М. Р. Кантиков. История мусульманской махалли г. Прокопьевска

В статье рассматривается история возникновения и становления мусульманской махалли г. Прокопьевска Кемеровской области в период с 1930‑х гг. по настоящее время. Прослеживается динамика сохранения этнорелигиозной идентичности татаро-башкирской диаспоры в советский и постсоветский период, вдали от малой Родины и в немусульманской среде. В статье приведены исторические факты, связанные со сложным взаимодействием мусульман с Советской властью в период насаждения атеизма, в годы Великой Отечественной войны, «хрущевский» период и времена перестройки. Статья написана на основе архивных источников, интервью со старожилами и родственниками религиозных деятелей, полученных в ходе полевых этнографических исследований.
Тип статьи:
Обзорная аналитическая статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
05.11.2020
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1 2020
Ознакомительная часть статьи

Время возникновения мусульманской общины г. Прокопьевска связано со сложным и противоречивым периодом нашей страны, а именно, с индустриализацией и коллективизацией 30‑х годов ХХ в.

Попытка написать историю мусульманской общины г. Прокопьевска предпринимались С. Л. Кучумовым, в книге «История ислама в Кемеровской области», где есть раздел о мусульманах г. Прокопьевска, и в совместной статье А. Н. Старостина и Т. А. Бикчантаева «Мусульманская община г. Прокопьевска». Однако в этих работах больше внимания обращалось на историю становления мусульманской общины в предвоенный период. Нам бы хотелось более подробно остановиться на эволюции развития мусульманской общины г. Прокопьевска вплоть до наших дней.

Формирование татаро-башкирской диаспоры в этих краях относится к началу 30‑х годов ХХ в. Это были так называемые «спецпереселенцы», иначе говоря, крестьяне, репрессированные в ходе коллективизации в Башкирской и Татарской республиках, среди которых были как татары, так и башкиры. Сейчас их потомки, в основном, говорят на татарском и называют себя татарами. Но если спросить их про предков, то выясняется, что многие из них были башкирами.

По рассказам современных потомков спецпереселенцев, их предки относились к крепким крестьянам-хозяевам, умеющим вести свое дело, с устойчивыми традиционными мусульманскими ценностями в общественных и семейных отношениях. Большинство собеседников на вопрос как их предки оказались в г. Прокопьевске отвечают примерно одинаково: «Зачислили в “кулаки”, вот и выселили». Так, рассказывая о судьбе своих родителей, Манзара Хамитовна Закирова (Хуснуллина) говорит, что работников родители не нанимали, работали сами, и земли было немного – усадьба, и скота – конь, корова, овцы. Но все это, вместе с домом, пришлось оставить. Раскулачивали свои же: «Незаконно забрали все хозяйство, и все».

Кого же зачисляли в кулаки? Еще с конца 1920‑х гг. для получения средств на индустриализацию государство при сохранении самостоятельности крестьянских хозяйств стало увеличивать обязательные поставки. Значительная доля поставок, так называемые «твердые задания», приходилась на кулацкие хозяйства. Увеличение поставок с «твердыми заданиями» означало возвращение к методам продразверстки. Чтобы не быть зачисленными в кулаки, крестьяне, в первую очередь зажиточные, стали сокращать производство, и хлеба стало не хватать. С конца 1927 г. начался хлебозаготовительный кризис. В 1928 г. были снова введены карточки на продовольствие. Если человек не выполнял положенное задание, он подлежал уголовному наказанию. Имущество осужденных конфисковалось, причем четверть конфискованного отдавалась крестьянам-беднякам.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
Документальный материал позволяет представить особенности женской фронтовой судьбы, выделить трудности, которые выпали на долю фронтовичек, специфику адаптации в послевоенный перио
Воскресить память о войне помогают письма с фронта. На основе хранящихся в фондах Госархива Республики Татарстан военных писем от женщин-фронтовичек, адресованных Председателю През
В статье представлены документы из фонда Ш. З. Ракипова, хранящегося в Государственном архиве Республики Татарстан - переписка писателя с ветеранами Великой Отечественной вой­ны и
В статье рассматривается история образования и деятельность казанского ОКБ № 16 (Особого конструкторского бюро на авиационном заводе № 16) в сфере разработки отдельных видов вооруж
На примере театральных коллективов Среднего Поволжья, изучен вклад работников культуры в становление общественного мнения местного населения в годы ВОВ. Выявлены как единообразие,
В статье приведены сведения об особенностях вербовки военнопленных тюркских национальностей в легион «Идель-Урал», сведения о структуре, вооружении и личном составе 825‑го батальон