Л. Юревич. Вторая казанская гимназия и ее библиотеки (По страницам изданий XIX в. отдела редких книг и рукописей Национальной би

Вторая Казанская гимназия и ее библиотеки
(По страницам изданий XIX в. отдела редких книг и рукописей Национальной библиотеки РТ)
В 1835 г. в Казанском учебном округе было проведено преобразование учебных заведений по Уставу 1828 г., согласно которому Главное народное училище г. Казани прекращало свое существование, а вместо него должна была открыться вторая гимназия. Попечитель учебного округа М. Мусин-Пушкин, назначив директора Главного народного училища М. Львова директором вновь открывающейся гимназии, поручил ему 17 мая 1835 г. принять меры к ее устройству. Все приготовления были окончены к августу, и 23-го числа последовало ее открытие в наемном доме на Проломной улице напротив церкви Богоявления Господня, принадлежавшей В. Лобачевской. В 11 часов дня, по прибытии ректора университета, архимандрит Гавриил совершил в помещении гимназии молебствие. На другой день, 24 августа 1835 г., начались уроки в шести открывшихся классах гимназии. «Отселе ей предстояло выполнить свою задачу умственного и нравственного образования обучающегося в ней юношества»1. К 50-летнему юбилею гимназия имела собственный дом на Булаке, во всех отношениях хорошо приспособленный для учебных занятий учеников.
Задачи, поставленные перед гимназией, достигались преподаванием следующих предметов: Закона Божьего, русского языка и словесности, логики, древних языков (латинского и греческого), новейших языков (французского и немецкого), естествоведения, математики, физики, географии, истории, чистописания и рисования. Необязательными предметами были пение и гимнастика. Все директора гимназии весьма внимательно относились к выбору преподавателей. Они подбирали учителей, обладающих знанием своего предмета, усердно и добросовестно исполняющих свои обязанности. Результаты многих ревизий, проведенных в гимназии, показывали, что успехи учеников всегда были удовлетворительными и очень хорошими.
В гимназии в начале 70-х гг. XIX в. были разработаны «Правила для поведения учеников»2 и «Правила о взыскании с учеников»3. Ученики обязаны были посещать общественное богослужение, беспрекословно повиноваться начальникам и наставникам, оказывать всякое почтение при встрече с ними в гимназии и вне нее, относиться к ним с полным доверием и откровенностью. В отношении к товарищам проявлять вежливость, доброжелательность и дружелюбие, не заводить ссоры, брани и драки и не обижать слабых, воздерживаться и воздерживать своих товарищей от поступков, «несоответственных благовоспитанным детям и юношам», не принадлежать ни к каким обществам без ведома гимназии. Ученикам воспрещалось играть на деньги, продавать или менять какие-либо вещи4. Взыскания за проступки назначались следующие: замечания, внушения, увещевания, выговор, стояние на месте более или менее продолжительное время, нахождение после уроков в классной комнате не более двух часов подряд, занесение имени ученика на черную доску. До 1865 г. существовали и телесные наказания. В тех случаях, когда все меры для исправления ученика не оказывали своего действия, и личность его могла оказать вредное влияние на других учеников, педагогический совет предлагал родителям взять сына из гимназии, не лишая его права поступить в другое заведение и даже в эту же гимназию, если он совершенно исправится.
Педагогический совет обращал внимание на материальное положение учеников, по мере возможности, помогал нуждающимся. Ученики освобождались от уплаты за учение, получали стипендии по 10 рублей в месяц из специальных средств гимназии. Кроме того, было учреждено восемь именных стипендий. Большую помощь оказывало Общество вспомоществования нуждающимся ученикам, основанное в 1882 г. при гимназии5. Благодаря стараниям членов правления, в 1883 г. общество имело капитал в 3 231 рубль, в 1884 г. — 5 043 рубля. Имея такие значительные средства, правление общества удовлетворяло все просьбы о пособии. Виды помощи были следующие: плата за право обучения, выдача пособий на покупку одежды, покупка учебников и выдача их во временное пользование учениками. Кроме того, был создан фонд на устройство ученических квартир.
