Т. В. Костина. «Много церквей, он стоит на возвышении» (Свияжск на рисунках братьев Чернецовых)

В 1838 г. три молодых художника, братья Григорий, Никанов и Поликарп Чернецовы, совершили известное путешествие по Волге. На судне «Тихвинка» была оборудована мастерская, что позволяло им делать зарисовки с натуры прямо по ходу судна. Плавание началось 22 мая и продолжалось до 19 ноября 1838 г., когда барка была затерта льдами. За полгода художниками были зарисованы многочисленные виды обоих берегов Волги. Всего, во время путешествия и в последующие годы, ими были выполнены 1 982 рисунка, 80 этюдов маслом и множество планов и набросков берегов Волги. Это богатое наследие художников до сих пор фрагментарно введено в научный оборот, хотя представляет большой интерес для историков, краеведов, сотрудников музеев. В статье представлены результаты обследования художественного наследия братьев Чернецовых на предмет выявления изображений города Свияжска. Выявленные П. Е. Корниловым в конце 1920-х гг. два изображения г. Свияжска продолжают храниться в Государственном Русском музее. Благодаря электронному каталогу удалось выявить еще два рисунка г. Свияжска, выполненные Никанором Чернецовым. Причины малочисленности изображений устанавливаются при прочтении «Путевых записок по Волге», сохранившихся в Отделе рукописей Государственного Русского музея. Они заключались в специфических погодных условиях, которые не дали художникам возможности сделать большее число зарисовок, несмотря на их интерес к Свияжску.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
16.06.2017
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1/2 2017

Аннотация

В 1838 г. три молодых художника, братья Григорий, Никанов и Поликарп Чернецовы, совершили известное путешествие по Волге. На судне «Тихвинка» была оборудована мастерская, что позволяло им делать зарисовки с натуры прямо по ходу судна. Плавание началось 22 мая и продолжалось до 19 ноября 1838 г., когда барка была затерта льдами. За полгода художниками были зарисованы многочисленные виды обоих берегов Волги. Всего, во время путешествия и в последующие годы, ими были выполнены 1 982 рисунка, 80 этюдов маслом и множество планов и набросков берегов Волги. Это богатое наследие художников до сих пор фрагментарно введено в научный оборот, хотя представляет большой интерес для историков, краеведов, сотрудников музеев. В статье представлены результаты обследования художественного наследия братьев Чернецовых на предмет выявления изображений города Свияжска. Выявленные П. Е. Корниловым в конце 1920-х гг. два изображения г. Свияжска продолжают храниться в Государственном Русском музее. Благодаря электронному каталогу удалось выявить еще два рисунка г. Свияжска, выполненные Никанором Чернецовым. Причины малочисленности изображений устанавливаются при прочтении «Путевых записок по Волге», сохранившихся в Отделе рукописей Государственного Русского музея. Они заключались в специфических погодных условиях, которые не дали художникам возможности сделать большее число зарисовок, несмотря на их интерес к Свияжску.

 

Abstract

In 1838 three young painters, the brothers Grigory, Nikanor and Polikarp Chernetsov, made their famous travel along the Volga. On the ship Tikhvinka there was equipped a studio, which allowed the travellers to draw sketches from nature directly during the ship’s way. The cruise started on May 22 and continued till November 19, when the wooden barge became ice-covered. For half a year the painters drew sketches of numerous views of both banks of the Volga. In total they made 1 982 drawings, 80 studies in oils and many plans and sketches of the Volga banks. This rich heritage of the painters has been partially introduced for scientific use, although it is of interest for historians, local historians and museum workers. The article presents the results of an investigation on the artistic heritage of Chernetsov brothers’ works to identify images of Sviyazhsk. Two paintings of Sviyazhsk town, found in the 1920s by P. E. Kornilov, are being kept in the State Russian Museum. The electronic catalogue has helped to find two more drawings of Sviyazhsk made by Nikanor Chernetsov. The reasons for a small number of pictures can be understood at reading of “Travel essays along the Volga” kept in Department of Manuscripts of the State Russian Museum. It resulted from specific weather conditions which prevented the artists from drawing more sketches, despite their interest in Sviyazhsk.

