И. Ханипова, Л. Хузеева. Журнал «Литературные шаги» из личного фонда Ш. Х. Хамматова

Журнал «Литературные шаги» из личного фонда Ш. Х. Хамматова
В Центральном государственном архиве историко-политической документации Республики Татарстан в личном фонде журналиста и общественного деятеля Шамси Хабибулловича Хамматова нами были обнаружены девять номеров литературного журнала «“Әдәби адымнар”. Әдәбият, сәнгать, тәнкыйть, политика һәм публицистика журналы» («Литературные шаги». Журнал о литературе, искусстве, критике, политике и публицистике), выходившего в Свердловске в 1937-1940 гг. Это не официальное издание типографского способа печати, а рукотворный сборник статей. Журнал создавался лишь в одном экземпляре, а потому каждый из номеров уникален. То, что выпуски хранились Ш. Х. Хамматовым на протяжении всей жизни, свидетельствует о трепетном отношении журналиста к памяти о своей юности и первых шагах на литературном поприще.
Окончив в 1937 г. Свердловский татаро-башкирский педагогический техникум Ш. Хамматов до июня 1943 г. работал учителем татарской литературы и истории и одновременно директором Шокуровской средней школы Свердловской области*. Он активно участвовал также в работе районной областной печати, был сельским корреспондентом.
Сохранившиеся номера «Әдәби адымнар» обладают всеми внешними атрибутами журнала: имеют содержание, редколлегию, иллюстрации, порядковый номер страниц. Некоторые экземпляры «Әдәби адымнар» рукописные, большинство — машинописные.
Обращает на себя внимание художественное оформление обложек журнала, выполненных вручную с помощью акварели и туши, при этом четвертая сторона обложки некоторых номеров (№ 3 и спецвыпуск, посвященный А. С. Пушкину, за 1937 г., №№ 1, 2 за 1939 г.) не менее красочна, чем первая.
Обложки, привлекающие внимание читателя яркостью оформления, четко обозначают основное содержание отдельно взятого номера. Так, № 4-5 за 1939 г. и № 3 за 1940 г. посвящены армейской тематике, украшены иллюстрациями, демонстрирующими силу и мощь Советской Армии, — мужественных солдат, моряков, летчиков. Более лаконична выполненная в одном цвете первая сторона обложки журнала № 3 за 1938 г. с изображением портрета И. В. Сталина. Нужно отдать должное смелости художника журнала, который не побоялся изобразить «великого вождя». Иллюстрации в самом номере (рисунок, изображающий победу Конституции СССР над фашизмом, портрет Х. Такташа) также одноцветны и выполнены тушью.
Визуальный материал в журнале «Әдәби адымнар» разнообразен и включает как дружеские шаржи, рисунки к стихам и рассказам, фотографии, портреты, так и газетные вырезки. Довольно редко использовались изготовленные типографским способом портреты, например, И. В. Сталина, А. С. Пушкина и др.
На протяжении выхода журнала изменялось оформление заголовков — от ярких, многоцветных, украшенных вязью или с небольшими рисунками к лаконичным, одноцветным с незамысловатым узором.
В «Әдәби адымнар» печатались рассказы, стихи, песни, пьесы, критические заметки, а также информационные статьи и отчеты. Среди авторов в основном преподаватели и учащиеся, а также выпускники Свердловского педагогического техникума — Ш. Хамматов, Ш. Ахтямов, М. Усманов, К. Хисамутдинов и др. Материалы носили не столько литературный, сколько идеологический характер. Стихи и проза посвящались значимым событиям — Октябрю, дню рождения комсомола, смерти С. Орджоникидзе, памяти С. М. Кирова и В. П. Чкалова и т. п. В них находили отражение актуальные темы того времени: действие новой Конституции СССР, разоблачение агентов Троцкого в литературе, введение нового алфавита и т. п.
Как данность времени, следует принимать и политизацию художественного слова, и «своевременный» отклик на международные события (в Испании, Финляндии и др.), и критику неугодной партийному курсу литературы. На протяжении нескольких лет существования журнала его содержание лишь незначительно трансформировалось.
Подтверждая литературное направление «Әдәби адымнар» публиковали статьи о русских и советских писателях и поэтах — М. Ю. Лермонтове, А. С. Пушкине, М. Горьком, Н. А. Островском, также произведения татарских авторов Х. Такташа, Г. Камала, Г. Тукая, М. Джалиля.
Значительную часть журнала занимают материалы о творческой деятельности учащихся. Ш. Хамматов дает советы начинающим писателям. Он рассказывает о литературном кружке, действующем в техникуме, и приводит в пример «мастеров» слова, взращенных в нем, упоминает о выпускавшейся в течение двух лет газете «Яшь каләмнәр». Вступившим на литературный путь для приобретения навыков и мастерства рекомендует больше читать прозу и поэзию, а также «систематически изучать классику пролетарской литературы — Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина»1. Развитие литературного таланта и мастерства студентов поддерживалось организацией конкурса «Әдәби ярыш» (Литературное соревнование) среди учащихся. К участию в конкурсе, объявленному в декабре 1938 г., приглашались авторы рассказов, стихов, поэм. Для награждения победителей подарками дирекцией учреждения было выделено 150 рублей2.
Особенностью третьего номера за 1937 г. является попытка визуально познакомить читателя с молодыми авторами, чьи литературные таланты «ковались» во время учебы. К сожалению, большинство фотографий утеряно, сохранились лишь фото А. Аминова и Ш. Хасанова3.
На фоне участившихся к концу 1930-х гг. публикаций в официальной печати, свидетельствовавших о надвигавшейся военной угрозе, все чаще на страницах журнала появлялись информационные статьи, рассказывающие о международных событиях, стихи и проза, посвященные героям Советской Армии, заметки об укреплении обороноспособности, иллюстрации, построенные на противопоставлении воинствующего фашизма и мирного социализма, призывающие протянуть руку помощи братским народам сопредельных государств.
Предназначавшийся для учащихся Свердловского татаро-башкирского педагогического техникума, журнал наряду с идеологической выполнял и воспитательную функцию. Он был призван отражать основные события, происходившие в стенах образовательного учреждения. С его страниц мы узнаем о насущных проблемах жизни студентов в общежитиях, об их успеваемости4, недостатках работы студенческого самоуправления. О читательской аудитории издания свидетельствует сохранившийся в № 3 за 1938 г. формуляр читателя5.
Уникальный, обладающий неким видовым единством журнал «Әдәби адымнар» являет собой целостный источник, объемное прочтение которого позволяет исследователю получить определенную информацию о школе, образовании, идеологии второй половины 1930-х гг.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. ЦГА ИПД РТ, ф. 8239, оп. 1, д. 16, л. 11 об.-12 об.
2. Там же, л. 130-131 об.
3. Там же, л. 24 об., 26.
4. Там же, д. 17, л. 27-27 об.
5. Там же, д. 16, л. 100 об.
* Подробнее о жизни и деятельности Ш. Х. Хамматова см.: Хузеева Л. Личный фонд журналиста, ученого и общественно-политического деятеля Ш. Х. Хамматова (К 90-летию со дня рождения) // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2009. – № 1. – С. 149-152.