Ш. Шарафутдинов. О пребывании высоких духовных лиц в Казанском крае

О пребывании высоких духовных лиц в Казанском крае
В конце 2010 г. начала издаваться серия «Казань православная: Подвижники Духа», автором которой является казанский историк, номинант Макариевской премии (2009 г.) Анатолий Елдашев. Историк известен, как исследователь духовной жизни Казани XVI — начала XX вв. Его перу принадлежит более десяти книг и брошюр, среди которых «Елабужский Казанско-Богородицкий женский монастырь», «Церковный живописец Георгий Анисимович Гришин (1873-1966)», «Утраченные монастырские и некрополи Казани (XVI — начало XX вв.)», «Казанский некрополь (XVI — начало XX вв.)», «Свято-Введенский Кизический мужской монастырь», «Святые обители земли Казанской», «Православные храмы Казани»*.
Первые два выпуска новой серии, а автор предполагает издать их около десяти, посвящены пребыванию в нашем крае отца Иоанна Кронштадтского и великой княгини Елисаветы Феодоровны**, которые неоднократно с 1894 по 1915 гг. бывали в Казани.
Иоанн Кронштадтский посетил Казань в 1894 и 1897 г., Макарьевскую пустынь летом 1902 г. Он был духовником представителей купеческого рода Стахеевых: Василия Григорьевича, Ивана Григорьевича, Глафиры Федоровны и Ольги Андриановны, а за полгода до своей кончины в июле 1908 г. посетил их имение на Святом Ключе (ныне с. Красный Ключ Нижнекамского района РТ).
В 1996 г. архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием была освящена церковь в честь о. Иоанна Кронштадтского, ставшая впоследствии церковью при Казанской духовной семинарии. На Красном (Святом) Ключе также действует храм во имя Иоанна Кронштадтского.
Великая княгиня Елисавета Феодоровна тридцать лет активно участвовала в поездках, связанных с канонизацией святых, путешествиях обетного характера, в паломничестве в царские и ставропигиальные монастыри — от Соловецких островов до Белгорода, от Почаевской Лавры до Верхотурья. Не обошла она своим вниманием и Казань.
В 1910-1913 гг. великая княгиня приняла активное участие в строительстве и освящении храма-часовни на месте обретения чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери, посетила Казанскую духовную академию, была удостоена звания почетного профессора академии, побывала в Свято-Введенской Кизической обители, Свияжском Успенском мужском и Иоанно-Предтеченском женском монастырях. Летом 1914 г. она вместе с сестрой Викторией, принцессой Баттенбергской и племянницей принцессой Луизой посетила Раифскую пустынь. С инокиней Варварой в сентябре 1915 г. прибыла в Казань для прощания со своим духовным отцом Гавриилом Седмиезерным.
Научной основой серии А. Елдашева является солидная источниковедческая база: архивные источники, Известия Казанской епархии, Вятские и Уфимские епархиальные ведомости, воспоминания современников, которые не использовались специалистами многие десятилетия. Так, до последнего времени считалось, что Иоанн Кронштадтский прибыл на Святой Ключ для освящения церкви. Действительно, он посетил имение О. А. Стахеевой, известной казанской и елабужской благотворительницы по ее приглашению 1-2 июля 1908 г. с пастырской миссией, однако церковь во имя Св. Иоанна Предтечи была освящена до его приезда епископом Уфимским и Мензелинским Христофором.
Автор расширил представление читателей о пребывании великокняжеской паломницы в нашем крае. Он впервые ввел в научный оборот малоизвестные архивные и церковные источники. К слову, даже в таком фундаментальном исследовании И. К. Кучмаевой, как «Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны» (М., 2008), отсутствуют сведения об ее посещении Казани.
Выпуски прекрасно и со вкусом оформлены, в них много цветных иллюстраций, дореволюционных и авторских фотографий. Читатель, несомненно, обратит внимание на колоритные фотографии Святого Ключа, его хозяйки О. А. Стахеевой, выполненные еще в 1910-е гг. дедом автора, церковным живописцем Георгием Гришиным.
Следующие выпуски из серии «Казань православная: Подвижники Духа» будут посвящены настоятельнице Мензелинского Пророко-Ильинского женского монастыря игуменье Маргарите (Гунаропуло) и настоятельнице Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря игуменье Апфие (Юминой). Надо надеяться, что они будут информативны и поучительны.
Шамиль Шарафутдинов,
соискатель Института истории
им. Ш. Марджани АН РТ
* Елабужский Казанско-Богородицкий женский общежительный монастырь (1868-2002). – Казань, 2002. – 60 с.; Монастыри Казанского края: очерки истории. – Казань, 2004. – 308 с.; Арский православный некрополь. – Казань, 2007. – 16 с.; Церковный живописец Георгий Анисимович Гришин (1873-1966). – Казань, 2008. – 96 с.; Утраченные монастырские некрополи Казани (XVI — начало XX вв.). – Казань, 2008. – 212 с.; Казанский некрополь (XVI — начало XX вв.). – Казань, 2009. – 380 с.; Свято-Введенский Кизический мужской монастырь. – Казань, 2010. – 26 с.; Некрополь Свято-Введенского Кизического мужского монастыря. – Казань, 2010. – 22 с.; Святые обители земли Казанской. – Казань, 2010. – 24 с.; Православные храмы Казани. – Казань, 2010. – 32 с.
** В «Гасырлар авазы – Эхо веков» опубликованы статьи А. Елдашева «Посещения великой княгиней Елизаветой Федоровной Казани» (2009. – № 1. – С. 225-231), «Иоанн Кронштадтский в Казанском крае» (2009. – № 2. – С. 238-241).