Х. З. Багаутдинова, Р. Р. Исхаков. Историко-этнографический очерк священника Козьмы Прокопьева «Сведения об Елышевском приходе» (1870-е гг.)

В публикации представлен историко-этнографический очерк одного из первых кряшенских священников, воспитанника Казанской центральной крещено-татарской школы Козьмы Прокопьева о жителях Елышевского прихода Мамадышского уезда Казанской губернии. Данный православный приход во второй половине XIX в. стал центром драматических событий, связанных с отходом так называемых старокрещеных татар из православия в ислам. Автор подробно анализирует причины и ход этого движения, мотивацию «отпавших», рассматривает их взаимоотношения с лицами, оставшимися в христианстве. Большое внимание К. Прокопьев уделяет деятельности местной церковной и губернской администрации, а также Казанского братства святителя Гурия по возвращении их в православие, развитию христианско-просветительской деятельности в регионе и формированию культурно-религиозных институтов, работавших по системе Н. И. Ильминского (начальных конфессиональных школ, миссионерских организаций). Несмотря на некоторую ангажированность автора, информация, приводимая им, дает общее представление о межконфессиональных отношениях в данной историко-культурной области в пореформенный период. Важное место в работе занимают сведения об истории возникновения населенных пунктов этого прихода – Елышево, Сатлыган-Ключ, Сосновый Мыс, Большие Савруши (современные татарские деревни Сабинского и Тюлячинского районов Республики Татарстан); приводятся родословные отдельных семей, предки которых считались основателями этих селений. Эти данные помогают раскрыть формирование поселенческой структуры кряшен Нижнего Предкамья, проследить сложные этноконфессиональные и консолидационные процессы, приведшие к формированию данной этнографической группы татарского народа. Привлекают внимание и этнографические материалы об особенностях хозяйственной культуры, системе земледелия и животноводства, кустарных и отхожих промыслах местного населения. Публикация будет интересна для ученых историков, этнографов, религиоведов, а также краеведов, интересующихся историей татарских деревень Заказанья.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
16.06.2017
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1/2 2017
Другие статьи
 К началу 1917 г. Казанский университет входил в число старейших учебных заведений страны и являлся одним из крупнейших провинциальных научных и образовательных центров. Университе
Первую мировую войну от всех предыдущих военных кампаний отличали невероятные масштабы пленения. За все годы военных действий в плену оказалось восемь миллионов военнослужащих и бо
К 1917 г. дворяне хотя и перестали пользоваться налоговыми и правовыми преимуществами, как это было в XVIII-XIX вв., и практически сравнялись в правах с другими сословиями, но на д
 Одним из наиболее известных центров православия в Среднем Поволжье в дореволюционный период являлся Свияжский Успенско-Богородицкий монастырь, основанный в июле 1555 г.1 Во второй
 Изучение Казанского ханства, в особенности его этносоциальной истории, всегда было затруднено из-за явной недостаточности источников1. Западноевропейские нарративные источники XV
Судебная реформа 1864 г. явила собой преобразование всей судебной системы, порядка уголовного и гражданского процессов в России. Были внесены существенные изменения в судоустройств