О. Чикурова. «Победа или рабство» (Я. Д. Коблов о задачах России в Первой мировой войне)

К 100-летию начала Первой мировой войны
«Победа или рабство»
(Я. Д. Коблов о задачах России в Первой мировой войне)
Богослов, миссионер, педагог Яков Дмитриевич Коблов (1876 — после 1937) оставил после себя богатое научное наследие, которое еще предстоит изучить исследователям. Ему принадлежат работы, посвященные изучению мусульманского вероучения, богословской полемике с исламом, миссионерско-просветительской деятельности Русской православной церкви среди нерусских народов Волго-Камья, процессов этноконфессионального взаимодействия1, педагогике и методике преподавания. Среди этих работ выделяется брошюра под названием: «Победа или рабство. По поводу происходящей вооруженной борьбы между Россией и Германией»2, изданная Киевским учебным округом в 1915 г. Чем было продиктовано появление такой «непрофильной» для Я. Д. Коблова работы?
В ноябре 1914 г. инспектор народных училищ Казанского учебного округа Я. Д. Коблов был перемещен на должность окружного начальника Киевского учебного округа, сменив на этом посту А. Д. Сильницкого3. Такое значимое изменение в карьере стало возможным благодаря личному знакомству4 Я. Д. Коблова с министром народного просвещения Л. А. Кассо во время его инспекторской поездки по губерниям Казанского учебного округа (апрель 1914 г.), которой министр в целом остался доволен5. Л. А. Кассо одобрил идеи Я. Д. Коблова о постановке «инородческого» образования, изложенные в его аналитической записке*. Отметим, повышение по службе ожидало не только Я. Д. Коблова: в июне 1914 г. попечитель Казанского учебного округа Н. К. Кульчицкий был переведен на должность попечителя Санкт-Петербургского учебного округа6, на его место назначен И. А. Базанов, уже в октябре 1915 г. переведенный на должность попечителя Киевского учебного округа7.
На должности окружного начальника Киевского учебного округа Я. Д. Коблову, как специалисту хорошо знакомому с постановкой «инородческого» образования (на предыдущей должности он курировал русско-инородческие школы), предстояло заниматься расширением «школьных сетей» для нерусского населения округа в соответствии с «Правилами о начальных училищах для инородцев» от 14 июня 1913 г.8 «Правила» хотя и допускали преподавание ряда предметов, в частности, вероучительных на «материнском языке», в то же время предписывали обращать особое внимание на преподавание государственного (т. е. русского) языка уже в первые годы обучения в школе9. В Киевском учебном округе необходимость реорганизации начальной народной школы была вызвана усилением культурного влияния немцев, поляков, евреев на местное нерусское население, их религиозной и этнической ассимиляцией. Задачи реформирования национального образования усложнились с началом Первой мировой войны в связи с охватившим западные части России «взрывом националистических сил», и фактически не были решены.
В годы войны Киев оказался прифронтовым городом, в связи с чем вести с полей сражений и настроения, царившие в армии и обществе, проявлялись здесь особенно отчетливо. Поражения на фронтах, значительные потери среди армейского личного состава и мирного населения, тяжелые материально-бытовые условия усугубляли недовольство командованием, порождали мысли о бессмысленности жертв, усиливали антивоенные настроения.
Я. Д. Коблов как истинный русский патриот был убежден в необходимости ведения войны до победоносного завершения. Он полагал, что «и все государство, и каждый член его в отдельности должны напрячь все силы до последней возможности»10. Каждый на своем месте, по мере сил должен исполнить свой долг, внести свою лепту в дело победы. Своим долгом он считал донести до читателя (издание предназначалось для народа и учащихся начальных народных школ) важную идею: «Победой Россия достигнет небывалой силы и могущества и обезопасит себя на многие годы от всех своих вековых врагов»11, решит свои «национальные задачи»12.
