Салихова А. Р. Первый татарский композитор Cултан Габаши (к 130-летию со дня рождения)

В статье рассматривается личность первого татарского композитора Султана Габаши. Приводятся сведения об архивных материалах, хранящихся в Центре письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан. На основе архивных документов анализируется разносторонняя деятельность Султана Габаши, воссоздается его жизненный и творческий путь. Султан Габаши стоял у истоков татарской профессиональной музыки и внес значительный вклад в национальную культуру и искусство. Он стал автором первых татарских романсов, инструментальных пьес, мелодекламаций, музыкальных спектаклей, а также первых татарских опер «Сания» и «Эшче». Деятельность Габаши была многогранна: он проявил себя как исполнитель, композитор и дирижер, фольклорист, педагог и организатор музыкальных коллективов. Эпоха бурных социальных потрясений наложила на его жизнь свой отпечаток, наполнив ее трудностями и свершениями. Султан Габаши всегда горячо защищал национальную самобытность татарского искусства. В тридцатые годы композитор был подвергнут идеологической травле. Его обвинили в пантюркизме и панисламизме, в противодействии новой пролетарской культуре и отстранили от активной общественной и педагогической деятельности. В результате, весной 1932 г. Султан Габаши переезжает в Уфу. Башкирский период жизни композитора был отмечен новым творческим взлетом. Габаши внес весомый вклад в развитие музыкальной культуры Башкирии. Он руководил различными хоровыми коллективами, вел научную работу в Башкирском НИИ национальной культуры и в Управлении по делам искусств при Совете народных комиссаров Башкирской АССР, где заведовал кабинетом музыкального фольклора, преподавал в Уфимском музыкальном училище, участвовал в создании Союза композиторов Башкирии. Изучение жизни и богатого творческого наследия Султана Габаши представляет большой научный интерес.
Рубрика:
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
29.09.2021
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3 2021
Ознакомительная часть статьи

Аннотация

В статье рассматривается личность первого татарского композитора Султана Габаши. Приводятся сведения об архивных материалах, хранящихся в Центре письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан. На основе архивных документов анализируется разносторонняя деятельность Султана Габаши, воссоздается его жизненный и творческий путь. Султан Габаши стоял у истоков татарской профессиональной музыки и внес значительный вклад в национальную культуру и искусство. Он стал автором первых татарских романсов, инструментальных пьес, мелодекламаций, музыкальных спектаклей, а также первых татарских опер «Сания» и «Эшче». Деятельность Габаши была многогранна: он проявил себя как исполнитель, композитор и дирижер, фольклорист, педагог и организатор музыкальных коллективов. Эпоха бурных социальных потрясений наложила на его жизнь свой отпечаток, наполнив ее трудностями и свершениями. Султан Габаши всегда горячо защищал национальную самобытность татарского искусства. В тридцатые годы композитор был подвергнут идеологической травле. Его обвинили в пантюркизме и панисламизме, в противодействии новой пролетарской культуре и отстранили от активной общественной и педагогической деятельности. В результате, весной 1932 г. Султан Габаши переезжает в Уфу. Башкирский период жизни композитора был отмечен новым творческим взлетом. Габаши внес весомый вклад в развитие музыкальной культуры Башкирии. Он руководил различными хоровыми коллективами, вел научную работу в Башкирском НИИ национальной культуры и в Управлении по делам искусств при Совете народных комиссаров Башкирской АССР, где заведовал кабинетом музыкального фольклора, преподавал в Уфимском музыкальном училище, участвовал в создании Союза композиторов Башкирии. Изучение жизни и богатого творческого наследия Султана Габаши представляет большой научный интерес.