 

Ключевые слова

Антон Иванов-Голубой, братья Чернецовы, Государственный Русский музей, путешествие по Волге, Свияжск, XIX век, пейзаж.

 

Keywords

Anton Ivanov-Goluboy, the Chernetsov Brothers, the State Russian Museum, the cruise along the Volga, Sviyazhsk, the 19th century, landscape painting.

 

 

В 1838 г. с разрешения комитета Академии художеств четверо путешественников – художники Григорий, Никанор, Поликарп (младший брат) Чернецовы[1] и их ученик Антон Иванов[2] «отправились от Рыбинска до Астрахани водою, для срисования с натуры замечательных мест по обоим берегам Волги в панорамическом виде»[3]. Плавание на судне «Тихвинка» началось 22 мая и продолжалось полгода. В сохранившихся письмах к В. И. Григоровичу братья Чернецовы с восторгом описывали свою деятельность: «Оба берега Волги беспрерывно переносили на бумагу со всеми подробностями, занятие это для нас не тягостно, потому что это делали на ходу лодки»[4].

Путешествие Чернецовых завершилось непредвиденно. 19 ноября барку затерло льдами и на следующий день ее пришлось покинуть. До Астрахани художники 47 верст добирались уже сухим путем[5]. Вот как они описывали эти события: «Не доезжая верст 40 до Астрахани, неожиданно мы погибали ночью во льдах в слабой ладье, устроенной не для здешних вод, но мы благополучно спаслись, и теперь находимся в Астрахани, где покровительство и радушие здешнего г[осподи]на военного губернатора Ивана Семеновича Тимирязева[6] приняло и успокоило нас, мы забыли льды и штормы нынешней грозной осени, которая была такова, какой и не помнят. Но все к лучшему, мы имели случай видеть Волгу тихою и грозною, а то и другое для нас нужно»[7].

По возвращении художники принялись за создание уникальной волжской панорамы, используя огромный материал, накопившийся во время поездки. Всего во время и после него живописцы создали 1 982 рисунка, 80 этюдов маслом и множество планов и набросков, на которых запечатлены виды обоих берегов Волги. После путешествия в течение 13 лет они создавали живописную панораму, которая составила более 700 метров в длину при высоте 2,5 метра. Смонтированная в 1851 г. «Параллель берегов Волги» демонстрировалась в Петербурге на Васильевском острове. Она была закреплена на двух вертикальных цилиндрах, расположенных за окном помещения, оборудованного в виде каюты. При перемещении картины из одного цилиндра на другой и при соответствующем шумовом оформлении у зрителя складывалось полное ощущение движения корабля. Хотя сама панорама до нас не дошла (перемотка полотна не способствовала его сохранности), ее обрывки ныне хранятся в Российской национальной библиотеке (РНБ). Другие рисунки, сделанные во время путешествия, отложились в коллекциях Государственного Русского музея (ГРМ) и Эрмитажа. Среди них для нас представляют интерес изображения Свияжска и его окрестностей.

Впервые на изображения Свияжска, сделанные Чернецовыми, обратил внимание искусствовед П. Е. Корнилов. Ему удалось выявить два таких изображения, «найденные в альбоме, сохранившемся в Отделении рисунков Государственного Русского музея, куда он поступил из библиотеки Академии художеств в числе 4-х портфелей»[8]. Перечисляя, Корнилов описывает их следующим образом: № 2 (92) Город Свияжск, построен в 1551 г.; № 3 (96-98) Г. Свияжск Казанской губ[ернии] с пост[ройками]. 9,4 х 17,7 см; подпись «Н. Чернецов, 1838 г.»[9].

