Р. Набиев, А. Миннигалеева. Писатель-революционер (К 120-летию Халика Садри)

Рубрика:
Тип статьи:
Персоналии
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
20.05.2011
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1/2 2011

Писатель-революционер

(К 120-летию Халика Садри)

В 2010 г. исполнилось 120 лет выдающемуся представителю татарской интеллигенции, известному старшему поколению как Халик Садри. Как и многие иные представители древнего рода потомственных воинов и просветителей, он обладал талантом, проявившимся сразу в нескольких сферах.

Габдулхалик Гарифович Садретдинов (Садреев) родился 4 августа 1890 г. в д. Иске-Ермак (Ст. Ермаково) Бугурусланского уезда (ныне Камышлинский район) Ст. Байтугановской волости Самарской губернии в семье крестьянина. Дети рано лишились родителей, семьей руководила старшая сестра.

С 1902 по 1917 г. он жил в Оренбурге, Уфе, Баку и Самаре, работал каменотесом, машинистом в типографиях, на нефтепромыслах, механиком на заводах. В этот же период закончил ремесленную школу, учился в медресе «Галия» в Уфе.

Халик Садри выбрал свой путь борьбы за свободу. Это была дорога революции. В революционном движении он начал участвовать с Февральской революции 1917 г. На формирование революционного мировоззрения Х. Садри большое воздействие оказали встречи с В. В. Куйбышевым, по рекомендации которого в марте 1917 г. он вступил в партию большевиков — РСДРП(б)1. С апреля 1917 г. был председателем Самарской татаро-башкирской секции губкома ВКП(б)2. В документах Самарского губкома отмечается, что в августе 1917 г. из состава «Объединенного социалистического мусульманского комитета» выделилось левое большевистское крыло во главе с И. Якубовым, А. Г. Садреевым*, Ш. Измайловым3.

В дни Октябрьской революции Х. Садри принимал активное участие в подготовке и установлении Советской власти в Самаре. 14 октября 1917 г. Х. Садри был выбран (в составе группы) в Городскую думу от партии большевиков4. В октябре 1918 г. избран председателем президиума (комитета) «мусульман-коммунистов».

В годы Гражданской войны стал одним из организаторов партизанского отряда в Среднем Поволжье. Участвовал в освобождении Самары и Поволжья, о чем и оставил воспоминания. Халик Садри пишет, что период весны-лета 1918 г. — был самым тяжелым временем для новой власти. Автор воспоминаний оказался в эпицентре событий большого исторического масштаба. Рабочие и татарские отряды не справились с задачей удержания Самары и Казани5. Они прорвались в арские леса и продолжили сопротивление. Там была создана так называемая «Арская группа»6. Затем Х. Садри со своим отрядом принимает участие в освобождении Самары и установлении там Советской власти. 16 октября 1918 г. он выступил на объединенном заседании членов РКП(б), ЧК, ЦК мусульман и членов Самарского губернского революционного комитета. Было принято решение о реорганизации комиссариата по делам мусульман и назначении его помощником председателя при сохранении должностей председателя Коммунистической партии мусульман и заведующего политпросом7.

Х. Садри принимал участие в совещании татарских и башкирских кoммyнистов в Москве, куда был делегирован от Поволжского региона. В Кремле встречался с В. И. Лениным и выразил пожелания татарского народа обрести автономию. 26 декабря 1918 г. было созвано специальное собрание Самарской мусульманской организации РКП(б), на котором был заслушан доклад вернувшегося из Москвы Х. Садри8.

В 1917-1922 гг. Х. Садри был членом и председателем татаро-башкирской секции Самарского губкома ВКП(б)9.

Начало литературной деятельности Халика Садри можно отнести к 1913 г., кoгдa в Уфе был напечатан eгo первый рассказ «На мельнице». В 1919 г. написал первое свое драматическое произведение «Двенадцать лет в ссылке».

В 1920 г. все Поволжье охватили крестьянские восстания. В это время пригодились его особый дар гипнотизера и опыт работы с массами. Он смог успокоить бушевавшую толпу восставших, чем спас и себя от гибели, и их от последующих репрессий. По воспоминаниям свидетелей, его друг и соратник А. Давыдов, весьма живописно описал этот эпизод. Перед толпой отчаявшихся крестьян Халик красноречиво стал расписывать, как пил чай с Лениным, а Крупская разогревала самовар… Увлекши крестьян рассказом о Ленине в тюбетейке, он сумел под гипнозом сбить накал страстей10. Утихший народ постепенно разошелся11.

О его даре гипнотизера знали родственники и односельчане. До сих пор они передают из уст в уста такой случай. В ходе застолья при стечении многих гостей родственники и друзья стали просить Х. Садри продемонстрировать свои способности. Он согласился с их просьбами. Через некоторое время реальность начала исчезать: появилось озеро, дом наполнился утками, которые вылезали из-под кроватей, из сундуков, шкафов, а затем входили через открытые дверь и окно12.

В 1920 г. Х. Садри приложил немало усилий для включения северных районов Самарской губернии (районы плотного проживания татар) в состав ТАССР. В числе представителей татарского народа подписал проект Декрета об образовании Татарской Автономной Советской Социалистической Республики.