 

Abstract

The paper deals with the personality of the first Tatar composer Sultan Gabashi. The article provides information on archival materials kept in the Center of Written and Musical Heritage of G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan. Based on the archival documents, the all-around activities of Sultan Gabashi are analyzed, his life and creative career are recreated. Sultan Gabashi was one of the originators of Tatar professional music and made a significant contribution to the national culture and art. He became the author of the first Tatar romances, instrumental theatrical pieces, recitations to music, musical performances, as well as the first Tatar operas “Saniya” and “Eshche”. His work was multifaceted: he fulfilled himself as a performer, composer and conductor, folklorist, teacher and organizer of musical groups. The era of severe social upheavals left its mark on his life, filling it with difficulties and challenges. Sultan Gabashi always defended vigorously the national identity of the Tatar art. In the notorious thirties, the composer was subjected to ideological persecution. He was accused of Pan-Turkism and Pan-Islamism and of opposing the new proletarian culture and was excluded from active social and pedagogical activities. As a result, in the spring of 1932 Sultan Gabashi moved to Ufa. The Bashkir period of the composer's life was marked by a new creative advancement. Gabashi made a significant contribution to the development of the musical culture of Bashkiria. He led various choral groups, conducted scientific work at the Bashkir Research Institute of National Culture and in the Office for Arts under the Council of People's Commissars of the Bashkir ASSR, where he was in charge of the department of musical folklore, was a lecturer at Ufa Music School, and took part in the creation of the Union of Composers of Bashkiria. The study of the life and rich creative heritage of Sultan Gabashi is of great scientific interest.

 

Ключевые слова

Султан Габаши, архив, документы, театр, музыка, спектакль, опера, фольклор, композитор.

 

Keywords

Sultan Gabashi, archive, documents, theater, music, performance, opera, folklore, composer.

 

Султан Хасанович Габаши стоял у истоков татарской и башкирской профессиональной музыки и своей многогранной деятельностью внес значительный вклад в национальную культуру и искусство. Ему суждено было стать в полном смысле слова первопроходцем, знаковой фигурой для своего времени. Сын муллы, почти не имевший специального музыкального образования (помимо частных уроков игры на фортепиано), он стал автором первых татарских романсов, инструментальных пьес, мелодекламаций, музыкальных спектаклей и даже опер. Его деятельность была многогранна: он проявил себя как исполнитель, композитор и дирижер, фольклорист, педагог и организатор музыкальных коллективов.

К сожалению, творческое наследие композитора долгое время незаслуженно игнорировалось, принижалось. На то были причины, главным образом, идеологического порядка. В советское время интерес к личности Султана Габаши был, мягко говоря, весьма скромным. Он был известен как автор знаменитого романса «Кукушка». Песня на стихи Г. Рахима, была написана еще в 1913 г. Позже появились ее хоровые обработки ‒ авторские и композитора А. Ключарева. Долгое время «Кукушка» была визитной карточкой Государственного ансамбля песни и танца РТ. Султана Габаши также упоминали как одного из авторов первых татарских опер «Сания» (1925) и «Эшче» (1930). При этом, не вдаваясь в подробный и объективный анализ, обычно подчеркивали несовершенство этих опер, упуская из виду их огромное значение для татарского музыкального искусства. Композитор Сара Садыкова, пожалуй, единственная из всех, вспоминала его как своего учителя и наставника.

Ситуация изменилась только в девяностые годы. В научный оборот стали возвращаться имена незаслуженно забытых деятелей культуры. Среди них ‒ Гаяз Исхаки, Галимжан Баруди, Дэрдмэнд, Исмаил Гаспринский, Габдрахман Карам, Ахметгарай Хасани и другие. Возрос интерес и к личности первого татарского композитора.

В 1991 г., в дни празднования 100-летия со дня рождения Султана Габаши, в Институте языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ прошла первая научная конференция, посвященная его творчеству. В Татарском театре драмы и комедии им. К. Тинчурина состоялся большой концерт из его произведений.

