А. Валиев. Традиционные сельскохозяйственные знания крестьянства и деятельность Казанской губернской агрономической организации

Традиционные сельскохозяйственные знания крестьянства и деятельность Казанской губернской агрономической организации
Период позднего феодализма в России характеризуется повышением интереса к сельскохозяйственному производству в связи с ростом общественного разделения труда и развитием товарно-денежных отношений в стране. Народный земледельческий опыт в XVIII-XIX вв. устно и письменно пропагандировался среди аграриев. Инструкции, наставления, памятки о том, как вести полевое хозяйство, сотнями переписывались от руки и изучались на деревенских сходах. К середине XVIII в. русская агрономическая наука уже имела возможность опереться на вековые народные наблюдения. Примечательно, что большинство практических советов земледельцу, приведенных в одном из первых трудов по земледелию, написанном И. М. Комовым, было взято из сельскохозяйственных инструкций XVIII в.1
Уровень агротехнических знаний уже в XVIII столетии давал основание земледельцу считать, что повышение плодородия почв достигается не только внесением органического удобрения или чередованием полей. Важное значение имеет и правильное чередование сельскохозяйственных культур2.
К середине XVIII в. в агротехнике уже было возможным осмысление различий отдельных культур, прежде всего яровых и озимых. Озимые посевы чаще запахивались, яровые — заборанивались. Тщательная обработка полей была гарантией от их засоренности. В прямой связи с обработкой полей и их удобрением была урожайность, о чем земледельцы были хорошо осведомлены.
Издавна было принято высевать отборные семена3. Уборка урожая начиналась с взятия «опыта». Его результаты заносились в опытные и ужино-умолотные книги. Особенно много мудрости народной положено в определение сроков сельскохозяйственных работ. Крестьяне знали, что опоздать с посевом озимых — не дать возможности укорениться всходам. Практикой были подсказаны способы борьбы с сорняками. Сокровищница народной мудрости неисчерпаема. Проблема заключалась в том, что при условиях традиционного общества народный опыт замыкался в узких локальных рамках районов и отдельных селений. Реальностью были рутина и суеверия. Опыт недостаточно синтезировался с молодой, зарождающейся тогда агрономической наукой. К нему обращались лишь отдельные ее представители, близкие к народу по своему социальному происхождению4.
В первой половине XIX столетия практиковались накопленные веками способы обработки полей под различные сельскохозяйственные культуры. Однако в зависимости от региональных условий, характера вновь осваиваемых земель, изменений в экономическом положении различных имущественных групп крестьянства агротехнические приемы становились разнообразнее и заметно совершенствовались. В этот период получает дальнейшее развитие российская агрономическая наука. В 1819 г. возникло Московское общество сельского хозяйства. В 30-40-х гг. XIX в. подобные сельскохозяйственные научные общества появляются на Украине, в Прибалтике, в Поволжье, на Кавказе, в Центрально-Черноземном районе. Всего в пределах Российской империи было организовано до 30 подобных обществ. Они публиковали научные исследования, практические рекомендации, устраивали сельскохозяйственные выставки. Открывались специальные сельскохозяйственные учебные заведения.
В 30-40-х гг. XIX в. появилось немало специальных сельскохозяйственных периодических органов, пропагандирующих новые, научные методы ведения сельского хозяйства: «Земледельческий журнал», «Земледельческая газета», «Журнал сельского хозяйства», «Русский земледелец», «Журнал сельского хозяйства и овцеводства», «Сельское хозяйство» и другие. Конечно, достижения науки использовались главным образом передовыми помещиками-предпринимателями и некоторыми зажиточными крестьянами. Крепостной строй был главным препятствием на пути внедрения в сельское хозяйство страны научных агротехнических методов.
Развитие земледелия носило в исследуемый период, в основном, экстенсивный характер, то есть происходило более всего за счет расширения площади посевов, в особенности во вновь осваиваемых районах. Неурожаи часто посещали деревню, вызывая массовые голодовки5.
Казанскую губернию можно было бы отнести к одному из наиболее развитых регионов Российской империи в области сельского хозяйства. К 1914 г. ее посевная площадь достигла своего максимального за весь довоенный период времени значения. Волжско-Камский край давал треть всей ржаной муки, поставляемой на российские рынки, и почти всю (около 6 млн пудов), поставляемую на экспорт. В 1915 г. закупки зерна в Казанской губернии составили 9,7 млн пудов. В 1913 г. на ее территории было произведено зерновых на сумму 4,450 млн рублей6. С давних пор немаловажную роль в экономике крестьянского хозяйства играло огородничество. Особенно оно было распространено в районах, прилегающих к Казани и другим городам губернии как к рынкам сбыта. В тот период из Казанской губернии ежегодно вывозилось свыше 700 тысяч пудов разных огородных культур7. Вплоть до середины 1920-х гг. огородничество было сосредоточено почти исключительно в руках русского населения.
В России сложилась паровая трехпольная система, как экстенсивная форма ведения сельского хозяйства. В результате урожайность сельскохозяйственных культур полностью зависела от метеорологических условий. Она обеспечивала достаточно хорошие (применительно к условиям России) урожаи в годы с благоприятными природно-климатическими условиями, но давала сбой в засушливые годы.
К этому следует добавить низкий уровень полевой культуры, невысокое качество семенного материала, используемого на крестьянских полях. Основным пахотным орудием русского крестьянского населения была обыкновенная «двурогая» (с двумя сошниками) соха. На территории Казанской губернии были распространены также сабан и косуля. Сабан применялся для поднятия залежей.
Посев производился исключительно вручную, уборка зерновых — серпом с насечкой, одинаковым у всех народов Казанской губернии. Некоторые сельскохозяйственные культуры, например, гречу, овес и рожь косили косами8.
