Куницын Б. М. «А Буртасское село — всё садовник наголо» (Из истории садоводства в Казанской губернии)

«А Буртасское село — всё садовник наголо»
(Из истории садоводства в Казанской губернии)
В 1897-1898 гг. для выяснения состояния плодоводства в Казанской губернии Министерством земледелия и государственных имуществ была организована экспедиция под руководством специалиста по садоводству В. В. Пашкевича*. Результаты первой экспедиции были изложены В. В. Пашкевичем в его книге «Плодоводство в Казанской губернии»**. Вторая экспедиция, направленная Казанской губернской управой, состоялась одиннадцать лет спустя.
В. В. Пашкевич объехал все 12 уездов губернии и обследовал самые значимые сады, принадлежавшие помещикам-землевладельцам, крестьянам, купцам, монастырям, церквям и школам. Его интересовали сорта плодовых и ягодных культур, их состояние и уход за ними, болезни, урожайность, возможности сбыта, нужды и грамотность садовладельцев и т. д. В общей сложности было описано около 150 садов.
Кроме Свияжского, Тетюшского и Козьмодемьянского (ныне входит в состав республики Марий Эл) уездов садоводство среди крестьян было развито крайне слабо. Причинами такого положения крестьяне называли малую приусадебную площадь, недостаточность материальных средств, отсутствие необходимых сведений и материалов для разведения садов. Было также широко распространено мнение, что сады — барская затея и крестьянам-де за ними не угнаться. Вместе с тем успешный опыт ведения крестьянами садоводческих хозяйств, например, в Свияжском уезде целиком опровергало это мнение. В ряде крестьянских хозяйств сады, как показал Пашкевич, были даже лучше ухожены и давали больший, чем в помещичьих, урожай. Самыми благоприятными условиями для разведения садов располагал Свияжско-Волжский район, в котором сады тянулись в одну линию по самому берегу Волги от сел Верхний Услон и Печищи до г. Тетюши.
В дальнейшем вся береговая линия Свияжской и Тетюшской волостей с неудобной для полеводства землей была разделена на души. Сход постановлял, что никто не может отказаться от установленной платы независимо от того, будет ли разведен на таком участке сад или нет. Не желающие разводить сад могли продать свои участки.
Первое место по развитию садоводства не только в Свияжском уезде, но и во всей Казанской губернии, принадлежало Теньковской волости. Особенное развитие садоводство в крестьянских хозяйствах В. В. Пашкевич отмечал в Теньковской волости. Так, в селе Нижние Буртасы на 131 двор приходилось 70 усадебных и 32 внеусадебных сада. Пашкевич даже приводил слова старой бурлацкой песни: «А Буртасское село — всё садовник наголо».
Площадь, занятая под садовые культуры только у крестьян, составляла 2 772,6 десятин (чуть более 3 000 га). На этих площадях росло 992 210 яблонь, почти 10 000 груш, 22 283 вишни и 3 582 сливы. Выручка отдельных крестьян от продажи яблок доходила до 600-700 рублей в год. На один крестьянский двор, имеющий сад, в среднем приходилось 0,54 десятин (0,6 га). Наибольшая концентрация крестьянских садов была в Теньках — 135 садов, Красновидово — 105, в Буртасах — 85, а в соседней Ташовской волости в Шеланге — 162 сада.
Cамые крупные помещичьи сады также находились в Свияжском уезде. Так, в одном из старейших садов, принадлежавшем княгине В. Ф. Гагариной в Теньках, на площади 20 десятин росло 8 670 яблонь. Как отмечал Пашкевич, сортимент плодовых деревьев насчитывал 42 сорта яблонь и 10 сортов груш. При саде имелся питомник саженцев для собственных нужд и на продажу. Саженцы привозили из Риги, Чернигова, Саратова и Нижнего Новгорода. Маркиза Е. М. Паулуччи имела сады в с. Ключищи и д. Гребени общей площадью более двух десятков десятин, князь П. Л. Ухтомский — в селах Макулово и Уланово общей площадью 14 десятин, землевладелец О. Т. Сушко владел садом около 20 десятин в с. Клянчино.
По количеству садов, находящихся в собственности у помещиков, в основном дворян, больше выделялся Лаишевский уезд. Такие известные фамилии, как Молотковы, владели садом в 15 десятин (д. Сорочьи горы), Першины — 5 (д. Карташиха), Набоковы — 10 (с. Тангачах), Деларю — 7,5 (д. Макаровка). Купец П. В. Щетинкин в д. Девятово имел сад в 3,5 десятины.
В газете «Казанские губернские ведомости» конца ХIХ — начала ХХ вв. можно было встретить объявления о торгах заложенных помещичьих имений за неуплату кредитов, полученных в Государственном дворянском земельном банке. Драмы, связанные с потерей имений и вишневых садов при них, гениально описанные в пьесе А. П. Чехова, происходили и на Казанской земле. Чаще всего дворянские усадьбы переходили в руки предприимчивых купцов.
