Латыпова Г. М. Открытие Дома-музея Баки Урманче

В публикации рассказывается об открытии и экспозиции Дома-музея Баки Урманче в д. Черки-Гришино Буинского района Республики Татарстан.
Рубрика:
Тип статьи:
Разное
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
15.05.2012
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1/2 2012

Открытие Дома-музея Баки Урманче

11 февраля 2012 г. в д. Черки-Гришино Буинского района Республики Татарстан состоялось торжественное открытие Дома-музея Баки Урманче — филиала Буинского краеведческого музея. На церемонии присутствовали заместитель Премьер-министра Республики Татарстан — министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан М. Г. Ахметов, глава Буинского муниципального образования Р. Х. Абузяров, народный поэт Татарстана Р. Харис, представители Буинского землячества и жители д. Черки-Гришино.

Доктор исторических наук Д. Р. Шарафутдинов преподнес в дар Дому-музею документы из фондов Национального архива Республики Татарстан — метрическую запись о рождении Б. Урманче* от 23 (10) февраля 1897 г. в д. Черки-Гришино Тетюшского уезда Казанской губернии, указы Президиума Верховного Совета СССР о награждении Б. Урманче орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и другие документы.

Создание Дома-музея стало возможным благодаря реализации сотрудниками Буинского краеведческого музея гранта «Баки Урманче». Этот проект был одобрен Министерством культуры Республики Татарстан, администрацией Буинского муниципального района.

На небольшой экспозиционной площади сотрудниками Дома-музея выставлены личные вещи Б. И. Урманче: альбом с зарисовками, гимнастерка, грифельные карандаши, кисти, перья, медаль лауреата Государственной премии им. Г. Тукая и авторские работы художника. Центральное место в экспозиции заняли копии иллюстраций к поэме Г. Тукая «Шурале».

Тукаевская тема — одна из главных в творчестве Б. Урманче. Он сумел осознать значимость поэтического наследия Г. Тукая для духовного становления нации и одним из первых обратился к его творчеству. Урманче и Тукай не были лично знакомы, хотя и являлись современниками. Когда Г. Тукай умер, Баки Урманче стоял у изголовья покойного поэта вместе с шакирдами. Много позже он создаст в мраморе лучший скульптурный портрет Г. Тукая, в котором воплотятся как его непосредственные впечатления, так и глубокое осмысление необыкновенной личности, сыгравшей огромную роль в становлении самосознания татарского народа1.

В графике Б. Урманче нашли образное воплощение многие произведения Г. Тукая: стихотворения «Пар ат», «Нищий», «О чем говорят шакирды, покинувшие медресе», поэма «Сенной базар, или Новый Кисекбаш», «Сказка о Козе и Баране». На открытие дома-музея сын Б. И. Урманче — Айдар Бакиевич преподнес в дар музею альбом с зарисовками художника к произведениям Г. Тукая 1950-х гг. Альбом долгое время хранился в семейном архиве. Все рисунки выполнены в экспрессивной графической манере.

Нашли свое место в Доме-музее Баки Урманче и портретные скульптуры. Урманче обращается как к образам современников, так и к личностям исторического прошлого. Воссоздание образов большой нравственной чистоты, олицетворяющих высоты человеческого духа, сам художник считал необходимым условием подлинно национального искусства2. Среди многих десятков созданных в Казани скульптурных произведений в доме-музее представлены портреты Г. Тукая, С. Сайдашева, Г. Ибрагимова, Ш. Бабича, М. Гафури, Н. Исанбета и автопортрет Б. Урманче.

В доме-музее представлено все жанровое разнообразие, характерное для творчества Б. Урманче. Это и портрет бессменной спутницы жизни художника Ф. В. Ахметовой-Урманче, пейзажи «Родной деревни», «Мартовского снега», «Летнего дождя» и др.

Многогранный талант Б. Урманче проявился не только в области изобразительного искусства, но и поэзии, публицистики, драматургии, музыкального исполнительства, истории. Наглядное представление об этом дает коллекция уникальных видеоматериалов дома-музея. Его посетителям станет понятна и роль Б. Урманче в возрождении древнего татарского шамаиля, который теперь снова является неотъемлемой частью повседневной духовной жизни татарского народа.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Улемнова О. Пример истинного сотворчества // Габдулла Тукай в творчестве Баки Урманче. – Казань, 2007. – С. 14.

2. Новицкий А. Фрагменты из статьи «Первопроходец татарского изобразительного искусства Баки Урманче» // Габдулла Тукай в творчестве Баки Урманче. – Казань, 2007. – С. 7.

Гульназ Латыпова

 


* Подробную биографию Б. Урманче см: Нерозникова Н., Шишкина Д. «Трудиться не покладая рук, не щадить себя, полностью отдаваться любимому делу» (К 110-летию со дня рождения Б. И. Урманче) // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2007. – № 1. – С. 177-183.

Другие статьи
Статья посвящена истории создания и становления деятельности Геральдического совета при Президенте Республики Татарстан. Подробно охарактеризованы этапы создания нормативной базы.
Статья посвящена проблемам системы просвещения и педагогической мысли Древнетюркского каганата.
В статье приводится краткий анализ происхождения этнонима татары на основании научных работ японского ученого Яути Ватару и других этимологов и историков.
Публикация перевода текста письма римского папы Иннокентия IV золотоордынскому правителю Сартаку (1254 г.).
В материалах Таврической и Саратовской ученых архивных комиссий, первых региональных археологических центрах по изучению Нижнего Поволжья, зафиксированы и описаны предметы, относящ
Переписчики древних фолиантов уделяли особое значение ее художественному облику. В оформлении книги татарские каллиграфы использовали систему символов.