Т. Р. Валиуллин. О чем рассказывают надписи на иконах мастерской Казанского Богородицкого монастыря

Надписи на казанских монастырских иконах – это ценный исторический источник, который заключает в себе много важной информации для различных категорий исследователей. Хотя памятные, дарственные и иного рода исторические надписи на иконах относятся к довольно распространенным явлениям, среди дошедших до наших дней образов, исполненных в живописной мастерской Казанского женского монастыря, такие иконы составляют не более 10 процентов от общего числа. В статье речь идет о надписях неканонического характера на иконах, писанных в мастерской Казанского Богородицкого монастыря, которые наносились чаще графитным карандашом, пером (чернилами), процарапывались на обороте. Наряду с авторскими, ктиторскими и дарственными пометками, определяющими среду бытования образов и провенанс, надписи помогают воссоздать сюжет иконы, в свою очередь характеризующий основополагающие представления, ориентиры, чаяния и жизненные ценности русского народа. Освещение ранее неизвестных фактов из жизни обладателей или заказчиков монастырских образов позволит представить конкретные обстоятельства жизни того или иного семейства, наблюдать за изменениями в общественном сознании, происходившими на рубеже XIX‑XX вв., а также ввести в научный оборот неопубликованный пласт «надписанных» икон, изготовленных в живописной мастерской, запечатлевших на себе отпечаток личности их владельцев.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
05.11.2020
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1 2020
Ознакомительная часть статьи

В постсоветский период вопросы так называемой поздней региональной иконописи (в частности, признание ее как предмета научного изучения) стали привлекать внимание многих исследователей, в том числе историков и искусствоведов. Несмотря на это большое количество памятников второй половины XIX – начала XX в. по‑прежнему не описано, хронологически не систематизировано, территориально не привязано. В настоящее время с материалом, накопленным за многие годы в собраниях коллекционеров, государственных и частных музеях и их запасных фондах, проводятся исследования, способные значительно расширить и обогатить представление об иконописном ремесле российской императорской эпохи: причем, не только о ведущих мастерах, техниках и стилях (именуемых среди иконописцев XIX в. «пошибами»), но и об истории создания и распространения предметов сакрального искусства и их обладателях. Случается, что предмет изучения важен не столько сам по себе, сколько как историческая иллюстрация или вспомогательное средство, к примеру, для смежного технико-технологического открытия. И здесь надписи на иконах играют не последнюю роль, с одной стороны, разрешая актуальную проблему так называемого провенанса – выявление и публикация «образцов» с подписями, датой и местом происхождения будут служить в дальнейшем если не эталоном, то точно опорой при атрибуции и экспертизе огромного пласта «беспаспортных» произведений. С другой стороны, даже «расхожие» тиражные метахромотипии заведений Сидорского, Ракочего или хромолитографии на бумаге или жести – поточная печатная продукция фабрик Глута, Релиха, к которым укоренилось пренебрежительное отношение с точки зрения их художественных качеств, могут выступать как ценный исторический источник, связанный с конкретными обстоятельствами жизни того или иного семейства.

Хотя памятные, дарственные, ктиторские и иного рода исторические надписи на иконах относятся к довольно распространенным явлениям, среди большого количества образов, исполненных в живописной мастерской Казанского женского монастыря за более чем 60‑летний период ее «официального» существования (1867‑1928 гг.), такие иконы составляют не более 10 процентов от общего числа.

Наибольший интерес для исследователей иконографии и извода явленного в 1579 г. в Казани образа представляют надписи «мера и подобие» на лицевой стороне писанных в обители богородичных икон. Эта тема достаточно полно освещена в работах Н. Н. Чугреевой, Я. Э. Зелениной, М. А. Маханько, В. В. Немтиновой.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
Документальный материал позволяет представить особенности женской фронтовой судьбы, выделить трудности, которые выпали на долю фронтовичек, специфику адаптации в послевоенный перио
Воскресить память о войне помогают письма с фронта. На основе хранящихся в фондах Госархива Республики Татарстан военных писем от женщин-фронтовичек, адресованных Председателю През
В статье представлены документы из фонда Ш. З. Ракипова, хранящегося в Государственном архиве Республики Татарстан - переписка писателя с ветеранами Великой Отечественной вой­ны и
В статье рассматривается история образования и деятельность казанского ОКБ № 16 (Особого конструкторского бюро на авиационном заводе № 16) в сфере разработки отдельных видов вооруж
На примере театральных коллективов Среднего Поволжья, изучен вклад работников культуры в становление общественного мнения местного населения в годы ВОВ. Выявлены как единообразие,
В статье приведены сведения об особенностях вербовки военнопленных тюркских национальностей в легион «Идель-Урал», сведения о структуре, вооружении и личном составе 825‑го батальон