Г. Юнусова. Загид Валеевич Хабибуллин

Рубрика:
Тип статьи:
Персоналии
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
20.05.2011
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1/2 2011

Загид Валеевич Хабибуллин

Загид Валеевич Хабибуллин (1910-1982) — один из самобытных татарских композиторов старшего поколения. Сирота, воспитанник детского дома, беспризорник, мальчик в чайхане, участник воровской шайки — вот некоторые вехи его трудного детства. Постепенно он сумел добраться из Оренбургской области (место рождения — г. Орск) через Актюбинск и Ташкент в Казань, чтобы учиться игре на скрипке в Казанском музыкальном техникуме. Затем занятия продолжились в Татарской оперной студии при Московской государственной консерватории, но уже по классу композиции. Вернувшись в Казань, З. Хабибуллин работал в различных театрах, филармонии и радиокомитете. Он увлекался концертной деятельностью. В свое время сложился замечательный дуэт двух импровизаторов — композиторов З. Хабибуллина (скрипка) и А. Ключарева (фортепьяно).

Загид Хабибуллин — автор различных популярных произведений, прежде всего песен. Это лирические «Сагыну» («Томление») и «Бормалы су» («Извилистый ручеек»), детские «Карлыгач» («Ласточка») и «Карга» («Ворона»). У него есть песни с инонациональным колоритом — «Казах кызы сөйгәнем» («Любимая девушка-казашка»), «Казах дустыма» («Другу — казаху»). Среди других сочинений, полюбившихся татарскому слушателю, — «Поэма» для скрипки и фортепьяно, балет «Заколдованный мальчик».

Ниже публикуется ряд архивных документов, раскрывающих жизнь и творческую деятельность композитора.

 

№ 1. Автобиография Хабибуллина Загида Валеевича

26 мая 1950 г.

Хабибуллин Загид Валеевич. Родился в 1910 году в гор. Орск Чкаловской обл[асти] в семье батрака. Отец и мать умерли в 1919 году от тифа, а меня 9-ти летнего мальчика отдали в детдом. Пробыл в детдоме до 1921 года, откуда меня взяли на воспитание, затем, потеряв и этих воспитателей (умерли), я был вынужден уйти с группой ребят беспризорничать. В 1924 году я от беспризорных ушел, приехав в гор. Актюбинск поступил на работу мальчиком в чайную. В 1927 году, приехав в гор. Казань, поступил учиться в муз[ыкальный] техникум по классу скрипки. Окончив муз[ыкальный] техникум в 1932 году, поступил на работу в Тат[арский] гос[ударственный] акад[емический] театр солистом-оркестрантом. В этом же году работал в Тат[арском] гос[ударственном] раб[очем] театре муз[ыкальным] рук[оводителе]м. Проработав 2-3 года, в 1935* году уехал в Москву. Поступил учиться в Тат[арскую] гос[ударственную] опер[ную] студию по кл[ассу] композиции у проф[ессора] М. Ф. Гнесина и проф[ессора] Г. И. Литинского.

Окончив по кл[ассу] композиции студию, вернулся работать в 1940 году, и до сего времени работаю композитором и скрипач-солистом.

З. Хабибуллин (подпись).

НА РТ, ф. Р-7057, оп. 1, д. 159, л. 57-57 об.

 

№ 2. Характеристика композитора Хабибуллина Загида Валеевича

12 мая 1950 г.

г. Казань.

Композитор Хабибуллин З. В. принимает самое активное участие в музыкальном радиовещании Комитета радиоинформации при Совете Министров ТАССР и как композитор, и как скрипач-исполнитель татарских народных песен, беспрерывно с 1939 года.

Хабибуллин Загид Валеевич хорошо знает татарскую народную музыку и с большим мастерством, глубоко чувствуя все тонкости народных песен, исполняет их на скрипке в народном стиле. Для его игры характерны большой темперамент, большая выразительность.