В гимназии была создана фундаментальная библиотека6, которая предназначалась исключительно для преподавателей гимназии. Однако до учреждения ученической библиотеки, в крайних случаях, из нее выдавались книги и воспитанникам старших классов под расписку преподавателей. Основание этой библиотеки было положено книгами, переведенными в 1835 г. из Главного училища. Тогда библиотека насчитывала 118 названий в 267 томах. Потом библиотека пополнялась или покупкой на ассигнованную сумму, или за счет даров отдельных лиц. Особенно значительным было пожертвование казанского купца 3-й гильдии Костякова, который в 1841 г. передал в гимназию 636 экземпляров книг на сумму 1 682 рубля, за что был награжден золотой медалью на Анненской ленте с надписью «За полезное»7. Покупка книг поручалась педагогическому совету. Каждый преподаватель, с утверждения совета, выписывал наиболее необходимые книги по своему предмету. К 1885 г. библиотека имела 3 820 названий книг, 7 129 томов. При библиотеке имелись два каталога: хронологический и систематический (по предметам), которые библиотекарь обязан был вести с точностью и аккуратностью.
В 1858 г. на заседании педагогического совета был поставлен вопрос об учреждении ученической библиотеки. Она была основана на добровольные пожертвования родителей учеников и в последующие годы постоянно пополнялась таким же образом. С 1858 по 1875 г. было приобретено 940 названий книг, 1 531 том на сумму 1 923 рубля. К 1 января 1885 г. в ученической библиотеке имелось 1 128 названий книг, 1 800 томов на сумму 2 998 рублей. Вначале библиотека была разделена на два отдела: один для старшего и другой для младшего возраста, но в 1875 г. ее поделили на части по числу классов гимназии. Библиотека каждого класса находилась в ведении его классного наставника. Он выдавал книги ученикам своего класса и контролировал, насколько они воспользовались чтением этих книг8. Были разработаны правила пользования библиотекой, которые устанавливали количество выдаваемой литературы одновременно (1-2 книги), сроки возврата книг в библиотеку. Ученик, потерявший или повредивший книгу, обязан был в течение двух месяцев принести новую, в противном случае, он лишался права на получение книг из библиотеки до конца учебного года. Без отметки библиотеки о сданных книгах гимназия не выдавала документы ученикам, переходящим в другое учебное заведение. Перед каникулами все книги должны были возвратить в библиотеку.
Ученики за отличные успехи и поведение награждались книгами и похвальными листами. Выдержавшие вполне удовлетворительно испытание по предметам полного гимназического курса получали аттестаты зрелости, дающие право поступать в университеты без вступительного экзамена, а показавшие отличные успехи, награждались золотыми и серебряными медалями.
За первые 50 лет существования гимназии в ней обучалось 3 100 учеников, в том числе детей дворян и чиновников — 1 796, купцов и мещан — 849, разночинцев и крестьян — 455. Полный курс гимназии окончило только 680 учеников, из них 49 были награждены золотыми медалями, 55 — серебряными (выдача медалей началась с 1846-1847 учебного года); 632 поступили в разные университеты (большая часть — в Казанский), 45 на службу. Из окончивших курс обучения во Второй казанской гимназии 50 человек стали государственными деятелями, семь — стали профессорами Казанского университета (Н. Булич — ректор Казанского университета, Н. Ковалевский, А. Зайцев, Н. Мельников и др.). 100 выпускников посвятили себя служению на педагогическом поприще в должностях директоров, инспекторов учебных заведений, преподавателей реальных гимназий и уездных училищ.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Гвоздев П. П. Историческая записка о Второй казанской гимназии: по поручению педагогического совета. – Казань, 1876. – С. 9.
2. Львов Д. М. Историческая записка о Казанской второй гимназии с 1876 по 1885 год: по поручению педагогического совета. – Казань, 1865. – С. 89.
3. Там же. – С. 97.
4. Празднование пятидесятилетнего юбилея существования Казанской 2 гимназии. – Казань, 1886. – С. 63.
5. Общество для вспомоществования нуждающимся ученикам Второй казанской гимназии. – Казань, 1882. – 8 с.; Устав Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Второй казанской гимназии. – Казань, 1882. – 7 с.
6. Гвоздев П. П. Указ. соч. – С. 279.
7. Там же. – С. 394.
8. Празднование пятидесятилетнего юбилея… – С. 54.
Любовь Юревич,
главный библиотекарь отдела редких книг и рукописей Национальной библиотеки РТ