С. Шендрикова. Промышленное и сельскохозяйственное освоение Крыма в русле мероприятий после присоединения к Российской империи

Промышленное и сельскохозяйственное освоение Крыма в русле мероприятий после присоединения к Российской империи
В 1783 г. к Российской империи был присоединен Крым. Открылась новая страница в его жизни, истории сопряжения с глубокими изменениями в жизни Крымского общества. Началом послужили административные преображения. В 1784 г. Крым вошел в созданную Таврическую область, затем в состав Новороссийской губернии и, наконец, с 1802 г. — в состав Таврической губернии, как части Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторства. Крым делился на Симферопольский, Евпаторийский, Перекопский, Левкопольский (с 1787 г. — Феодосийский) уезды. В 1837 г. из состава Симферопольского уезда был выделен Ялтинский уезд. Кроме того были созданы градоначальства: в 1804 г. — Феодосийское, 1821 г. — Керчь-Еникальское, в 1873 г. — Севастопольское. Носителями высшей власти на полуострове являлись новороссийско-бессарабский генерал-губернатор, таврический губернатор, феодосийский, керчь-еникальский и севастопольский градоначальники1. Несколько волн массовой эмиграции народов Крыма привели к тому, что к началу XIX в. полуостров был слабо заселен и насчитывал около 170 тысяч жителей. Решением проблемы стало массовое заселение края крестьянами из малоземельных губерний России, а также отставными солдатами и иностранными колонистами2. В результате произошло резкое изменение демографической ситуации на полуострове. По данным первой переписи населения в начале XIX в. в Крыму украинцы составляли 42,2 %, русские — 30 %, татары — 13 %, немцы — 5,4 %, евреи — 3,8 % населения. Другие жители Крыма были представлены болгарами, греками, белорусами, румынами, турками и т. д. По мнению историка П. Надинского, присоединение полуострова к России коренным образом «изменило лицо Крыма»3.
В начале XIX в. численность населения наиболее крупных городов полуострова, по данным Ф. Лашкова4, была следующей: Симферополь — 3 100 человек, Евпатория — 1 912, Севастополь и Балаклава — 1 166, Феодосия — 290, Керчь — 244.
По состоянию жители крымских городов были, прежде всего, представлены мещанами (2/3 от основного числа жителей). Купцы были второй социальной группой. Кроме того, в городах проживали городские крестьяне и ремесленники. Исключением служила Балаклава, основным населением которой были военнослужащие.
История Крыма второй четверти XIX в. связана с именем графа М. С. Воронцова. Вступив в 1823 г. в должность генерал-губернатора Новороссии он был обеспокоен состоянием полуострова. Устроившись здесь всерьез и надолго, граф зарекомендовал себя как прекрасный руководитель. Предпринятые им шаги привлекли в Крым поток аристократии, отечественных и зарубежных ученых, инженеров, музыкантов, художников, писателей и артистов. Воронцов большое внимание уделял взаимоотношениям с местным населением. Приоритетными для наместника были проблемы нерусских народов.
В первой половине XIX в. важным в экономической жизни Крыма являлся аграрный вопрос: тогда земля была единственной ценностью отсталого края. Царской администрацией были предприняты шаги по развитию ранее существовавших отношений в земельной собственности. Этот процесс прошел несколько этапов и охватил не одно десятилетие. Сначала в императорскую казну были включены бывшие султанские и ханские земли. Позже царское правительство стало раздавать свободные земли представителям российского и местного дворянства. В круг крупнейших крымских землевладельцев вошли князь Г. Потёмкин, его секретарь В. Попов, граф А. Безбородко, граф М. Мордвинов, принц К. Нассау-Зиген, адмирал Ф. Ушаков, представители крымско-татарской верхушки Мехмет-Шах Ширинский и Батыр ага. В 1833 г. был подписан императорский указ «О поземельном праве в Таврическом полуострове и облегчении в оном межевания», благодаря которому помещики получили право продавать земли общин5.
Изменения происходили и в самом процессе земледелия. Новые дворянские хозяйства начали в корне менять экономический ландшафт Крыма. В наиболее современных хозяйствах (например, в имениях Г. Потёмкина, П. Палласа, М. Мордвинова) использовались новейшие в то время агротехнические средства.
