилан мактуб // Зийаи Кафказия. – 1879. – 9 ноября.

8. Ганкевич В. На службе правде и просвещению… – С. 93; Ифадаи хал // Тарджиман. – 1883. – № 24.

9. Ганкевич В. На службе правде и просвещению… – С. 97-98.

10. Ифадаи хал // Тарджиман. – 1883. – № 24.

11. Терджиман. – 1897. – № 42.

12. Ганкевич В. Ю. Первые попытки создания периодических изданий на крымскотатарском языке (ходатайства И. Гаспринского по созданию газет «Файдалы эглендже» и «Закон») // Бахчисарайский историко-археологический сборник. – Симферополь, 1997. – Вып. 1. – С. 427.

13. Ганкевич В. На службе правде и просвещению… – С. 99-101.

14. Ганкевич В. Ю., Горшков Н. П. Новые материалы по истории крымско-татарской печати // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. – 2013. – № 2. – С. 104-108; Yüksel, Z. Tonğuçun dil ve Muhtevâ hususiyetleri / Kırımlı Hakan (ed.). İsmail Gaspıralı İçin. – Ankarа, 2004. – S. 185-198; Akpınar, Y. İsmail Gaspıralı’nın Faaliyetlerine Genel Bir Bakış // Ismail Gaspıralı. Seçilmiş Eserleri. II. Fikrî Eserleri. – İstanbul, 2004. – S. 13-17.

15. Ифадаи хал // Терджиман. – 1883. – № 24.

16. Akpınar, Y. İsmail Gaspıralı’nın Faaliуetlerine… – S. 13-15.

17. Ганкевич В. На службе правде и просвещению… – С. 106; Акчораклы О. Карт муаллим ве язычиларимизден Исмаил Гаспринский // Оку ишлери. – 1925. – № 2. – С. 10.

18. Ганкевич В. На службе правде и просвещению… – С. 107.

19. Lazzerini, E. J. Ismail Bey Gasprinskii and Muslim modernism in Russia, 1878-1914. Unpublished Ph. D. diss., University of Washington, 1973. – S. 42.

20. Ифадаи хал // Терджиман. – 1883. – № 24.

21. Ганкевич В. На службе правде и просвещению… – С. 104.

22. Lazzerini, E. J. Ismail Bey Gasprinskii… – P. 12-14; Devlet, N. İsmail Bey Gaspıralı (1851-1914). – Ankara, 1988. – S. 21-22.

23. Ганкевич В. На службе правде и просвещению… – С. 103- 115; Lazzerini, E. J. Ismail Bey Gasprinskii… – Р. 15-20.

24. Ганкевич В. На службе правде и просвещению… – С. 117-118.

25. Мактубати хуфя // Терджиман. – 1905. – № 108.

26. Арапов Д., Котюкова Т. Архивные материалы Министерства внутренних дел Российской империи о мусульманском движении начала ХХ века // Вестник института Кеннана в России. – 2004. – Т. 6. – С. 71.

27. Сборник русского исторического общества. Т. 5 (153). Россия и Средняя Азия / Сост. и науч. ред. Д. Ю. Арапов. – М., 2002. – С. 130-132.

28. Из писем Н. Ильминскому // Гаспринский Исмәгыйль: тарихи-документаль җыентык / Төз. С. Рәхимов. – Казан, 2006. – Б. 433.

29. Там же. – С. 433-434.

30. Письма Николая Ивановича Ильминского к обер-прокурору Святейшего Синода К. Победоносцеву. – Казань, 1895. – С. 65.

31. Там же. – С. 52.

32. Мактубати хуфя // Терджиман. – 1905. – № 108.

33. Туркистан газетасининг бандига кошимча // Терджиман. – 1902. – № 42.

 

 


* О влиянии И. Гаспринского на развитие прессы в Поволжье см.: Usmanova, D. Ismail bey Gaspıralı ve XX. asrin Başindaki Idil-Ural Tatar Süreli Yayınları // Ismail Bey Gaspıralı için. – Ankara, 2004. – S. 517-524.

* О языковой политике И. Гаспринского см.: Akpınar, Y. Gaspıralı’nın Türk Diline Bakışı. Tükr Dünyası Dilve Edebiyat Dergisi, Sayı: 12/1, 2001. – S. 385-408; Bozkurt, G. S. İsmail Gaspıralı ve Dil Reformu / Kırımlı Hakan (ed.) // Ismail Bey Gaspıralı için. – Ankara, 2004. – S. 327-338.

** Н. П. Остроумов, к примеру, приводит статью А. Агаева из газеты «Каспий» (1903, № 58) и ответную статью из газеты «Туркестанские ведомости» (1903, № 24); статьи Гаспринского из газеты «Терджиман» (1903, №№ 7, 13) (подробно см.: Остроумов Н. Коран и прогресс. По поводу умственного пробуждения современных российских мусульман. – Ташкент, 1901. – С. 211).

Другие статьи
Публикация посвящена двум важным юбилейным событиям в политической истории Республики Татарстан: 95-летию образования Татарской Автономной Советской Социалистической Республики и 2
В публикации рассмотрен информационный потенциал малоизвестных научной общественности документальных материалов, отражающих социально-правовое положение польско-литовских татар в с
В статье рассмотрен один эпизод истории казанской адвокатуры. Речь идет о попытках казанских адвокатов создать корпоративный орган самоуправления — Совет присяжных поверенных округ
В 1906-1907 гг. в кругу жен профессоров и преподавателей Казанского университета был организован кружок по оказанию помощи голодающим. В статье рассматривается состав и деятельност
Статья рассказывает о распространении различных видов транспорта среди татарского населения Волго-Уральского региона в начале XX в. Наличие транспорта считалось одним из признаков
Статья посвящена обсуждению в Казанской городской думе в начале XX в. проблемы дня отдыха торговых заведений мусульман в воскресные и праздничные дни. Вниманию читателей представле