Для лучшего понимания происходящих событий, замыслов немцев и того, что «нас ожидает в случае их победы, и почему мы должны бороться с ними непременно до победоносного конца»13, Я. Д. Коблов представляет краткий исторический обзор взаимоотношений германских и славянских народов, начиная с эпохи Карла Великого и заканчивая современными ему событиями, демонстрируя хорошее знание всеобщей и российской истории. Характеризуя славянские и германские племена, автор отмечает мирный характер славян-земледельцев и воинственный — германцев, которые «стремятся захватить земли славян, воспользоваться их даровым трудом, поглотить и онемечить»14. Представляя основные события истории взаимоотношений «славянства» и «германизма» и переосмысливая их в новом ключе, автор подчеркивает непримиримость противоречий двух великих держав России и Германии и исключительную важность ведения войны до окончательной победы над врагом: «От исхода этой борьбы зависит наше будущее»15. Также примечательно, что в этой работе проявился дар предвидения Коблова: «Если… война… закончится, как говорят, “ни в чью”,.. это значит, что лет через 25-30, а, может быть, и раньше вспыхнет новая война с немцами, еще более ожесточенная и кровопролитная»16.
Сегодня, спустя столетие, отделяющее нас от Первой мировой войны, все больший интерес вызывают ее события и участники, а работа Я. Д. Коблова вновь выглядит актуальной. Учитывая, что издание в настоящее время является библиографической редкостью, мы сочли возможным привести наиболее важные фрагменты, характеризующие задачи России в войне, а также замыслы Германии и ее союзников в отношении России. Внимательному читателю не трудно обнаружить сходство между планами кайзера Вильгельма II и А. Гитлера в 1941 г., а также провести аналогии с подходами некоторых западных политиков в отношении России в настоящее время.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Чикурова О. В. Проблема этноконфессионального взаимодействия в Волго-Камье в научном наследии Я. Д. Коблова // Казанская наука. – 2014. – № 5. – С. 42-45.
2. Коблов Я. Д. Победа или рабство. По поводу происходящей вооруженной борьбы между Россией и Германией. – Киев, 1915. – 23 с.
3. Памятная книжка Киевской губернии с приложением адрес-календаря на 1915 год. 33-й год издания. – Киев, 1915. – С. 42.
4. Сведения получены от внучки Я. Д. Коблова — Т. Г. Кобловой (г. Москва). Из личного архива автора.
5. Вестник образования и воспитания Казанского учебного округа. – 1914. – № 7-8. – С. 692.
6. Циркуляр по Казанскому учебному округу. – 1914. – № 6. – С. 347.
7. Циркуляр по Киевскому учебному округу. – 1915. – № 10. – С. 482.
8. Кричинский Леон-Найман-Мирза. Очерки политики российского царизма на окраинах. – Баку, 1920. – Ч. 2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cidct.info/uk/studii/3-4(2004)/14.html.
9. РГИА, ф. 744, оп. 1, д. 290, л. 30.
10. Коблов Я. Д. Указ. соч. – С. 23.
11. Там же. – С. 21.
12. Там же.
13. Там же. – С. 5.
14. Там же.
15. Там же. – С. 22.
16. Там же.
Из брошюры Я. Д. Коблова «Победа или рабство. По поводу происходящей вооруженной борьбы между Россией и Германией»
[…] Итак, наступил роковой момент. Подготовлявшееся в течение многих веков решительное столкновение славянства с германизмом наступило. Происходят ожесточенные сражения в разных концах мира — в Бельгии и в северной Франции, на полях Польши, в долинах и горах Армении и Курдистана, вблизи Суэцкого канала и в разных концах Балканского полуострова. Вдоль всей нашей границы с Германией и Австрией идет упорная жестокая борьба между русскими и немцами. Во имя права и правды, попираемых немцами, в защиту свободы угнетенных немцами славянских народностей, наконец в защиту достоинства и самобытности нашего собственного Отечества, в пламени битв несут тяжелую крестную ношу наши отцы, братья и сыновья, оторванные от родных жилищ, от своих семейных очагов. Потоками льется русская кровь. Многие из наших братьев воинов уже исполнили свой долг, положив жизнь свою за Отечество. Многие томятся в плену у немцев, перенося на чужбине всевозможные лишения, мучимые голодом и холодом, подвергаясь издевательствам и мучительным пыткам со стороны наглого, беспощадного, забывшего божеские и человеческие законы врага.