В 1994 г. вышла первая часть сборника «Султан Габяши. Материалы и исследования»1, в котором впервые были опубликованы и снабжены научными комментариями автобиографические и теоретические работы композитора, его переписка с В. Виноградовым, хранящиеся в архиве ИЯЛИ. Также были опубликованы на русском языке ответы на вопросы анкеты «О проблемах татарской музыки», проведенной в 1931 г. журналом «Яналиф».

В 2000 г. вышло новое издание книги «Султан Габяши. Материалы и исследования»2, в которое, помимо работ самого С. Габаши, вошли также статьи ученых-музыковедов, посвященные его творчеству. Среди авторов – М. В. Гайнетдинов, Г. М. Макаров, А. Л. Маклыгин, Л. В. Бражник, Ф. Ш. Салитова. Составитетель – Г. Б. Губайдуллина.

Основой для научных изысканий стали материалы фонда № 60 Центра письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан (фонд Султана Габаши). Остановимся на нем подробнее. Фонд состоит из 2 описей.

Опись № 1 включает в себя творческие материалы С. Габаши (1915-1950 гг.). Среди них: клавиры опер «Сания» и «Эшче», списки научно-исследовательских работ, материалы экспедиционных выездов и другие музыкальные записи, партитуры татарских, башкирских народных песен, а также партитуры хоровых обработок татарских и башкирских народных песен, партитура Марша «Яналиф», другие музыкальные сочинения композитора. Также представлены статьи, лекции, выступления, переводы С. Габаши, рецензии и отзывы на его работы (1925-1950 гг.).

В отдельное дело выделены отчет и материалы бригады по изучению народного искусства, командированной Наркомпросом, Научно-исследовательским институтом и Государственным академическим Театром Татарской АССР, в Аксубаевском, Первомайском, Шугуровском, Альметьевском и Тумутукском районах с 28 мая по 11 июля 1931 г., а также народные песни, записанные в этой экспедиции3.

В фонде также широко представлены материалы научной и служебной деятельности Султана Габаши. Они разделены на периоды. Так, к казанскому периоду деятельности композитора относятся: афиша первого этнографического экспериментального концерта-лекции, посвященной музыке и пению казанских татар (Дом татарской культуры, 4 марта 1929 г.), лектор ‒ Султан Габаши; протокол первого собрания сотрудников татарского оперного театра от 29 октября 1930 г., секретарь собрания ‒ Султан Габаши; программа и план лекции на курсах районных инспекторов по искусству, музыке и музыкальному фольклору; план деятельности музыкального сектора кабинета искусств Татарского научно-исследовательского института; устав общества друзей татарской музыки; планы и конспекты уроков по теории форм музыки.

К уфимскому периоду деятельности композитора относятся: смета расходов по собиранию и записи народных песен Башкирской АССР на 1929-1930 гг.; смета на создание репертуара Башкирского музыкального театра на 1933 г.; рабочий план экспериментального кабинета по изучению и сохранению музыки башкирского народа и другое.

Представляют интерес и другие рукописи Султана Габаши. Например, такие как: сборник «100 башкирских народных песен» (созданный совместно с А. Ключаревым); план учебника «Руководство по элементарной теории музыки на башкирском языке; статья «О татарской музыке» – рукопись на татарском языке (арабский шрифт); та же статья на русском языке с правками автора; «Нотная грамота для музыкальных кружков рабочих школ», «Мой подарок ХVIII съезду ВКП(б)» на башкирском языке, 1939 г.; программа по музыке для начальных школ (Уфа, 1933).

Уже только из одного перечисления документов видно, какой активной и многогранной была деятельность Султана Габаши.

Особый интерес представляет Опись № 2, включающая в себя материалы к биографии Султана Габаши. Среди них: собственноручные автобиографии Султана Габаши 1918, 1938, 1942 гг.; переписка С. Габаши и В. Виноградова 1938-1941 гг., открывающая неизвестные ранее страницы истории татарской музыки; 2 небольших альбома с фотографиями, а также личные документы за период 1918-1940 гг.: удостоверения, справки, членские и служебные билеты, мандаты и др. (87 единиц); договоры и соглашения (19 единиц); творческая и служебная переписка (63 единицы).