Среди городских плодовых садов, находящихся в образцовом порядке, В. В. Пашкевич отмечает как сад профессора Казанского университета Э. П. Янишевского*** на ул. 1-я Гора (ныне ул. Ульяновых). В декоративном отделении сада с цветником находилась оранжерея для выгонки и зимовки горшечных сортов персиков и винограда. В плодовом отделении росло 20 сортов яблонь, виноград черный и белый, груши, сливы, черешня, вишня.
Примечательным было садовое заведение М. Н. Квасникова, которое находилось в Суконной слободе на Соколовой улице (ныне ул. Павлюхина). Сад был разбит на шести десятинах и состоял из оранжерей, десяти теплиц, парников и питомника для плодовых и декоративных деревьев. В теплицах выращивали азалии, камелии, орхидеи, пальмы, папоротники, а также персики и виноград. Хозяйство занималось также разведением саженцев плодовых деревьев и ягодных культур на продажу. Заведение имело несколько магазинов, в которых продавались цветы, саженцы, семена.
Старейшее садовое заведение в Казани, основанное в 1858 г., принадлежало А. К. Шнеебергу. Оно находилось в Архангельской слободе, в районе Среднего Кабана. Хозяйство располагалось на 2,5 десятинах и специализировалось на разведении роз, камелий, азалий, пальм и других цветущих растений. Обширным был ассортимент лучших сортов ягодных кустарников, рекомендованных для разведения в местных условиях. Заведение также имело магазины для торговли цветами и семенами.
Разведением саженцев плодовых деревьев и ягодных кустарников занимались также питомник Казанского губернского земства, питомник сельскохозяйственной фермы при Казанском земледельческом училище, питомник Козьмодемьянского уездного земства, Ботанический сад Казанского университета.
Для распространения плодоводства в уездах закладывались новые питомники в Чистополе, Тетюшах, Лаишево и Цивильске. На селе разведение саженцев было развито в крестьянских хозяйствах Теньков, Ключищ, Буртас, Красновидово. Крестьяне торговали своим посадочным материалом на сельских ярмарках или везли на продажу даже в Казань. Торговля шла на так называемом Толчке у Булака. Цены были вполне приемлемыми. Так, сотня саженцев в специализированных садовых заведениях в зависимости от возраста стоили от 15 до 30 рублей. Крестьянские саженцы — в три раза дешевле.
В. В. Пашкевич приводит названия 99 сортов яблонь, которые он зафиксировал в Казанской губернии. Однако, из всего этого огромного ассортимента торгово-промышленное значение имели всего несколько сортов: Анис алый и полосатый, Бабушкино, Налив белый и желтый, Титовка, Антоновка, Пудовщина, Малат московский, Скороспелка, Хорошавка алая и белая. Многие из этих сортов до сих пор пользуются большой популярностью у любителей-садоводов.
Церковные и монастырские сады не были очень большими. Самым крупным был сад Седмиозёрной пустыни, заложенный на трех десятинах с 1 350 яблонями, немногочисленными грушами и ягодными кустарниками. В других монастырях сады были еще меньше — не более двух десятин.
Доходность садов колебалась от 180 до 526 рублей. Урожай реализовался в Казани, Вятке, Перми, Нижнем Новгороде, Сибири.
В советский период садоводство продолжило свое развитие. На базе сада — имения княгини Гагариной в Теньках в 1932 г. была открыта Татарская плодово-ягодная станция, позднее ставшая отделом садоводства Татарского НИИ сельского хозяйства. Здесь плодотворно трудились ученые-селекционеры Г. И. Розанова, В. А. Наумов, Л. А. Севостьянова и другие, которые вывели новые сорта плодовых культур, пользующиеся заслуженным успехом у садоводов и в наше время. Здесь можно назвать такие популярные высокоурожайные, зимостойкие сорта яблонь, как Ренет татарский, Зарянка, Волжская, Аркад теньковский.
Пика своего развития плодоводство в Татарстане достигло в 1970-1980 гг. Тогда площадь садов превышала восемь тысяч га, а объем плодово-ягодной продукции составлял от 15 до 20 тысяч тонн.
За годы перестройки и последующих за ней реформ, к сожалению, эти достижения отрасли были во многом утрачены. Теперь вместо торговли яблоками в других областях России мы закупаем их в ближних и дальних странах.
Борис Куницын
* Пашкевич Василий Васильевич (1856-1939) — известный агроном-плодовод, один из основоположников отечественной помологии, академик ВАСХНИЛ (1935). Труды по помологии, биологии, цветению и плодоношению плодовых культур.
** Плодоводство в Казанской губернии // Плодоводство в России: Материалы и исследования / Сост. В. В. Пашкевич. – СПб., 1899. – Вып. 2. – XVI, 276 с.
*** Янишевский Эраст Петрович (1829-1906) — математик, в 1872-1882 гг. городской голова Казани.