Великое испытание, ниспосланное свыше на Русскую землю, простирается и на мирных жителей, касаясь всех классов населения. Ужасы войны начинают проявляться все с большей и большей силой. Многие города, села и деревни разрушены до основания и разграблены. Много разоренных, бедных и голодных изгнанников из насиженных родных мест, выбитых из обычной колеи мирной жизни, скитаются и ищут приюта по чужим для них городам и селениям. Война потребовала огромных жертв, и еще в будущем предстоит много жертв принести, много претерпеть и страдать.
И невольно в малодушных сердцах могут зародиться сомнения и колебания: да не пора ли прекратить это кровопролитие, эти многочисленные жертвы и страдания? Нельзя ли кончить как-нибудь дело миром, во избежание худшего в случае победы Германии?
По этому поводу нужно сказать, что средства России неистощимы: при этом она не одинока, — с нею ее могущественные союзники. И если немецкие державы в настоящее время и имеют временный перевес в борьбе, то это объясняется тем, что подготовившись к войне в течение 40 лет, они теперь успели выставить все, что могли; дальше этого они идти уже не могут. Между тем Россия с ее союзниками имеют еще очень много неиспользованных средств. Когда они приведут все эти средства в действие, то не только сравняются с противником, но и будут иметь перед ним преимущество. Германия рассчитывала на кратковременную войну, думая сразить своих противников молниеносным ударом; но раз ей это не удалось, и война приняла затяжной характер, силы ее, достигнув известной предельной высоты, пойдут на убыль. Между тем силы ее противников, обладающих большими средствами, будут все возрастать. При затяжном характере войны победит тот, кто окажется выносливее и терпеливее. Если же обе стороны запасутся настолько терпением, что будут биться до последних сил, немецкие державы истощатся скорее, чем Россия и ее союзники. Бедствия, несчастья и жертвы, которые несут русские люди конечно велики и неисчислимы; но еще в худшем положении оказывается Германия. Окруженная со всех сторон врагами, лишенная англичанами свободы плавания на морях, потеряв две трети своего подводного флота, она вынуждена прекратить свою заграничную торговлю, что вызвало массу разорений и банкротств: фабричная деятельность ее, за исключением заготовления военных снарядов, прекращена; повсюду чувствуется недостаток в разного рода продуктах и съестных припасах, так что население вынуждено жить впроголодь и терпеть большие лишения. Можно подумать, что при таком положении дела Германия, как бы она ни была сильна своей военной подготовкой, долго не выдержит, хотя и будет вести борьбу до последних сил.
Что касается нас, русских, то для нас постыдно и преступно даже ставить в настоящее время вопросы о примирении с Германией и думать о каком-либо ином исходе войны, кроме победоносного. Чего бы это нам ни стоило, война должна быть доведена до благоприятного для нас конца. Немцы никогда не могут искренне примириться с нами, из врагов превратиться в наших друзей. Как мы видели из истории отношений между славянами и немцами, они всегда стремились поработить славян, а последние все усилия употребляли на то, чтобы защитить себя от этого порабощения. Настоящая война есть только последняя стадия этой вековой вражды, завершением которой будет или победа славян, или окончательное преобладание и господство над славянами немцев. При таком положении дела говорить о примирении с Германией было бы непростительным малодушием, постыдным преступлением п[е]ред Родиной, п[е]ред нашими предками, создавшими своими трудами и кровью великое государство конечно не для того, чтобы потомки расточили его, а наоборот, чтобы его усилили и укрепили.
