О. Пантелеева. Киноафиши Казани в начале ХХ в

Рубрика:
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
08.12.2016
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2016

Году российского кино посвящается

 

Киноафиши Казани в начале ХХ в.

В Национальном архиве Республики Татарстан сохранилось порядка пятисот афиш кинотеатров г. Казани начала ХХ в. Все они были отпечатаны в типографии Казанского губернского правления и сопровождаются листами заказов на печать. История их поступления в архив неизвестна.

По внешним признакам киноафиши представляют собой отпечатанный крупным шрифтом текст на широкоформатном листе, либо небольшие по формату программы киносеансов. В исследуемый период афиши выставлялись на городских рекламных витринах или расклеивались на специальных тумбах. Все они содержат конкретную информацию: адрес кинотеатра, дату и время начала сеансов, название, жанр и цену на входной билет. Некоторые афиши в рекламных целях сопровождались кратким описанием фильмов, перечислением имен задействованных в картине актеров. Киноафиша, будучи инструментом рекламы, быстро теряла свою актуальность. Смена лент происходила один раз в неделю, ближе к выходным и в праздничные дни.

В архиве в большом количестве представлены афиши кинотеатра «Пассаж». До 1911 г. у кинотеатра были черно-белые афиши, а позже яркие и профессионально оформленные. В 1912 г. с увеличением числа кинотеатров расширилось и разнообразие их афиш: «Народный», «Эдиссон», «Ампир», «Луч», «Академический палас», «Яр», «Триумф» и др.

В 1909 г. впервые в Казани в театре «Буфф» появляется прокат картин и киноаппаратов. С мая 1910 г. столичная кинематографическая контора А. Б. Гехтмана открыла свое отделение в Казани, представителем которой являлся Г. А. Розенберг — владелец театра «Пассаж», и город стал выполнять функции кинематографического (кинопрокатного) центра не только для Казанской губернии, но и для всего Поволжья. С этого периода владельцы крупных казанских кинотеатров имели возможность заказывать тематику и жанры кинокартин, которые им тут же высылались из Москвы. По-видимому, явных срывов в работе не было, так как заранее в афишах объявлялся репертуар[1]. Судя по афишам, он включал «зарисовки» видов природы разных стран, сюжеты о предприятиях, сельскохозяйственных работах, небольшие комические постановки или мини-пьесы. Например, в кинотеатре «Пассаж» в 1910 г. проходили показы серий картин «Извержение Этны», «Наводнение в Париже» и др.[2]

В программу кинопредставления часто включали «Пате-журнал» (аналог современных новостей), который появился в конце 1909 г. Это были хроники событий современной жизни, отснятые в России и за рубежом. В Казани у киностудии «Пате» был собственный кинотеатр на ул. Большой Проломной в доме Меркулова.

Первоначально интерес зрителей к кинематографу сосредотачивался не на сюжете постановки, а на необычайности зрелища. Зачастую киносеанс состоял из нескольких короткометражных лент. На показ длинных лент старались привлечь больше публики и сопровождали их метражом. Так как кино было немое, то в обязанности владельцев кинотеатра входил подбор музыкального сопровождения к картине, которое воспроизводил оркестр, например, Г. Ф. Штюрца, А. Б. Айзенштадта в «Пассаже» или пианист И. М. Бурлянд,[3] иногда сеанс озвучивал актер. Так, в октябре 1909 г. в кинотеатре «Пассаж» выступал киномелодекламатор В. С. Ниглов, в июле 1916 г. в электротеатре «Луч» проходили гастроли труппы Селиванова с говорящими картинами.

В сфере кинопроката имела место ценовая конкуренция. Стоимость билетов, например, в кинотеатрах «Пате» и «Олимп», находящихся на одной улице, можно было приобрести со скидкой 50 %. Входной билет на дневные сеансы стоил 10-40 копеек. Одним из самых респектабельных театров был «Пассаж». Здесь цена за входной билет достигала четырех рублей.

Владельцы казанских кинотеатров не забывали о своих юных зрителях и периодически устраивали детские дневные сеансы, состоящие из специально подобранных картин: сказок, цирковых представлений, научно-популярных лент («Дедушка Мороз», «Светила вселенной», «Бедный дядюшка», «Хижина дяди Тома»).[4]

Таким образом, киноафиша является важнейшим визуальным видом исторического источника, который позволяет проследить этапы развития кинематографии в России, а также демонстрирует эволюцию рекламных плакатов в городской среде.

ПРИМЕЧАНИЯ:

 


[1]. Кинематограф в Казани. 1897-1917 гг. Сб. документов и материалов / Сост. Е. П. Алексеева. – Казань, 2007. – С. 7.

2. НА РТ, ф. 171, оп. 2, д. 70, л. 22, 32, 55, 57, 59, 61, 69, 70, 80.

3. Там же, оп. 1, д. 631, л. 1-11, 19; оп. 2, д. 70, л. 61, 63, 64, 66-72; д. 88, л. 17, 19; д. 104, л. 1-22; д. 117, л. 16.

4. Там же, оп. 2, д. 70, л. 81; д. 88, л. 8; д. 117, л. 5, 14.

Другие статьи
Общественно-правовые явления этносов имеют как общие черты, так и свои особенности, которые произрастают из предшествующих и трансформируются в новые формы.
История Чистополя как городского поселения начинается с 1781 г., когда село Чистое Поле согласно указу Екатерины II было преобразовано в уездный город Казанской губернии.
Публикуемые документы отражают одну из страниц повседневной жизни российского общества, связанную с особенностями права владения феодально-зависимым населением и осуществления собс
В процессе адаптации Крыма к реалиям Российской империи важнейшую роль играли представители российской императорской династии Романовых.
Важнейшей задачей внутренней национальной политики Российской империи пореформенного периода являлась интеграция нерусских народов, так называемых «инородцев» в российское социокул
После судебной реформы второй половины XIX в. представители судебного ведомства Российской империи активно занимались общественной деятельностью.