В настоящее время этот альбом большого формата, 69 х 53 см, продолжает храниться в Отделе рисунка и акварели XVIII–XX вв. Государственного Русского музея под № Р 32001-32110. Благодаря взятым Корниловым в скобки номерам указанные рисунки удалось быстро найти. Действительно, рисунок под инвентарным номером Р 32090 имеет название «Город Свияжск построен в 1551 г. по повелению Царя Иоанна Васильевича Грознаго». Это название было дано автором рисунка, однако кто именно им был, определить невозможно, манера письма у братьев слишком схожа. Размеры рисунка 21,5 х 15,2 см. Изображению можно дать следующее описание: слева высокий берег, заросший лесом. Справа лесистый остров с пологими берегами. Верхняя часть рисунка пуста. На переднем плане судно у маленького деревянного причала. Очевидно, что рисовали с берега, хотя он не прорисован. Вдали прямо за лесистым островом виден Свияжск. Детально прорисовано только судно, контуры церквей и высоких строений Свияжска[10].

Второй рисунок, найденный Корниловым, сохранился под № Р 32096. Он представляет собой один лист размером 21,5 х 17,6 см, разделенный поперечной полосой на две части. В верхней части рисунок 16,9 х 9 см (без полей) подписан: «Н. Чернецов. Г. Свияжск. Каз[анская] губ[ерния]. С натуры. 1838 г. Н. Чернецов». Слева половину рисунка занимает высокий лесистый остров. Справа вблизи изображена лодка с четырьмя гребцами, двумя пассажирами и кормовым с шестом. Вдали за небольшими песчаными косами и лесистыми островками вид Свияжска, где схематично показаны церкви и монастыри с колокольнями и окнами. Нижний рисунок также подписан «Н. Чернецов, 1838 год». Но изображение на нем не имеет прямой связи со Свияжском: это лодка с товарами и людьми[11].

Свияжск упоминается в этом альбоме и под № Р 32102. Это рисунок Г. Чернецова «У Чувашскаго оползня на пути в Свияжск из Чебоксар, в Казанской губ[ернии]». К Свияжску он, однако, имеет очень отдаленное отношение. На нем изображены крупным планом деревья, нависающие с высокого берега над узкой рекой[12].

Благодаря созданному в Отделе рисунка Государственного Русского музея электронному каталогу удалось выявить еще два изображения Свияжска, сделанные Никанором Чернецовым. Первое ‒ эскиз «Близ Свияжска. Вниз по Волге» 1838 г., который находится на восьмом листе тетради «Из Путешествия по Волге. 1838-го года. 16 рисунок» (№ Р 44502, размеры 22,7 х 18,2 см). На нем изображены: справа высокий остров с обрывистым берегом, слева менее высокий, с более пологими, холмистыми берегами. Из-за высокого берега виден уголок Свияжска. Схематично показаны виднеющиеся три одноэтажных строения и две невысокие церкви[13].

Второе изображение – «Н. Чернецов 1839 год. У Чувашскаго оползина близ Свияжска К[азанской] г[убернии]» (Р 44907). Этюд был написан с берега, Чернецов стоял около воды. Справа на высоком берегу видна одноэтажная маленькая часовня среди высоких деревьев. Далее из-за зарослей деревьев просматриваются отдельные дома, за ними уже не прорисованный густо заросший деревьями высокий остров. Слева вода и виден другой берег, возможно, остров. Он пологий и не вполне прорисован. Размеры рисунка 21,3 х 15,5 см[14].

Почему же изображений сохранилось так мало и все они выполнены издалека? Почему Чернецовы не посетили сам Свияжск? Несомненно, они должны были еще до плавания знать о существовании острова и о его привлекательности для живописцев. Перед поездкой они тщательно собирали сведения о предстоящем маршруте, о чем свидетельствует, к примеру, сохранившаяся тетрадь с выписками «О Волге собственно», где содержится информация о происхождении слова Волга, о Ахтубе, Каспийском море, о водах Волжской системы и губерниях, которые предстояло проплыть[15].

Объяснение находим в рукописных «Путевых записках по Волге»[16]. Несмотря на имеющееся посвящение «Ея Императорскому высочеству Великой княжне Татьяне Николаевне», мелкий почерк записок очень сложен для прочтения. Вероятно, Г. Чернецов вел записи во время движения судна; кроме того, в них много орфографических и пунктуационных ошибок. Заглавные буквы зачастую отсутствуют и, порой, приходится размечать текст искусственно, сообразуясь со смыслом.