В 1922-1925 гг. Х. Садри заведовал Бугурусланской электростанцией. Одновременно с 1923 по 1925 г. он обучался во II-ой подготовительной и I-ой основной группе Бугурусланской городской школы взрослых повышенного типа13. В 1925-1928 гг. учился в Татарском коммунистическом университете.

Будучи скромным человеком, он не раз отказывался от высоких постов в правительстве ТАССР. Работал ответственным секретарем партячейки трамвайного парка, заместителем директора комбината «Спартак», на других промышленных предприятиях. Уделял большое внимание изобретательству и рационализаторству, написал около десяти книг по этим вопросам. В 1939 г. стал членом Союза писателей СССР.

В годы Великой Отечественной войны Х. Садри служил батальонным комиссаром (комиссаром полка). В боях под Сталинградом получил ранeние. За боевые заслуги был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II ст., медалями. Событиям, происходившим на Сталинградском фронте, Х. Садри посвятил очерк «В плавучем госпитале». В нем он попытался объединить рассказы о героических буднях великой битвы.

В послевоенное время все большее внимание Х. Садри стал уделять литературному творчеству, отдавая ему предпочтение перед лицом карьерных предложений. До революции главной темой произведений Х. Садри была жизнь и борьба рабочих и крестьян. К этой теме обращался он и после революции (повести «Наши зори», «Герои родины», «Сын кузнеца», очерк «Дети Зиятдина», драматическое произведение «Двенадцать лет ссылки»). Его пьесы «Бои на берегах Волги», «Партизаны» шли на сценах татарских театров. Для Театра кукол написал «Сказки деда Камала».

Х. Садри были созданы десятки драматических произведений, сборников стихов, песен. Часть из них вышла в свет. Известны песни Х. Садри «Гульфира и Мусфира» (муз. Ш. Мазитова), «Моя родина» (муз. З. Хабибуллина), «Песня шахтера» (муз. С. Сайдашева) и др.

За заслуги в области литературы он был награжден орденом «Знак Почета»14.

Умер Халик Садри 8 марта 1955 г.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. ЦГА ИПД РТ, ф. 8269, оп. 1, д. 109, л. 1; Нарбеков А. Халикъ абый заманында // Фән һәм тел. – 2010. – № 1. – Б. 71.

2. Там же.

3. Блюменталь И. И. Революция 1917-1918 гг. в Самарской губернии. – Самара, 1927. – Т. 1. – С. 205.

4. Там же. – С. 238-239.

5. ЦГА ИПД РТ, ф. 30, оп. 3, д. 2388, л. 1, 2.

6. Азовцев Н. Н., Гусаревич В. Д., Тинин А. Л. Гражданская война в СССР / Под ред. Н. Н. Азовцева. – М., 1980. – Т. 1. – С. 183-196.

7. Блюменталь И. И. Указ соч. – Т. 2. – С. 201, 202. Речь идет об отделе политического просвещения комитета партии.

8.Там же. – С. 239.

9. ЦГА ИПД РТ, ф. 8269, оп. 1, д. 109, л. 1.

10. Давыдов Ә. Тормыш лирикасы. − Казан, 1959. – Б. 85-87.

11. Татар әдәбияты тарихы. − Казан, 1959. – Т. 5. – Б. 88-89; Нарбеков А. Күрс. хез. – Б. 70-71.

12. Нарбеков А. Күрс. хез. – Б. 69-70.

13. ЦГА ИПД РТ, ф. 1199, оп. 1, д. 2404, л. 4, 9, 11, 25.

14. Әдипләребез. – Казан, 2009. – 2 т. – Б. 304-305; Даутов Р., Нуруллина Н. Совет Татарстаны язучылары. − Казан, 1986. – 320 б.; За счастье народное / Сост. С. С. Елизарова, Г. К. Касимов, отв. ред. О. В. Морозов. – Казань, 1988. – Т. 3. – С. 296-298; Исламов Ф. Халык академиклары // Фән һәм тел. – 2007. – № 2. – Б. 43-45; Мингалим Р. Туган илгә тугрылыклы бертуган Давыдовлар // Фән һәм тел. – 2000. – № 2. – Б. 36-42; Писатели Советского Татарстана. – Казань, 1956. – С. 357-358; Татар энциклопедия сүзлеге. – Казан, 2002. – Б. 536; Татарстан китаплары. – Казан, 1979. – Т. 1. – Б. 187.

Рустам Набиев,

кандидат исторических наук,

Альфия Миннигалеева,

кандидат филологических наук

 

* В ранних документах он проходил как Садреев Абдулхалик.

Другие статьи
Стихотворение. Перевод с татарского языка Веры Хамидуллиной
В работе дается подробный эпиграфический, лингвистический анализ татарских эпитафий 1550 и 1553 гг. сохранившихся в с. Карино Слободского района Кировской области.
Статья знакомит с вновь выявленным списком родословной Кара бека, хранившимся у профессора Рустама Байкеева.
В публикации проводится источниковедческий анализ газеты «Новая деревня»
Журнал продолжает публикацию показаний Мирсаида Султан-Галиева, начатую в прошлом номере (начало см. в № 3/4 за 2010 г., с. 113-130)
Рассматривается история мобилизации трудовых резервов в промышленности Татарской республики в 1941-1945 гг.