Спиридонова Л. Н. О художественном искусстве в Среднем Поволжье в 1920-е гг.

Налаживание мирной послевоенной жизни в 1920-е гг. сопровождалось не только попытками обустройства быта, но и активизацией досуга и отдыха населения. В хронике культурных событий эпохи НЭПа, в условиях перехода общества от старого к новому, особо выделялись тенденции, связанные со зрелищностью, жаждой обновлений, самодеятельностью, что подталкивало к оживлению спроса среди населения и формированию массовости. Существенным дополнением культурного фона явилось развитие художественного направления в этот период. Органы советской власти не могли одномоментно осуществить продуманную реформу в этой сфере, несмотря на попытки сломать старую систему обучения, передачи опыта и преемственности в изобразительном искусстве. Традиции, заложенные классической школой, по инерции помогали сохранить систему художественного творчества. Как точно было подмечено А. Старчаковым в публикации о высоком искусстве того времени: «Перед лицом сегодняшнего “новое” успело в значительной мере состариться и по-новому показано, озарено “старое”»1.