Н. Шарангина. Памяти М. В. Ломоносова (К 300-летию со дня рождения)

Рубрика:
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
21.11.2011
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2011

Памяти М. В. Ломоносова

(К 300-летию со дня рождения)

В 1911 г. Россия широко отмечала 200-летие со дня рождения М. В. Ломоносова — первого русского ученого, поэта, заложившего основы современного русского литературного языка, поборника отечественного просвещения. По инициативе Академии наук в преддверии праздничных торжеств был открыт всероссийский сбор пожертвований на сооружение в Санкт-Петербурге памятника М. В. Ломоносову1. Под эгидой Академии наук проходили подготовка выставки «Ломоносов и Екатерининское время»2, организация конференции с участием научных учреждений и обществ.

Почетное приглашение от Петербургской академии наук на участие в конференции 8 ноября 1911 г., посвященной юбилею М. В. Ломоносова, получил Казанский университет3. Совет университета решил направить на торжественное мероприятие профессоров А. В. Васильева, Н. П. Загоскина и М. Я. Капустина4.

В день рождения М. В. Ломоносова его имя с благодарностью вспоминали и в стенах Казанского университета. На торжественном собрании перед учеными историко-филологического факультета слово памяти о М. В. Ломоносове произнес исполняющий должность декана факультета Д. И. Нагуевский. Он отметил, что «вся жизнь этого исключительного человека была целиком отдана делу просвещения»5. Не случайно, почтить память ученого в юбилейный год вызвались прежде всего учебно-образовательные учреждения России.

21 октября 1911 г. попечитель Казанского учебного округа А. Н. Деревицкий обратился к начальникам средних учебных заведений и директорам народных училищ округа с предложением о том, чтобы «юбилейный день 8 ноября был ознаменован достойным образом и чтобы педагогические советы заблаговременно обсудили и подготовили празднование этого дня»6. 5 ноября 1911 г. директор народных училищ Казанской губернии М. Н. Пинегин сообщал попечителю Казанского учебного округа о предполагаемых праздничных мероприятиях: «В указанный день, после прослушания учащими и учащимися в местных храмах литургии и панихиды, устроить юбилейное торжество в стенах своих учебных заведений по особо выработанной каждым программе, на котором учащие прочитают биографические сведения о Ломоносове и выяснят его значение в деле русского просвещения, а учащиеся примут участие: а) в пении “Народного гимна”, “Многие лета”, “Коль славен”, а равно и специально приготовленных к торжеству кантат: “Школьник” муз[ыка] Шипулина, “Памяти Ломоносова” муз[ыка] Ипполитова, “Ломоносов” муз[ыка] Краснотовского, “Слава М. В. Ломоносову” и др. и б) в произнесении наизусть некоторых произведений М. В. Ломоносова»7.

В день празднования знаменательной даты, 8 ноября 1911 г., учащиеся были освобождены от учебных занятий. Чествование М. В. Ломоносова проходило в учебных заведениях по специально подготовленным программам. Архивные документы подробно освещают ход юбилейного чествования ученого, поэта в учебных заведениях округа. Так, в Елабужском реальном училище праздничные мероприятия продолжались два дня: «7 ноября, по окончании уроков, в актовом зале училища в присутствии начальствующих, учащих и учащихся была совершена панихида по М. В. Ломоносову. 8 ноября учащиеся всех вероисповеданий вместе с начальствующими, учащими и учащимися присутствовали за литургией в Спасском соборе. Торжественный акт, посвященный чествованию памяти М. В. Ломоносова, состоялся в актовом зале училища того же 8 ноября в 6 с половиной часов вечера. Эстрада и кафедра, у которой был поставлен художественно исполненный учеником VI класса Борисовым портрет великого русского поэта, были декорированы тропическими растениями. Акт был открыт глубоко содержательной речью преподавателя русской словесности А. С. Каратаева на тему: “Жизнь и учено-литературная деятельность М. В. Ломоносова”, по окончании которой хор учеников художественно исполнил кантату в честь великого поэта. За сим учеником VII класса Шишокиным было продекларировано стихотворение Некрасова “Школьник”, а учеником V класса Геврасьевым стихотворение Майкова “Ломоносов”. Хор учеников младших классов исполнил “Школьник”, музыка Богданова. Второе отделение акта открылось речью преподавателя Ф. Ф. Чернова: “М. В. Ломоносов как великий русский естествоиспытатель”, по окончании которой духовым ученическим оркестром исполнена музыкальная кантата, а учениками II класса Осиповым Б. продекларированы “Четверостишие”, стихотворение Пушкина, I класса Соловьевым стихотворение Розенгейма “Памяти Ломоносова” и духовым ученическим оркестром исполнена музыкальная пьеса “Наука”. За сим показаны были при помощи волшебного фонаря (электрическое освещение) световые картины, имеющие отношение к чествуемому поэту. В заключение хором учеников исполнены: “Многие лета” и народный гимн»8.

О родоначальнике русской науки и литературы М. В. Ломоносове вспоминали в день его рождения практически во всех учебных заведениях округа. Учитель истории Казанской третьей гимназии отмечал: «В длинной веренице веков проходят пред нами дни великих исторических событий. И, как межевые камни, как пограничные столбы, великие люди шаг за шагом отмечают поступательное движение человечества. Память о таких людях всегда живет в сознании потомства, и в годовщину их человеческая мысль обращается к их светлым образам, ушедшим вглубь веков, и в этих образах черпает новые силы, новую веру…»9

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. НА РТ, ф. 92, оп. 2, д. 15543; ф. 977, оп. Совет, д. 12139, л. 194.

2. Там же, ф. 359, оп. 1, д. 543.

3. Там же, ф. 977, оп. Совет, д. 12152, л. 161.

4. Там же, д. 12139, л. 211 об.

5. Там же, оп. Ист.-фил. фак., д. 2173, л. 144-144 об.

6. Там же, ф. 92, оп. 2, д. 14886, л. 2.

7. Там же, л. 235-235 об.

8. Там же, л. 60-60 об.

9. Там же, л. 22.

 

Наталья Шарангина,

заместитель директора НА РТ

Другие статьи
В 1994 г. Архивным управлением при Кабинете Министров Республики Татарстан была разработана действующая по сей день система непрерывного архивного образования как составная часть а
Как показывает анализ, в советский период публикаторская деятельность архивов республики в виде издания сборников документов велась достаточно активно, но неравномерно.
Воздух Булгар, твой свет короткий — узкий месяц, руины, степь.
В документе, кроме пустоши, «что бывало Чаллынское городисще», фигурирует целый ряд татарских поселений округи — Чаллы, Шигизда (Шигазда), Пимер, Налгози, Мосляк (Машляк), Би-Юрт,
Татары-мусульмане поселились в Великом княжестве Литовском в конце XIV в. На протяжении нескольких столетий они сохраняли экономические, культурные и конфессиональные связи с Крымо
Польское восстание 1863 г. и либеральные реформы 1860-1870-х гг. поставили перед российским правительством вопрос об ускорении интеграции этноконфессиональных меньшинств в общеимпе