Материалы, хранящиеся в Центре письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, дают возможность восстановить жизненный путь первого татарского композитора.

Султан-Ахмед Габаши родился 1 мая 1891 г. в деревне Малый Сулабаш (ныне Высокогорский район Республики Татарстан). Его отец Хасангата Мухаммед улы Габаши (1863-1936) был видным религиозным и общественным деятелем своего времени. Султан Габаши учился в лучших татарских медресе – «Усмания» и «Галия» в Уфе, в казанском медресе «Мухаммадия». Сдав экзамен в Оренбургском магометанском собрании, он получил право занять должности имама-хатиба и мударриса. В Уфе же Габаши окончил реальное училище и, окончательно переехав в Казань, в 1915 г. поступил на юридический факультет Казанского университета, откуда со второго курса был призван в армию4.

Уже с 1909 г. Султан принимает активное участие в концертах кружка «Национальные мелодии, сцена и литература» медресе «Галия». Сохранились сведения о том, что первые сочинения Габаши нашли отклик у творческой общественности Уфы. Известно о его выступлении в качестве исполнителя собственной музыки 17 октября 1914 г. в зале Уфимского дворянского собрания (ныне – Шаляпинский зал УГАИ). В этот вечер прозвучали фортепианные пьесы («Горе», «Молодость», «Праздник после горя») и пьеса для ансамбля исполнителей («Пикник»)5.

В 1917 г. татарской драматической труппой «Сайяр» была поставлена драма Гаяза Исхаки «Зулейха» – первое в истории татарского театра драматическое произведение со специально написанной музыкой, автором которой был Султан Габаши. Этот факт отметили почти все газеты, назвав его «новым явлением в татарском искусстве», подчеркнув то сильное впечатление, которое производила его музыка на слушателей6. Затем на сцене татарского театра появились и другие музыкально оформленные спектакли: «Тагир и Зухра» Ф. Бурнаша, «Буз егет» К. Рахима, «Фатхулла хазрет», Ф. Амирхана. «Юсуф и Зулейха», «Шах Габбас», «Лейла и Меджнун» К. Амири, «Сак-Сок» А. Сагиди ‒ всего около 12 постановок, музыку к которым написал С. Габаши. Их особенность заключается в обращении композитора не только к татарскому фольклору, но и к музыкальному творчеству народов Востока7.

Султан Габаши проявил себя как педагог: он не только писал музыку к спектаклям, но и сам работал с певцами-солистами, хором, музыкантами оркестра, добиваясь от них грамотного, качественного исполнения. Он преподает на музыкальных курсах народов Поволжья, учит музыкально-теоретическим дисциплинам в Восточной консерватории и на курсах переподготовки учителей начальных школ в Арске, организует хоры и дирижирует. Плодотворной и многогранной была работа Габаши в Казанском музыкальном техникуме в роли преподавателя музыкально-теоретических дисциплин, руководителя хора и заместителя заведующего.

Новым и непривычным явлением для татарской музыкальной культуры стало появление первых хоровых коллективов. Хор Восточного музыкального техникума, позже Большой хоровой коллектив студентов вузов Казани под руководством Султана Габаши, активно выступали на различных концертных площадках, привлекая к себе внимание слушателей и прессы. С большим успехом исполнялись сделанные композитором хоровые обработки татарских народных песен и его собственные сочинения для пяти и шестиголосного хора.

Важным этапом в развитии татарского музыкального искусства стало написание С. Габаши в соавторстве с Газизом Альмухамедовым и Василием Виноградовым первых татарских опер «Сания» (1925) и «Эшче» (1930)8. Создание национальной оперы стало ярким, значительным событием в истории ТАССР, оно рассматривалось как показатель возросшего уровня национальной культуры, вхождения ее в общемировой художественный процесс9. Материалы о «Сание» были опубликованы в Берлинском музыкальном еженедельнике (№ 51-52 за 1925 г.) и журнале Итальянского восточно-европейского института (30.10.1925). Клавир оперы и фотографии авторов и исполнителей демонстрировались на международной выставке во Франкфурте-на-Майне. Опера «Эшче» была показана в Москве на Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР.