Как композитор Загид Хабибуллин откликается на большие события нашей страны, в направленных, актуальных передачах первыми звучат его массовые песни.

После исторических решений февральского пленума ЦК ВКП(б) о поднятии сельского хозяйства, Хабибуллиным были созданы песни «Пахари», «Бригадирша Гульниса», которые вошли в золотой фонд татарской советской песни.

Загид Хабибуллин много работает по созданию песен для детей. С присущей ему проникновенностью он пишет специальную музыку для литературно-драматических передач. Одной из удачных таких работ можно указать на музыку к передаче «Детство поэта» по поэме Сибгат[а] Хакима, к радиопьесе «Дневник души» Г. Насрый.

Загид Хабибуллин принимает активное участие в общественных мероприятиях, проводимых редакцией музыкального вещания — выезды с концертами к передовикам сельского хозяйства, в вечерах встречи с радиослушателями, проводимых на промышленных предприятиях Казани.

Председатель комитета Радиоинформации при Совете Министров ТАССР М. Долгов (подпись).

Руководитель художественного вещания З. Хайруллина (подпись).

НА РТ, ф. Р-7057, оп. 1, д. 159, л. 106-106 об.

 

№ 3. Творческая характеристика на члена Союза Советских композиторов Татарской АССР Хабибуллина З. В.*

Имя Захида Валеевича Хабибуллина широко известно в Татарии и др[угих] автономных ССР Поволжья и Прикамья. За 20 лет своей творческой деятельности Хабибуллин создал свыше ста массовых и лирических песен, некоторые из которых стали подлинно народными (лирическая песня «Сагыну» и др.). Вокальное творчество Хабибуллина ярко, динамично и самобытно, при большой интонационной близости к татарской народной песне. Привлекательной особенностью Хабибуллина является его творческая активность. За годы Великой Отечественной войны и после нее Хабибуллин написал ряд песен («Песня о Сталине», премированная на республиканском конкурсе [в] 1946 г., «Песня пахарей» и др.), сильно и выпукло обрисовывающих образы и темы нашей современности. Идейность, чувство советского патриотизма, присущие творчеству Хабибуллина, не раз положительно отмечалась общественностью Татарии.

Кроме песен, романсов и детских песен (частично опубликованных в местной и центральной печати) З. Хабибуллин известен как автор удачных и содержательных инструментальных пьес («Поэма» для скрипки и ф[ортепиа]но и др.). Самобытный скрипач, З. Хабибуллин много сил и времени уделяет собиранию, художественной обработке и исполнительской пропаганде татарской народной песни, приобретая в этом отношении заслуженную популярность.

Дальнейший творческий рост Хабибуллина возможен только при условии всестороннего овладения марксистско-ленинской теорией и вузовским курсом музыкально-теоретических дисциплин, отсутствие чего в настоящее время у З. Хабибуллина заметно ограничивает его творческие возможности.

Председатель Союза Сов[етских] композиторов ТАССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР Н. Жиганов.

НА РТ, ф. Р-7057, оп. 1, д. 159, л. 107.

 

Публикацию подготовила

Гузель Юнусова,

музыковед

 

 


* В личном листке учета кадров указан 1934 г. (НА РТ, ф. Р-7057, оп. 1, д. 159, л. 13 об.).

* Дата составления не известна.

Другие статьи
Стихотворение. Перевод с татарского языка Веры Хамидуллиной
В работе дается подробный эпиграфический, лингвистический анализ татарских эпитафий 1550 и 1553 гг. сохранившихся в с. Карино Слободского района Кировской области.
Статья знакомит с вновь выявленным списком родословной Кара бека, хранившимся у профессора Рустама Байкеева.
В публикации проводится источниковедческий анализ газеты «Новая деревня»
Журнал продолжает публикацию показаний Мирсаида Султан-Галиева, начатую в прошлом номере (начало см. в № 3/4 за 2010 г., с. 113-130)
Рассматривается история мобилизации трудовых резервов в промышленности Татарской республики в 1941-1945 гг.