Из записок следует, что начавшееся при хорошей погоде в мае плавание переменило свой характер, когда художники достигли Казанской губернии (7 августа). 10 августа Г. Чернецов писал: «Утро, сегодня холодно, 8-м градусов теп[ла] на воздухе. Что сказать о Чебоксарах, не знаю, на берегу не были, потому что ничего бы и не узнали по причине худой погоды, видно, что городок изрядной…»[17]. Записи подобного содержания продолжались и далее. 12 августа он сделал следующую заметку: «Плавание сегодня было неудачно, подувший противной низовой ветер не позволял поспешно идти вперед и едва ли более 15-ти верст ушли и ночевали проехав реку большую Кокшаю против слободы Кокшанской»[18]. Продолжая свое путешествие, путники очень торопились добраться до Казани. 13 августа они сделали последнюю большую остановку напротив села Сундарь, описали его и объяснили: «Нужно было заготовиться необходимыми потребностями потому, что до самой Казани теперь трудно достать провизию» [19].

К Свияжску путешественники приплыли 16 августа. Григорий Чернецов писал: «Отплыв версты три, я выходил на правой берег, где высокие горы, обросшие кустарниками всех родов, прекраснейшую делают землю, но горы составлены большею частию из белого известкового камня, который сложно расположен по горе. Время было прекрасное, лодка шла хорошо, наконец, показался вдали г. Свияжск. Подходя ближе к нему, солнце сделало игру славную, пред своим захождением быв закрыто облачками, само ударило из-за оных на воду и как великой живописец рисовало на ней ловко кистию; мы бросились тоже пачкать, но пачкотня и вышла. Все краски наши – грязь, все наши действия медлительны, и мы бедные, жалкие, розиня рты, глядели, как дивно действовала невидимая кисть! А пейзажист – очень счастливой человек, особенно теперь, сей имея случай пользоваться и видеть все прекрасное и с такими удобствами!! Проходя мимо островов, где скрылся от наших глаз Свияжск, и даже не знаем, поровнялись ли мы с ним или не дошли до уровнения, острова закрыли его»[20].

На следующий день, 17 августа, Г. Чернецов сделал следующую запись: «Утро туманное, почему мы, ожидая… от него, стоим и выжидаем, как он откроет нам берега. На пути, когда туман очистился, и был прекрасный день, поровнявшись против г. Свияжска, остановились у берега, дабы что можно начертить, но он от берега далеко и потому мы в нем быть не могли. Видно, что было бы чем заняться, много церквей, он стоит на возвышении, весною суда ходят близ него, вот только что можно сказать о Свияжске. Стоя на берегу, я убил из ружья на лету огромного ястреба. Здесь Волга не широка, но глубока. Наконец, вдали показалась, может быть, верст за двадцать, и Казань, освещенная солнцем!»[21].

Таким образом, становится ясно, что перечисленные выше этюды писались с натуры, но с далекого расстояния. К сожалению, других упоминаний о Свияжске в рукописях Чернецовых найти пока не удалось. Записки Чернецовых «Примечания с натуры к панораме берегов реки Волги 1838 г.», в которых описаны виды левого и правого берегов Волги, обрываются на границе Нижегородской и Казанской губерний[22]. Тем не менее, из текста записок следует, что Свияжск произвел большое впечатление на пейзажистов. Нам остается только сожалеть, что обстоятельства не позволили братьям Чернецовым посетить город-остров и благодарить их за те виды города и его окрестностей, которые они нам оставили.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1]. Чернецов Григорий Григорьевич (1802–1865) и Чернецов Никанор Григорьевич (1804–1879), выпускники Академии художеств, находились в дружеских отношениях с А. С. Пушкиным. Чернецов Поликарп Григорьевич (1823–1845), также стал впоследствии пейзажистом.