Правительство, неудовлетворенное уровнем агрономической техники, с конца XIX в. стремилось исправить ситуацию.
В 1895 г. общая сумма затрат всех земств на различные сельскохозяйственные и экономические мероприятия едва превышала 0,9 млн рублей. В 1913 г. достигла 16 млн рублей. Затраты Ведомства земледелия возросли в 12 раз. Число постоянных сельскохозяйственных опытных учреждений за период с 1895 по 1913 г. возросло с 32 до 264, в том числе научных опытных станций — с 10 до 77, опытных полей — с 13 до 125 и т. д.9 Количество подведомственных Департаменту земледелия сельскохозяйственных учебных заведений увеличивается за тот же период с 82 до 360, а число учащихся в них — с 4 тысяч до 18 тысяч человек. В 1905 г. количество организованных сельскохозяйственных курсов не достигало и 20, в 1912 г. достигло до 868. Если в 1905 г. количество слушателей сельскохозяйственных чтений составляло 30 тысяч человек, то к 1912 г. превысило 1 млн человек10.
Начало агрономической помощи в Казанской губернии было положено в 1894 г. учреждением должности губернского агронома. В 1895 г. была организована сельскохозяйственная ферма в Казани, в 1897 г. заложен плодовый питомник. Тогда же в некоторых уездах было организовано распространение сельскохозяйственных знаний путем устройства лекций, бесед, чтений, курсов и т. п.
В 1905-1907 гг. в нескольких уездах возникла участковая форма агрономической организации. Через пять лет количество агрономических участков увеличивается до 310.
Участковая агрономия в пределах Казанской губернии была организована лишь в 1910-1911 гг. В июне 1911 г. губернским агрономическим совещанием было утверждено «Положение о губернской агрономической организации». Оно имело целью объединить усилия губернского и уездных земств в проведении различных сельскохозяйственных мероприятий, к каковым относились распространение сельскохозяйственных знаний11, организация справочного сельскохозяйственного бюро, метеорологической сети, опытных учреждений, массовое улучшение скота, проведение специальных курсов по разным отраслям сельского хозяйства, устройство плодовых и деревенских питомников, выставок и т. д.12 Предполагалось создать в пределах губернии 56 агрономических участков с оборудованным агрономическим кабинетом, помещением для приема посетителей и для устройства прокатной станции, со станцией машин и орудий, наглядными пособиями. Библиотека агрономического кабинета комплектовалась энциклопедиями по сельскому хозяйству; книгами по важнейшим отраслям сельского хозяйства; популярной сельскохозяйственной литературой13.
В каждом участке работал участковый агроном, «самостоятельный и ответственный». В его задачи входило предварительное обследование участков в экономическом и сельскохозяйственном отношении; выяснение и разработка плана наиболее существенных работ в области полеводства, животноводства и луговодства, а также промыслов и организации специальных отраслей сельского хозяйства; «проведение в население важнейших сельскохозяйственных знаний»; надзор за мероприятиями общего сельскохозяйственного характера; учреждение не менее одного сельскохозяйственного общества, объединяющего наиболее заинтересованных собственников-хозяев14.
Для распространения сельскохозяйственных знаний агроном мог использовать кооперативные организации, волостные, сельские сходы и отдельных хозяев15. Предусматривалось устройство бесед, чтений и курсов для населения и организация показательных мероприятий (полей, участков и т. д.)16.
Посредством показательных мероприятий должно было пропагандироваться только то, что имело полную достоверность в сельскохозяйственной науке и подтверждалось данными местного опыта17.
В помощь каждому агроному выделялся сельскохозяйственный староста. Сельскохозяйственные старосты находились в непосредственном подчинении и распоряжении участковых агрономов и назначались с их согласия.
Участковая агрономическая сеть Казанской губернии к 1915 г. составила 44 участка. В 1912-1916 гг. на территории губернии были заложены Лаишевское, Бугульминское и Спасское опытные поля.
Таким образом, в начале XX в. в Казанской губернии сложилась определенная система пропаганды агрономических знаний, включавшая создание сельскохозяйственных библиотек и распространение книг по сельскому хозяйству, устройство прокатных и иных пунктов, сельскохозяйственных складов, выставок, проведение лекций, чтений и т. д. Все средства и формы обрели новую жизнь в период проведения новой экономической политики.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Комов И. М. О земледелии. – М., 1788. – 378 с.
2. Материалы по истории сельского хозяйства и крестьянства СССР. – М., 1965. – Сб. VI. – С. 432-469.
3. История крестьянства России с древнейших времен до 1917 г. – М., 1993. – Т. 3. – С. 304.
4. Там же. – С. 304-305.
5. Там же. – С. 306-307.
6. Сарабьянов В. Л. Русский крестьянин догоняет американского фермера // Красная Татария. – 1925. – 29 сентября.
7. Состояние и перспективы народного хозяйства Татарской республики. Тезисы доклада тов. Габидуллина на XI областной партконференции // Красная Татария. – 1925. – 27 ноября.
8. Бусыгин Е. П. Материальная культура русского (сельского) населения Татарской АССР. – Казань, 1950. – С. 91-92.
9. Агрономическая помощь в России / Под ред. В. В. Морачевского. – Петроград, 1914. – С. 1.
10. Там же. – С. 2.
11. Проект Положения о Губернской агрономической организации, утвержденный Губернским агрономическим совещанием 12-14 июня 1914 г. – Казань, 1911. – 16 с.
12. Там же. – С. 8-9.
13. Там же. – С. 10-13.
14. Там же. – С. 20-21.
15. Там же.
16. Там же. – С. 22.
17. Там же.
Алмаз Валиев,
кандидат исторических наук