Эти оперы отвечали горячему интересу национальной публики к театрально-музыкальному жанру. В них авторы использовали близкие народу татарские и башкирские напевы, создали близкие фольклорным образцам оригинальные композиторские мелодии. Перу Габаши принадлежит большинство сольных вокальных партий и хоровых номеров и частично их гармонизация; фактура, оркестровые голоса и связующие фрагменты были написаны В. Виноградовым, либретто и часть вокальных партий – Г. Альмухаметовым. Помощь в постановке оперы оказал также А. Литвинов, блестящий дирижер, скрипач и педагог.

Примечательно, что Султан Габаши участвовал в создании первой татарской оперы не только как автор музыки. Активное участие в постановке приняли учащиеся и выпускники Казанского восточного музыкального техникума (КВМТ), в котором С. Габаши преподавал. Так что, можно сказать, в качестве исполнителей (хор, оркестр и некоторые певцы-солисты) выступили его ученики10. Композитор и сам исполнил в опере «Сания» одну из ролей. Сохранилась его фотография в гриме и сценическом костюме.

Султан Габаши принял активное участие в создании в ТАССР собственного оперного театра. В «Комиссию содействия», как ее назвали, вошли, помимо самого Габаши, А. Литвинов, С. Валеев-Сульва, С. Сайдашев и Г. Альмухаметов. В результате, при самом деятельном участии Султана Габаши было образовано оперное отделение при татарском академическом театре.

С. Габаши по праву считается первым татаро-башкирским музыковедом и этнографом; он деятельно занимался созданием учебных пособий, писал статьи по вопросам национальной музыки, был прекрасным лектором.

Еще в 1910 г. Султан Габаши начал собирать татарские народные песни, заложившие основу составленного им в 1931 г. сборника народной музыки «Милли моңнар. Төрек-татар көйләре» («Национальные мелодии. Тюркско-татарские песни»). Сборник содержит редчайшие образцы народной музыки, особенно духовных жанров – мунаджаты, баиты, книжные напевы, связанные с традиционной исламской музыкально-поэтической культурой. Уже в наши дни его записи были обнародованы11.

Султан Габаши всегда горячо защищал национальную самобытность татарского искусства. Это проявлялось, прежде всего, в его творчестве, но не только. Отношение к вековым музыкальным традициям, ценность и значимость фольклора, соотношение национальной специфики и европейских музыкальных жанров и форм, подготовка музыкальных кадров – эти и многие другие вопросы не оставлял Габаши своим вниманием, постоянно выступая с докладами, публикуясь в периодической печати. Представляет большой интерес его статья «О татарской музыке»12.

В начале тридцатых годов, в преддверии масштабных политических репрессий, началась травля композитора. Причиной послужили и его социальное происхождение, и его активная дореволюционная деятельность, и вся национальная направленность его творчества, его бережное отношение к вековым музыкальным традициям. Султана Габаши обвинили в пантюркизме и панисламизме, в противодействии новой пролетарской культуре и отстранили от активной общественной и педагогической деятельности. Официальным поводом послужила статья «О «габашизме» в музыке», опубликованная 28 ноября 1930 г. в газете «Кызыл Татарстан», повлекшая за собой целый ряд откликов, подхвативших крайне негативную по отношению к композитору позицию. Само слово «габашизм» стало нарицательным, характеризующим якобы религиозно-националистическую и консервативную для социалистического строя установку. В результате такого прессинга, весной 1932 г. Султан Габаши по приглашению Газиза Альмухаметова переезжает в Уфу.