[2]. Иванов-Голубой, Антон Иванович (1818–1863), художник-пейзажист. Из крепостных крестьян. После путешествия по Волге был выкуплен братьями Чернецовыми и отпущен при этом на волю. Среди его работ: «Вид мастерской братьев Чернецовых на барке в путешествии их по Волге в 1838 году» (1838), «Вид на Волге в Жигулевских горах» (1839), «Гром в Соковских горах на Волге» (1839), «Вид села Винновка на Волге в Симбирской губернии» (1840), «Переправа Н. В. Гоголя через Днепр» (1845), «Перевоз через Волгу в Симбирске» (1846). Известен также видами Италии, куда он переехал жить в 1846 г.

[3]. Никольская, Е. А. Братья Чернецовы. ‒ М.: Белый город, 2002. ‒ С. 26. NIKOL'SKAYA, E. A. Brat'ya Chernetsovi [The Chernetsov Brothers. In Russ.]. Moscow, Beliy gorod publ., 2002, р. 26.

[4]. Она же. Творчество живописцев братьев Чернецовых. Дисс… канд. искусствоведения. ‒ М., 2006. ‒ С. 90. Same. Tvorchestvo zhivopistsev bratyev Chernetsovih. Diss… kand. Iskusstvovedeniya [The Art of the Painters Brothers Chernetsov. Diss. Cand. art. In Russ.]. Moscow, 2006, р. 90.

[5]. Голдовский, Г. Н. Художники братья Григорий и Никанор Чернецовы. Греческий мир в русском искусстве. ‒ СПб., 2000. ‒ С. 12. GOLDOVSKIY, G. N. Hudozhniki bratya Grigory i Nikanor Chernetsovi. Grecheskiy mir v russkom iskusstve [The painters Brothers Grigory and Nikanor Chernetsov. The Greek world in Russian art. In Russ.]. St. Petersburg, 2000, p. 12.

[6]. Тимирязев, Иван Семенович (1790–1867), генерал-лейтенант, военный губернатор Астраханской губернии (1834–1844), впоследствии сенатор.

[7]. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ), ф. 124, № 4702, л. 3. Otdel rukopisey Rossiyskoy natsional'noy biblioteki [Department of Manuscripts of The National Library of Russia] (OR RNB), fond 124, file 4702, р. 3.

[8]. Корнилов, П. Е. Материалы к иконографии Казани // Материалы по охране, ремонту и реставрации памятников в ТССР. ‒ Казань, 1930. ‒ Вып. 4. ‒ С. 21. KORNILOV, P. E. Materiali k ikonografii Kazani [Materials for the iconography of Kazan. In Russ.]. IN: Materiali po ohrane, remontu i restavratsii pamyatnikov v TSSR [Materials on protection, maintenance and restoration of monuments in TSSR. In Russ.]. Kazan, 1930, issue 4, р. 21.

[9]. Там же. Ibid.

[10]. Государственный русский музей (ГРМ), № Р 32090. Gosudarstvenniy russkiy muzey [The State Russian Museum] (GRM), № Р 32090.

[11]. Там же, № Р 32096. Ibid., № Р 32096.

[12]. Там же, № Р 32102. Ibid., № Р 32102.

[13]. Там же, № Р 44502. Ibid., № Р 44502.

[14]. Там же, № Р 44907. Ibid., № Р 44907.

[15]. Отдел рукописей Государственного русского музея (ОР ГРМ), ф. 28, ед. хр. 15, л. 28‒32. Otdel rukopisey Gosudarstvennogo russkogo muzeya [Department of Manuscripts of The State Russian Museum] (GRM), fond 28, file 15, р. 28‒32.

[16]. Там же, ед. хр. 6. Ibid., file 6.

[17]. Там же, л. 45 об. Ibid., р. 45 verso.

[18]. Там же, л. 47. Ibid., р. 47.

[19]. Там же. Ibid.

[20]. Там же, л. 47 об. Ibid., р. 47 verso.

[21]. Там же, л. 48. Ibid., р. 48.