Продолжали развиваться традиционные для Крыма отрасли животноводства, прежде всего, овцеводство и коневодство. Овцеводство было распространено, кроме крымско-татарских крестьянских хозяйств, в больших имениях генерал-лейтенанта А. М. Бороздина, евпаторийского купца Л. Штиглица, негоцианта из Франции В. Рувье. Количество тонкорунных овец выросло с 112 тысяч в 1823 г. до 1 млн в 1848 г.6
Радикальные изменения произошли и в виноградарстве. Здесь был осуществлен переход от производства только столового винограда к виноделию. Однако отрасль натолкнулась на множество препятствий: нежелание заниматься этим делом крымско-татарских производителей винограда, инертность помещиков, неспособность приобщиться к новому занятию колонистов. Только создание по инициативе ученых П. Палласа и К. Габлиц в 1804 г. в Судаке первого государственного училища виноградарства и виноделия позволило изменить ситуацию. Училище готовило будущих виноградарей и производителей вина, а также распространяло виноградную лозу среди желающих заниматься виноградством. Несколько позже, в 1828 г., было основано еще одно учебное заведение — училище виноделия «Магарач» при Никитском ботаническом саду. Отныне виноградарство вошло в фазу бурного развития.
Правительство различными средствами поощряло желающих заниматься виноградарством, им бесплатно предоставлялись земли из государственного фонда. В хозяйствах начал использоваться труд свободных наемных работников. В ведущих хозяйствах крупнейших производителей вина, например в хозяйствах графа М. Воронцова и А. Бороздина, стали внедряться новейшие технологии. Поначалу виноградарство развивалось в горном Крыму (Судак, Массандра, Алупка, Ай-Даниль, долинах рек Бельбек, Альма, Каче). Позже культивировалось степное виноградарство, которое в окрестностях Симферополя, Феодосии и Евпатории позволило на 35 тысяч десятин земли выращивать около 35 млн кустов винограда.
Во второй половине XIX в. крымское виноделие достигло новых успехов. Огромный вклад в его развитие внес выдающийся винодел князь Л. Голицын, который на базе изучения мирового опыта виноделия построил собственный промышленный комплекс «Новый Свет» близ Судака, где организовал изготовление всемирно известного шампанского «Новый Свет». С успехом работали и другие производители крымских вин: Губоник (Гурзуф), Такмаков (Алушта), Тодорский (Кастели). В 1894-1897 гг. был построен и начал производство продукции крымский винзавод «Массандра». Уже в первой половине XIX в. полуостров производил около 160 тысяч ведер вина. В дальнейшем (и по сегодняшний день) виноделие наряду с курортно-рекреационной системой стало важнейшей отраслью экономики Крыма. Это отразилось на общем уровне жизни крымчан и повлекло за собой бурное развитие социальной сферы.
Параллельно с виноградарством в первой половине XIX в. в Крыму постепенно развивалось садоводство. Первым шагом на пути развития отрасли стало основание Никитского сада на Южном побережье (1812), осуществленная ученым-ботаником Х. Стевеном. Это дало толчок основанию множества казенных и частных садов в России.
Кроме того, экономическая жизнь полуострова в первой половине XIX в. была представлена соледобывающей и обрабатывающей промышленностью, рыболовством, производством строительных материалов7. Действовало более ста предприятий обрабатывающей промышленности, среди них 12 суконных фабрик, табачные мануфактуры, предприятия кожевенной промышленности, которые производили всемирно известные крымские сафьяны8.
Промышленность Крыма долгое время сохраняла архаичные черты. Преобладали предприятия легкой и пищевой промышленности, ремесленные и кустарные промыслы. Но их число и количество рабочих постоянно росло. Если в 1868 г. в Крыму действовало 63 предприятия, где было занято 184 работника, то в конце XIX в. число предприятий равнялось 264, а рабочих — 14,8 тысячам человек. Начали возникать и очень крупные предприятия. Так, в Симферополе в 1876 г. был построен чугунолитейный завод, который также производил сельхозмашины и оборудование для местных предприятий, в 1877 г. начали работу кожаная и макаронная фабрики, пивоваренный завод, в 1880 г. — фабрика по переработке овощей и фруктов, которая принадлежала московской фирме «Товарищество А. Абрикосов и сыновья». Затем вошла в строй фабрика конфет купцов Ейнем и Константинова. Крупнейшими предприятиями по количеству рабочих были металлургический завод в Керчи (4,2 тысячи человек рабочих) и построенный в 1859 г. судостроительный завод в Севастополе, где работали 4,2 тысячи рабочих9.
Прогресс производственных отраслей Крыма способствовал развитию торговли. В 1846 г. была основана первая не только на полуострове, но и в Российской империи торговая фирма «Г. Н. Христофоров и Ко». Использование судоходных путей и возможностей морских портов в Севастополе, Керчи, Евпатории и Феодосии служило развитию внутренней и международной торговли. В российские регионы ввозились крымский виноград, фрукты, табак, кожа, а через черноморские порты шли на экспорт мед, хлеб и тонкорунная шерсть.