Габаши внес весомый вклад в развитие музыкальной культуры Башкирии. Он руководил различными хоровыми коллективами, вел научную работу в Башкирском НИИ национальной культуры и в Управлении по делам искусств при СНК БАССР, где заведовал кабинетом музыкального фольклора, преподавал в Уфимском музыкальном училище, наконец, участвовал в создании Союза композиторов Башкирии.

В 1935 г. Султан Габаши провел фольклорную экспедицию в Ишимбаевский район Башкирии, итогом которой стал сборник «Сто башкирских песен»13. В 1937 г. вместе с музыковедом Л. Лебединским работал над записями башкирских песен14. В 1940 г. – заключил договор с московским композитором Н. Чембержи о совместной работе над музыкой балета «Сыңрау торна» («Журавлиная песнь»). Композитор А. Эйхенвальд предлагал ему совместную работу над оперой «Ашказар». В конце тридцатых годов, почти одновременно, в Казани и Уфе, поднимался вопрос о возобновлении опер «Сания» и «Эшче». Окрыленный надеждой Габаши вел активную переписку со своим соавтором композитором В. Виноградовым о новых редакциях опер15. К сожалению, этим планам не суждено было осуществиться. Начавшаяся война и последовавшая за ней высылка композитора из Уфы, привели вскоре к трагической развязке.

В советский период судьба Султана Габяши была полна лишений и несправедливости. Однако светлая память о нем сохранилась в сердцах людей. И, спустя много лет, мы по-прежнему с благодарностью вспоминаем этого выдающегося музыканта, беззаветно преданного искусству и своему народу.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Султан Габяши: Материалы и исследования. В двух частях. Часть 1 / Акад. наук Респ. Татарстан. Ин-т яз., лит. и искусства им. Г. Ибрагимова. – Казань, 1994. – 114 с.
  2. Султан Габяши: Материалы и исследования / Акад. наук Респ. Татарстан. Ин-т яз., лит. и искусства им. Г. Ибрагимова, Администрация Высокогор. р-на Респ. Татарстан; [Вступ. ст., сост., публ., коммент. и прил. Г. Б. Губайдуллиной]. – Казань: Фикер, 2000. – 239 с.
  3. Центр письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, ф. 60, оп. 1, ед. хр. 10. 11.
  4. Там же, оп. 2, ед. хр. 1.
  5. Тормыш. – 1914. – 22 октября.
  6. Музыкага салынган пьеса // Аң. – 1917. – № 2. ‒ 15 март; Карам Г. Габдулла Кариев бенефисы // Аң. – 1917. – № 3-4. ‒ 20 апрель; Тюменов Р. «Зөләйха» – Мәскәүдә // Ил. – 1917. – № 20. ‒ 10 май.
  7. Салитова Ф. Ш. Музыкально-театральные произведения Султана Габяши // Султан Габяши: Материалы и исследования. – Казань: Фикер, 2000. – С. 195.
  8. Центр письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, ф. 60, оп. 1, ед. хр. 5, 6, 7.
  9. Газиз Альмухаметов и Султан Габаши в Казани. Материалы и документы. – Уфа, 1995. – 174 с.
  10. Юнусова Г. Ф. Первая татарская опера (к 80-летию со дня постановки оперы «Сания») // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2005. – № 1. – С. 197-201.
  11. Макаров Г. М. Милли моӊнар. Төрки-татар көйләре (Солтан Гәбәши язмалары буенча) = Народные мелодии. Тюрко-татарские напевы (по записям Султана Габяши). – Казань, 2002.
  12. Центр письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, ф. 60, оп. 1, ед. хр. 19, 20.
  13. Там же, ед. хр. 15.
  14. Там же, оп. 2, ед. хр. 2, л. 67.
  15. Там же, ед. хр. 5.

 

Список литературы

Губайдуллина Г. Б. Султан Габяши: художник и время // Султан Габяши. Материалы и исследования. ‒ Казань: Издательство «Фикер», 2000. ‒ С. 9-26.