[22]. Там же, ед. хр. 9, л. 23. Ibid., file 9, р. 23.

 

Список литературы

Голдовский, Г. Н. Художники братья Григорий и Никанор Чернецовы. Греческий мир в русском искусстве. ‒ СПб., 2000. ‒ 112 c.

Корнилов, П. Е. Материалы к иконографии Казани // Материалы по охране, ремонту и реставрации памятников в ТССР. ‒ Казань, 1930. ‒ issue 4. ‒ С. 15-31.

Никольская, Е. А. Братья Чернецовы. ‒ М.: Белый город, 2002. – 64 с.

Никольская, Е. А. Творчество живописцев братьев Чернецовых. Дисс… канд. искусствоведения. ‒ М., 2006. ‒ 285 с.

 

References

GOLDOVSKIY, G. N. Hudozhniki brat'ya Grigory i Nikanor Chernetsovi. Grecheskiy mir v russkom iskusstve. [The painters Brothers Grigory and Nikanor Chernetsov. The Greek world in Russian art. In Russ.]. St. Petersburg, 2000, 112 р.

KORNILOV, P. E. Materiali k ikonografii Kazani [Materials for the iconography of Kazan. In Russ.]. IN: Materiali po ohrane, remontu i restavratsii pamyatnikov v TSSR [Materials on protection, maintenance and restoration of monuments in TSSR. In Russ.]. Kazan, 1930, issue. 4, рр. 15‒31.

NIKOL'SKAYA, E. A. Brat'ya Chernetsovi [The Chernetsov Brothers. In Russ.]. Moscow, Beliy gorod publ., 2002, 64 p.

NIKOL'SKAYA, E. A. Tvorchestvo zhivopistsev bratyev Chernetsovih. Diss… kand. Iskusstvovedeniya [The Art of the painters Brothers Chernetsov. Diss. Cand. art. In Russ.]. Moscow, 2006, 285 р.

 

Сведения об авторе

Костина Татьяна Владимировна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Архива РАН, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, TanyaBiziaeva@yandex.ru

 

About the author

Tatyana V. Kostina, Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher at St. Petersburg Branch of the Archive of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, the Russian Fedеration, TanyaBiziaeva@yandex.ru

 

В редакцию статья поступила 10.10.2016 г., опубликована:

Костина, Т. В. «Много церквей, он стоит на возвышении» (Свияжск на рисунках братьев Чернецовых) // Гасырлар авазы – Эхо веков. ‒ 2017. ‒ № 1/2. ‒ С. 281-288.

 

Submitted 10.10.2016, published:

KOSTINA, T. V. “Mnogo tserkvey, on stoit na vozvyshenii” (Sviyazhsk na risunkah bratyev Chernetsovih) [“There are a lot of churches. It stands on rising ground” (Sviyazhsk in the paintings of the Chernetsov Brothers). In Russ.]. IN: Gasyrlar avazy ‒ Eho vekov, 2017, no. 1/2, pp. 281-288.

Другие статьи
 К началу 1917 г. Казанский университет входил в число старейших учебных заведений страны и являлся одним из крупнейших провинциальных научных и образовательных центров. Университе
Первую мировую войну от всех предыдущих военных кампаний отличали невероятные масштабы пленения. За все годы военных действий в плену оказалось восемь миллионов военнослужащих и бо
К 1917 г. дворяне хотя и перестали пользоваться налоговыми и правовыми преимуществами, как это было в XVIII-XIX вв., и практически сравнялись в правах с другими сословиями, но на д
 Одним из наиболее известных центров православия в Среднем Поволжье в дореволюционный период являлся Свияжский Успенско-Богородицкий монастырь, основанный в июле 1555 г.1 Во второй
 Изучение Казанского ханства, в особенности его этносоциальной истории, всегда было затруднено из-за явной недостаточности источников1. Западноевропейские нарративные источники XV
Судебная реформа 1864 г. явила собой преобразование всей судебной системы, порядка уголовного и гражданского процессов в России. Были внесены существенные изменения в судоустройств