Вхождение Крыма в состав Российской империи значительно изменило характер жизни в городах полуострова. Особенностью стало ускоренное развитие городов и их радикальная перестройка. Значительно вырос удельный вес городского населения. В 1827 г. оно составляло 21 409 человек, что на 17 % больше, чем в 1792 г. По переписи населения 1863 г. в городах полуострова проживало уже 85 705 человек10.
Активное освоение Крыма в XIX в. стало причиной создания одной из первых исторических научных школ в провинциальной России, развития культуры, образования. Еще в недавно малозаселенный Крым устремились представители прогрессивной интеллигенции. Сформировалась крымская элита, в которой впоследствии весомую часть составили военные, в частности, морские офицеры. На полуострове открывались школы, гимназии, избы-читальни, библиотеки, музеи. Так, в 1812 г. в Симферополе была открыта мужская казенная гимназия (ныне гимназия № 1 им. Д. Ушинского), в которой работали талантливые педагоги XIX в.: Ф. Машков, Р. Тимошевский, А. Маркевич, Х. Ящуржинский и др. Среди приоритетных направлений в образовании гимназистов было обучение истории, географии и биологии полуострова. Педагоги гимназии активно занимались научной деятельностью, приносившей и практические результаты. Так, ученый И. Казас, служивший в гимназии около двадцати лет, написал учебники для татарских и караимских школ, по которым в дальнейшем работали Первая татарская учительская школа и Первая женская караимская школа. Учителем И. Деркачевым было подготовлено и издано руководство по украинской грамматике.
В 1822 г. в Севастополе по инициативе и на средства офицеров Черноморского флота была открыта Морская библиотека, которая и сегодня известна далеко за пределами Крыма. При поддержке адмирала М. П. Лазарева ее книжные фонды достигли количества 90 тысяч экземпляров, что позволило ей войти в тройку лучших библиотечных учреждений Российской империи.
Глубокий отпечаток на жизнь полуострова в составе Российской империи наложила Крымская война (1853-1868). Практически 90 % Севастополя было разрушено, сильно пострадали Симферополь, Евпатория, Керчь, Ялта. В зоне военных действий в зимнее время были вырублены и пущены на дрова ценные породы садовых и лесных деревьев11. Прекратили свою работу многие учебные заведения.
Новым импульсом развития полуострова послужили российские реформы 60-70-х гг. XIX в. В этот период в Крыму ускоренными темпами велось железнодорожное строительство. В 1873 г. была построена ветка Лозовая — Симферополь. В 1875 г. она была продлена до Севастополя. Это позволило ввести в действие первую в Крыму железную дорогу с постоянным пассажирским сообщением Лозовая — Севастополь. В 1892 г. была введена в эксплуатацию железнодорожная ветка Джанкой — Феодосия, в 1900 г. Владиславовка — Керчь. Полуостров начал принимать на летний курортный сезон многочисленных отдыхающих не только из центра Российской империи, но и из-за границы.
Российской Ниццей того времени называли Ялту. И не случайно. В XIX в. началось превращение Крыма в центр оздоровления и отдыха. Выдающиеся деятели медицинской науки С. Боткин, В. Дмитриев и другие своими научными трудами и практической деятельностью обеспечили такую возможность. В Крыму открывались лечебные и оздоровительные центры. Это привело к активному освоению приморских городов полуострова и основанию рекреационного комплекса с использованием природных ресурсов (грязи, соляные озера, купальни и т. п.).
Строительный бум, который наблюдался на рубеже ХIХ-ХХ вв., способствовал активному освоению не только Южного берега Крыма, но и всех приморских городов полуострова. Наплыв русской и зарубежной интеллигенции на период летнего отдыха вызвал острую необходимость организации досуга отдыхающих. Интерес к полуострову как к новомодному курорту в тот период наблюдался и среди известных деятелей культуры. Так, весной 1900 г. благодаря железнодорожному сообщению и непосредственному участию А. П. Чехова на гастролях в Крыму побывал знаменитый театральный коллектив под руководством К. Станиславского и В. Немировича-Данченко.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Крым от древности до наших дней / Под ред. Э. Б. Петровой. – Симферополь, Феодосия, 2010. – С. 221.
2. Там же. – С. 223.
3. Надинский П. Н. Очерки по истории Крыма. – Симферополь, 1951. – Ч. 1.– С. 15.
4. Лашков Ф. Ф. К вопросу о количестве населения Таврической губернии в начале ХIХ столетия // Известия Таврической ученой архивной комиссии. – 1916. – № 53. – С. 162-166.
5. Крым от древности… – С. 223.
6. Там же. – С. 224.
7. Там же. – С. 225.
8. Крым сквозь тысячелетия / Науч. и лит. ред., сост. Э. Б. Петрова. – Симферополь, 2009. – С. 166.
9. Крым от древности… – С. 195.
10. Крым сквозь тысячелетия… – С. 167.
11. Крым от древности… – С. 237.