У каждого гражданина русской земли в настоящее трудное время должна быть одна мысль: если мы победим, мы осуществим этой победой свои национальные задачи, мы освободим от гнета германизма наших братьев западных славян, создадим великую Сербию, которая будет служить оплотом славянства на юге, получим в свое распоряжение выход из Чёрного моря и Царьград. Этой победой Россия достигнет небывалой силы и могущества и обезопасит себя на многие годы от всех своих вековых врагов. И наоборот, если мы будем побеждены, мы бесповоротно обречены будем на вечное рабство, что для великого народа горше смерти. В самом деле, что ожидает нас в случае победы Германии и Австро-Венгрии? Мало того, что славянские народности, находящиеся у них в рабстве, останутся закрепленными за ними навсегда, к ним может отойти часть России, разгромлена и разделена будет Сербия, нас отодвинут от Чёрного моря, усилится Турция. Все это поведет к такому усилению Германии и, с другой стороны, славянство и в частности Россия настолько будут ослаблены, что о дальнейшей борьбе с немцами в будущем и мечтать не придется. Эту вековую борьбу нужно будет считать законченной в пользу германизма. И тогда действительно довольно правдоподобным окажется мнение немцев о себе, как «об избранном Богом орудии», а о славянах, как лишь «об удобрении, навозе, для немецких пажитей».
Вот почему мы должны бороться с немцами до последних сил, не щадя ни жизни своей, ни достояния. Но если даже война не приведет к печальным для нас последствиям, закончится, как говорят, «ни в чью», — и в этом исходе для нас, русских, очень мало привлекательного и утешительного. Это значит, что лет через 25-30, а, может быть, и раньше вспыхнет новая война с немцами, еще более ожесточенная и кровопролитная. И не поблагодарит нас потомство за то, что в свое время мы не свели все счеты с Германией. Исход, следовательно, из настоящего трудного положения один: борьба до конца ради победы, каких бы это ни стоило жертв и усилий. От исхода этой борьбы зависит наше будущее. Мы боремся за свободу угнетенных славянских народностей, за самостоятельность и независимость нашего государства, против врага, поправшего все законы и правду, врага, все сокрушающего и уничтожающего на своем пути. Ради этой великой цели и все государство, и каждый член его в отдельности должны напрячь все силы до последней возможности, зная, что мы ведем последнюю решительную борьбу с немцами — с вековым, самым страшным и сильным врагом. Припомним, как в подобных случаях поступали наши предки. Припомним доблестных патриарха Гермогена и Авраамия Палицына, рассылавших в смутное время грамоты по всей земле с призывом защищать Отечество, припомним князя Пожарского, гражданина Минина, принесших все свое достояние на алтарь Отечества, крестьянина Сусанина, запечатлевшего смертью свою любовь к Царю и Родине. Пусть их жизнь и доблестные подвиги послужат нам примером. Вооружившись их мужеством, терпением, непреклонной волей и желанием сломить врага, исполним — каждый на своем месте — свой долг до конца, без колебания, уныния и страха пойдем навстречу всем лишениям, всем бедствиям и несчастиям, лишь бы добиться желанной победы, той победы, без которой нам лучше не жить, ибо без нее нам предстоит в будущем вечное рабство!
Коблов Я. Д. Победа или рабство. По поводу происходящей вооруженной борьбы между Россией и Германией. – Киев, 1915. – С. 17-23.
* Кассо Л. А. скончался 26 ноября (9 декабря) 1914 г. Записка Я. Д. Коблова «Некоторые соображения о постановке образования у восточных инородцев России», переработанная и дополненная, была подана на имя нового министра П. Н. Игнатьева: «Записка окружного начальника Киевского учебного округа Якова Коблова, поданная на имя министра народного просвещения (1915)» (см.: Российский государственный исторический архив, ф. 733, оп. 182, д. 168, л. 214-230).