Ш. Шарафутдинов. Игуменья Апфия Свияжская

Рубрика:
Тип статьи:
Рецензия
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
21.11.2011
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2011

Игуменья Апфия Свияжская

Так историк-краевед Анатолий Елдашев озаглавил свой пятый выпуск серии «Казань православная: Подвижники Духа». Предыдущие были посвящены пребыванию в нашем крае Иоанна Кронштадтского и великой княгини Елисаветы Феодоровны, а также монастырям и церквам г. Казани.

Читателям доцент Казанской духовной семинарии, лауреат Макарьевской премии, заслуженный работник высшей школы Республики Татарстан А. Елдашев известен как автор почти ста публикаций, в том числе пятнадцати книг и брошюр, исследующих духовную жизнь Казанского края в XVI — начале XX вв. Автор продолжает традиции, заложенные епископом Никанором, протоиереем Евфимием Маловым, известным краеведом Н. Я. Агафоновым, искусствоведом П. М. Дульским.

Кто из путешествующих, подплывая по матушке-Волге к острову-граду Свияжску, не бросал свой восторженный взгляд на приближающийся и все увеличивающийся в своих размерах храм, возведенный во имя иконы Божией Матери «Всехъ Скорбящихъ Радости» — эту доминанту острова? И, наверное, мало кто помнит и знает о его вдохновительнице и устроительнице — настоятельнице Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря игуменьи Апфии (Анне Константиновне Юминой). Храм был освящен 24 сентября 1906 г. архиепископом Казанским и Свияжским Димитрием (Самбикиным). Годом раньше на его территории была похоронена игуменья Апфия Свияжская.

В 1930-е гг. надгробие игуменьи было разрушено. 24 мая 2010 г. Анатолий Елдашев, участвуя в работе республиканской научно-практической конференции «Свияжское историческое краеведение и современность» высказал предложение о необходимости реставрации разрушенного захоронения. Во время ремонтных работ летом 2010 г. в подклети храма во имя иконы «Всехъ Скорбящихъ Радости» было обнаружено несколько обломков мраморной надгробной плиты, на которых читалось «…святого храма» и «…ря 1905 года». В мае 2011 г. благодаря усилиям настоятеля Свияжского Свято-Успенского мужского монастыря о. Силуана начались работы по восстановлению разрушенного надгробия. На основании обнаруженных обломков плиты исследователь предложил реставраторам следующий текст, который, на его взгляд, наиболее соответствует первоначальной надписи: «Строительница сего святого храма игуменья Апфия. † 28 сентября 1905 г.»

Настоящий выпуск также посвящен известной свияжской благотворительнице Надежде Ивановне Саврасовой (1783-1870). Саврасова занимает достойное место в ряду выдающихся православных женщин-благотворительниц Казанского края: Ольги Сергеевны Александровой-Гейнс (1847-1927), Глафиры Фёдоровны Стахеевой (1847-1927), Ольги Андриановны Стахеевой (1847-1912), Агриппины Хрисанфовны Шамовой (ум. 1927), Екатерины Александровны Кривоносовой, Марии Фёдоровны Ушаковой (ум. 25 апреля 1902).

Жизнь Н. И. Саврасовой была тесно связана с игуменией Каллистой, с 1841 по 1865 г. настоятельницей Иоанно-Предтеченского монастыря. Через повествование о Саврасовой автор протягивает связующую нить к иеромонаху отцу Нилу (Хрисогонову), послушнику Макарьевской пустыни, постоянному руководителю и наставнику игуменьи Апфии и духовному собеседнику Н. И. Саврасовой.

Завершает выпуск многовековая и многотрудная история возникновения, развития, разрушения и возрождения Свияжской Макарьевской пустыни и ее покровителя преподобного Макария.

Автор впервые за последние десятилетия опубликовал списки настоятелей Свияжского Успенского Богородицкого мужского и Иоанно-Предтеченского женского монастырей, а также послужной список монахинь Казанского Богородицкого женского монастыря за 1927 г. (за год до его закрытия). Большинство монахинь были представителями крестьянского сословия, выходцами из Казанской и Вятской губерний.

Выпуск иллюстрирован, в нем много как дореволюционных фотографий, так и современных, в том числе сделанных автором в разные годы. При его написании использовано около сорока источников, справочной литературы и исследований.

Шамиль Шарафутдинов,

историк-архивист

Другие статьи
В 1994 г. Архивным управлением при Кабинете Министров Республики Татарстан была разработана действующая по сей день система непрерывного архивного образования как составная часть а
Как показывает анализ, в советский период публикаторская деятельность архивов республики в виде издания сборников документов велась достаточно активно, но неравномерно.
Воздух Булгар, твой свет короткий — узкий месяц, руины, степь.
В документе, кроме пустоши, «что бывало Чаллынское городисще», фигурирует целый ряд татарских поселений округи — Чаллы, Шигизда (Шигазда), Пимер, Налгози, Мосляк (Машляк), Би-Юрт,
Татары-мусульмане поселились в Великом княжестве Литовском в конце XIV в. На протяжении нескольких столетий они сохраняли экономические, культурные и конфессиональные связи с Крымо
Польское восстание 1863 г. и либеральные реформы 1860-1870-х гг. поставили перед российским правительством вопрос об ускорении интеграции этноконфессиональных меньшинств в общеимпе