Гиниятуллина Р. С. Обращаясь к историко-культурному наследию

Обращаясь к историко-культурному наследию
Как известно, 2012 год указом Президента РТ объявлен Годом историко-культурного наследия народов Татарстана. В день публикации этого указа была завершена работа авторского коллектива (В. И. Пискарев, И. М. Сафронова, И. М. Фокеева, З. Х. Сабитова) над учебно-методическим комплектом (УМК) элективного курса «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск»*. В конце февраля 2012 г. УМК, созданный в рамках реализации инновационной образовательной программы «История родного края» Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 гг. «Киләчәк» — «Будущее», вышел из печати.
Совпадение можно считать случайным, а можно — знаковым. По крайней мере, руководитель авторского коллектива, лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники В. И. Пискарев вместе с коллегами-историками давно и небезуспешно занимается учебно-методическим сопровождением курса «История Татарстана», вопрошая прошлое о том, «Кто мы?», «Откуда мы?», «Куда мы идем?» И как представляется, минувшее подает свои голоса, которые зазвучат теперь более явственно. С выходом УМК приобщение к историко-культурному наследию народов Татарстана, более всего необходимое подрастающему поколению татарстанцев, надо полагать, приобретет новый масштаб и глубину.
Неординарное прошлое, исторические памятники древнего города Болгар и острова-града Свияжск являются уникальной частью историко-культурного наследия не только нашего региона. В них отражены важные вехи прошлого татарского, русского, других народов края, российской истории. Характерно, что идею создания Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан, для которого первоочередными объектами признаны Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник и Государственный историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск», поддержало Правительство Российской Федерации. С использованием федеральных финансовых средств на территории музея-заповедника и музея реставрируются уникальные архитектурные объекты, создаются современные музейно-туристские комплексы.
Об этом также можно прочитать на страницах учебного пособия «Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск». Но главное — в нем заключены ответы на вопросы: «Что есть значимого, ценного в памятниках истории и культуры Болгара и Свияжска, какую мудрость веков хранят они в себе?», «О чем они могут рассказать нам сегодня, и что мы можем извлечь из их рассказа?» Судя по содержанию пособия, читатель получит ясные и убедительные ответы.
Внимательно рассматривая культурно-религиозное пространство Болгара, Свияжска, авторы издания отмечают, что это были пространства этнокультурного взаимодействия, обмена опытом, знакомства с духовно-нравственными ценностями ближних и дальних соседей. Болгар, как часть мусульманской цивилизации, взаимодействовал не только со странами и народами, принявшими ислам. Он был полиэтничным, поликонфессиональным, поликультурным городом. «Известны остатки русской слободы близ Болгара и остатки булгарских поселений близ крупных русских городов… Ученые-историки смогли получить ценные сведения о жизни народов через описания, оставленные соседями друг о друге»1. Страницу русской культуры открыл в истории Казанского края, всего Среднего Поволжья Свияжск. Так, с его строительством здесь начинают развиваться северорусские традиции зодчества. Два столетия спустя в Свияжске оставили образцы русского барокко в провинциальном стиле мастера из Украины2.
Велика была и до сих пор остается таковой сила культурного притяжения Болгара и Свияжска. По числу побывавших здесь российских и европейских знаменитостей и звучности их имен с ними могла соперничать разве что Казань. Интересный материал на этот счет содержат, например, такие подразделы учебного пособия, как «“Открытие” Болгара», «Болгар в творчестве российских художников», «Культурное притяжение Свияжска».
История, архитектурные памятники, неиссякающий духовный потенциал Болгара и Свияжска дают авторам УМК основания рассматривать их как многоплановое воплощение значимой части историко-культурного наследия, нравственно-эстетического и социально-исторического опыта народов Татарстана. Главное в этом опыте — традиции мирного взаимодействия этносов поликультурного региона, толерантности как принципа взаимоотношений между последователями разных убеждений и верований. Таковы заключенные в нем ценности, таковы уроки болгарской и свияжской историй.
К достоинствам издания следует также отнести богатый иллюстративный ряд и наличие персоналий. Цветные иллюстрации (фотографии, репродукции изображений) создают эффект присутствия читателя на территории Болгара и Свияжска в разные периоды их истории, а персоналии придают ей человеческое измерение. И то, и другое очень важно при погружении в учебный, познавательный процесс.
УМК, по определению, адресован учащимся и учителям. Первые получили интересную, осмысленную и систематизированную информацию о прошлом, настоящем, будущем Болгара и Свияжска, их месте в историко-культурном наследии народов Татарстана. Вторые, наряду с ней, — методически выверенный инструментарий организации преподавания элективного курса, целью которого является воспитание чувства любви к малой Родине, бережного отношения к ее памятникам, сопричастности к их сохранению в условиях этнокультурного и конфессионального многообразия региона. Другими словами, у достойного наследия должны быть достойные наследники. Издание поможет также всем гостям республики совершить заочную экскурсию по историко-архитектурным комплексам «Город Болгар» и «Остров-град Свияжск», приобщиться к той части ценностей нашего культурно-регионального сообщества, которую они собой представляют.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Пискарев В. И., Сафронова И. В., Фокеева И. М., Сабитова З. Х. Историко-культурное наследие народов Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск: учебное пособие для общеобразовательной школы. – Казань, 2012. – С. 28.
2. Там же. – С. 62, 68.
Роза Гиниятуллина,
кандидат педагогических наук
*В УМК вошли одноименное учебное пособие для общеобразовательной школы, методические рекомендации по изучению элективного курса, программа этого курса и контрольно-измерительные материалы на электронном носителе.