Н. Усманов. «Мы победили поволжский голод»

«Мы победили поволжский голод»
В 1921-1923 гг. Советская Россия, только что вышедшая из Гражданской войны, пережила невиданный ранее голод. На помощь жителям пострадавших территорий пришли благотворительные организации из-за рубежа. Среди них наибольшим размахом деятельности отличалась Американская администрация помощи, более известная под аббревиатурой АРА (American Relief Administration). Возглавлял эту организацию Герберт Гувер. В августе 1921 г. Советское правительство заключило в Риге договор с АРА, предусматривавший помощь со стороны последней одному миллиону детей.
Согласно Рижскому договору, советская сторона обязалась «содействовать предоставлению американскому народу надежной и аполитичной информации о существующем положении и ходе работы по оказанию помощи»1. В связи с этим в РСФСР, которая не имела дипломатических отношений с США, был разрешен въезд корреспондентов ведущих американских информационных изданий. Особенно подробно и объективно тему голода в России и деятельность здесь соотечественников из благотворительной организации АРА освещала газета «Нью-Йорк таймс».
Среди наиболее пострадавших от голода территорий была Татарская автономная республика. Первые сведения о положении здесь голодающих были напечатаны в американской газете еще до начала работы иностранных благотворительных организаций в России. В одном из августовских номеров «Нью-Йорк таймс» за 1921 г., со ссылкой на телеграммы из Москвы, сообщалось, что в татарских деревнях были случаи, когда доведенные до отчаяния из-за отсутствия пищи голодные крестьяне целыми семьями добровольно лишали себя жизни2.
Первые свидетельства самих американцев о сложной продовольственной ситуации в ТАССР стали появляться в газете в сентябре 1921 г. Тогда в республике побывали сотрудники АРА Джон Грегг и Уилл Шэфрос. Они на месте изучили положение детей и сообщали, что у многих из них наблюдаются признаки опухания из-за голода и некачественной пищи. По оценкам американцев, один миллион детей из примерно миллиона трехста тысяч нуждались в продовольствии3. Так как сотрудники АРА, обследовавшие территорию республики, нашли положение ее жителей особенно тяжелым, руководство московской штаб-квартиры этой организации решило первый поезд с американским продовольствием направить именно в Казань. Между тем, сообщала газета, сначала планировалось направление этого поезда в другой район Поволжья4.
В Казани был создан один из окружных центров АРА (всего в стране их было 10). Сюда приехала группа американцев, которая при содействии местных властей занялась организацией продовольственной и медицинской помощи голодавшим жителям Татарской республики и некоторых прилегающих к ней территорий. Первоначально заокеанская помощь предназначалась только детям и некоторым категориям больных. Сотрудники Казанского отделения АРА информировали американских журналистов о тяжелом продовольственном положении в республике и о своей работе. Специальный корреспондент «Нью-Йорк таймс» в Москве Уолтер Дюранти неоднократно писал репортажи о деятельности Казанского отделения АРА для своего издания. Позднее часть из них вошла в отдельную книгу5.
Вскоре после прибытия первого поезда с американским продовольствием в столицу Татарской республики «Нью-Йорк таймс» поместила большой репортаж о начале деятельности Казанского отделения АРА. Как можно понять из этой публикации, первая детская столовая с американскими продуктами питания должна была открыться в городе 19 сентября 1921 г. в здании бывшей женской гимназии. Центральная контора местного отделения АРА располагалась на улице Ленина в здании, ранее принадлежавшем инженеру Амосову. Кроме Казани, как сообщала газета, американцы вместе с местными советскими руководителями приняли решение открыть продуктовые склады и детские столовые еще в Свияжске, Тетюшах, Чистополе и Мензелинске. Заголовок репортажа гласил: «Официальные лица Татарской республики активно сотрудничают с людьми Гувера»6.
Всю осень 1921 г. американцы наращивали число столовых для голодающих детей, однако количество нуждающихся в продовольственной помощи было очень велико, и не все они могли получать необходимое питание. В связи с этим сотрудники АРА начали через прессу обращаться к своим соотечественникам с просьбой материально поддержать их организацию. В номере за 12 декабря редактор нью-йоркской газеты Джилберт Элиот поместил письмо, полученное от одного из руководителей миссии АРА в России. В нем говорилось о тяжелом положении детей в Татарии и, в частности, в Спасске. В первой половине ноября 1921 г. из 350 проживавших здесь детей 45 умерло от голода. Американцы же имели продовольственные запасы, достаточные для того, чтобы прокормить только 200 человек. В том же письме сотрудник АРА приводил сообщение из одного сельского района республики, расположенного восточнее Казани. Здесь голодало около 8 тысяч детей, между тем как американцы могли прокормить не более 5 тысяч из них. Чиновник АРА через газету просил своих соотечественников выделить хотя бы по несколько долларов на помощь детям7.
«Нью-Йорк таймс» достаточно подробно освещала работу столовых АРА на территории Татарии. Газета не упускала возможности показывать некоторые трудности и недостатки, которые мешали американской благотворительной организации осуществлять свою деятельность на местах. Так, отмечалось, что в Новоузенске детям разрешали брать продукты из столовой домой (правилами АРА это строго запрещалось). В Александровом Гае дети местных татар не попали в список нуждающихся в помощи, как предполагали американцы, по национальному признаку. В некоторых местах инспекторы АРА обнаружили продукты, предназначенные голодным детям, на рынках8.