Исанбет Ю. От составителя // Газиз Альмухаметов и Султан Габаши в Казани. Материалы и документы. – Уфа, 1995. ‒ С. 3-64.

Макаров Г. М. Султан Габяши и народная музыка // Султан Габяши. Материалы и исследования. – Казань. Издательство «Фикер», 2000. – С. 140-157.

Салитова Ф. Ш. Музыкально-театральные произведения Султана Габяши. Султан Габяши. Материалы и исследования. – Казань: Издательство «Фикер», 2000. – С. 193-202.

 

References

Gubaydullina G. B. Sultan Gabyashi: hudozhnik i vremya [Sultan Gabyashi: artist and time]. IN: Materialy i issledovaniya Sultan Gabyashi [Sultan Gabyashi. Materials and researches]. Kazan, “Fiker” publ., 2000, pp. 9-26.

Isanbet Y. Ot sostavitelya [From the compiler]. IN: Gaziz Almukhametov i Sultan Gabashi v Kazani. Materialy i dokumenty [Gaziz Almukhametov and Sultan Gabashi in Kazan. Materials and documents]. Ufa, 1995, pp. 3-64.

Makarov G. M. Sultan Gabyashi i narodnaya muzyka [Sultan Gabyashi and folk music]. IN: Sultan Gabyashi. Materialy i issledovaniya [Sultan Gabyashi. Materials and researches]. Kazan, “Fiker” publ., 2000, pp. 140-157.

Salitova F. Sh. Muzykalno-teatralniye proizvedeniya Sultana Gabyashi. Sultan Gabyashi. Materialy i issledovaniya [Musical and theatrical works of Sultan Gabyashi. Sultan Gabyashi. Materials and researches]. Kazan, “Fiker” publ., 2000, pp. 193-202.

 

Фото, кроме указанных, из фондов Центра письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан.

The photos except as provided are from the fonds of the Centre of Written and Musical Heritage of G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art, the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan.

 

Сведение об авторе

Салихова Айгуль Рустэмовна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела театра и музыки Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, e-mail: aygul.salikhova@gmail.com

 

About the author

Aygul R. Salikhova, Candidate of Philological Sciences, Leading Researcher at Department of Theatre and Music, G. Ibragimov Institute of Language, Literature and Art, the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, e-mail: aygul.salikhova@gmail.com

 

В редакцию статья поступила 23.06.2021, опубликована:

Салихова А. Р. Первый татарский композитор Cултан Габаши (к 130-летию со дня рождения) // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2021. – № 3. ‒ С.123-133.

 

Submitted on 23.06.2021, published:

Salikhova A. R. Perviy tatarskiy kompozitor Sultan Gabashi (k 130-letiyu so dnya rozhdeniya) [The first Tatar composer Sultan Gabashi (dedicated to the 130th anniversary of his birth)] // Gasyrlar avazy – Eho vekov [Echo of centuries], 2021, no. 3, рр.123-133.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи была проведена в 1897 г. по указу императора Николая II. Всеобщей переписи подлежали все жители страны независимо от пола, воз
В статье рассматривается правотвоpческая и религиозно-просветительская деятельность члена Оренбургского магометанского духовного собрания Ризаэтдина Фахретдина в 1891-1906 гг. по р
Статья посвящена рассмотрению деятельности Первого всероссийского мусульманского съезда, собравшегося в Москве 1 мая 1917 г.
На основе архивных материалов автор обосновывает вынужденность и безальтернативность перевода трудовых отношений в плоскость уголовного права в условиях предстоящей войны.
Документы из фондов Госархива современной истории Чувашской Республики являются свидетелями особой роли отраслей связи Чувашской АССР в годы Великой Отечественной войны. Рассматрив
Влияние политических установок на ход развития исторической науки в Татарской АССР на примере работы Хайри Гимади, заведующего сектором истории Института языка, литературы и истори