Зимой 1921-1922 гг. ситуация в Поволжье стала резко ухудшаться. Газета сообщала, что в Казани замороженные трупы погибших от голода людей складывали в штабеля, так как могильщики не успевали копать ямы для их захоронения9. В американской прессе, со ссылкой на свидетельства сотрудников АРА, стали помещать информацию о случаях каннибализма в местах голода. Так, в одном из февральских номеров нью-йоркской газеты сообщалось о поездке одного из инспекторов американской организации по центральной части Татарской республики. По его утверждению, им были зафиксированы более двенадцати свидетельств людоедства. Жизненные условия населения, сообщал он, настолько тяжелые, что такие случаи продолжают нарастать10.
Подобные страшные примеры и просьбы со стороны местных властей заставили АРА расширить помощь бедствующим россиянам. В конце 1921 г. американский Конгресс проголосовал за выделение 20 млн долларов из бюджета страны для оказания дополнительной помощи голодающим России через организацию Гувера. АРА решила обеспечивать продовольствием не только детей, но и взрослых. В специально отведенных местах им выдавалось зерно кукурузы. В Татарской республике, как сообщала газета в феврале 1922 г., предполагалось выдавать до 1 040 000 пайков ежедневно. Это было больше, чем в остальных округах АРА11.
Расширение помощи жителям Татарской республики было крайне необходимо. В начале весны 1922 г. ее посетил Бенджамин Робертсон, ранее много лет бывший губернатором одной из провинций в британской Индии. Во время своего пребывания в этой стране он был свидетелем нескольких случаев голода местного населения. Однако, как он заявил в интервью американскому журналисту, условия жизни в Поволжье были гораздо хуже, чем в Индии, которая, с точки зрения продовольственного обеспечения, считалась самым плохим местом в Азии. На сэра Робертсона особенно тяжелое впечатление произвело посещение детского дома в Бузулуке. В помещении, рассчитанном всего на 40 человек, содержалось около 400 детей. Три четверти из них, по утверждению англичанина, не знали своих имен. Дети не помнили, кто были их родители и откуда они сами12.
Не меньше, чем от голода, население Татарской республики страдало от эпидемий. Сотрудники иностранных благотворительных организаций, контактируя с голодными и больными людьми, нередко сами заболевали, а некоторые даже погибали. Не избежал заражения и болезни руководитель Казанского отделения АРА Дж. Чайлдс. О его выздоровлении «Нью-Йорк таймс» сообщила в одном из февральских номеров за 1922 г.13
Возросшие весной 1922 г. финансовые и материальные возможности АРА позволили ей осуществлять специальные программы помощи. В частности, в университетских центрах России американцы организовывали раздачу горячего питания для студентов. Такая поддержка была оказана и 150 студентам Казани. Они ежедневно получали обеды из американских продуктов энергетической ценностью в 1 500 калорий14.
Летом 1922 г. благотворительная деятельность иностранных организаций в России достигла своего максимума. 10 июня руководитель миссии АРА Уильям Хаскелл заявил: «Мы победили поволжский голод». По его утверждению, теперь никому в Поволжье уже не грозила голодная смерть15.
После того, как наиболее трагический и сложный период голода прошел, газета стала помещать на своих страницах более спокойные материалы, связанные с деятельностью организации АРА. Так, за время пребывания в России некоторые американцы женились на местных девушках, и пресса США не упускала возможности сообщать о таких случаях. В частности, «Нью-Йорк таймс» информировала своих читателей о браке руководителя Казанского отделения АРА с местной жительницей16.
После сбора урожая 1922 г. острота голода в России спала, и масштабы благотворительной работы иностранных организаций заметно уменьшились. Тогда же американская пресса стала терять интерес к этой теме. Но время от времени на страницах газет появлялись материалы, касающиеся деятельности АРА в России. В апреле 1923 г. «Нью-Йорк таймс» поместила письмо из Казани, в котором школьные учителя и их ученики благодарили американцев за специальную помощь, оказанную им неизвестным благотворителем из США. Она позволила заново открыть несколько сельских школ17.
После прекращения работы АРА в газете некоторое время помещались воспоминания сотрудников этой организации об их пребывании в России. Интересными наблюдениями, в частности, поделился Филипп Мэтьюз, некоторое время работавший в Казани. По его словам, в Татарии в последний месяц пребывания здесь отделения АРА (июнь 1923 г.) организация ежедневно обеспечивала питанием 650 000 человек18.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Документы Внешней политики СССР. – М., 1960. – Т. IV. – С. 285.
2. New York Times. – 1921. – August, 24. – P. 3.
3. Ibid. – September, 10. – P. 3.
4. Ibid. – September, 13. – P. 17.
5. Duranty W. Duranty reports Russia. – N-Y., 1934. – 170 p.
6. New York Times. – 1921. – September, 24. – P. 8.
7. Ibid. – December, 12. – P. 14.
8. Ibid. – December, 15. – P. 22.
9. Ibid. – 1922. – January, 6. – P. 7.
10. Ibid. – February, 28. – P. 6.
11. Ibid. – February, 8. – P. 3.
12. Ibid. – April, 2. – P. 89.
13. Ibid. – February, 12. – P. 27.
14. Ibid. – May, 5. – P. 3.
15. Ibid. – June, 12. – P. 3.
16. Ibid. – 1922. – June, 28. – P. 14.
17. Ibid. – 1923. – April, 30. – P. 4.
18. Ibid. – August, 15. – P. 1.
Наиль Усманов,
кандидат исторических наук (Бирск)