Е. В. Буреева. Первый республиканский фестиваль молодежи 1957 г. в системе молодежной политики ТАССР

В статье рассматривается процесс подготовки и проведения первого республиканского фестиваля молодежи в Татарской АССР в 1957 г. Это мероприятие проходило в период сложной международной обстановки, которая усугубилась событиями в Венгрии в 1956 г., что имело свои последствия в строгой регламентации репертуарного материала. Однако установленния жесткого контроля со стороны партийных органов республики над комсомолом не произошло, ввиду того, что все внимание обкома было сосредоточено на подготовке Декады татарской литературы и искусства в Москве, проходившей в это же время. Комсомольская организация, и в первую очередь студенчество, проделали большой объем работы, самостоятельно решая финансовые и организационные вопросы. Однако, возникли определенные трудности с привлечением некомсомольской молодежи, особенно в сельской местности. Документы райкомов ВЛКСМ наглядно свидетельствуют, что слабые и малочисленные комсомольские организации не смогли организовать отборочные мероприятия. Обозначилась проблема активного привлечения молодежи в комсомольские организации и поиска новых механизмов воздействия. В период подготовки к фестивалю силами молодежи в городах и районах республики во время субботников были построены и отремонтированы стадионы, дома культуры, библиотеки, спортивные площадки, хозяйственные объекты, парки и скверы. Большое количество юношей и девушек впервые посетили Казань, окунувшись в атмосферу большого города. Период подготовки к фестивальным мероприятиям выявил сильные и слабые стороны комсомольской организации, что привело к необходимости поиска новых форм и механизмов работы как внутри комсомольской организации, так и с самим комсомолом.
Тип статьи:
Научная статья
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
05.11.2020
Приобрести электронную версию:
0 руб.
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 1 2020
Ознакомительная часть статьи

Фестивальное международное молодежное движение начало свой путь сразу после Второй мировой войны. Это сложный период военно-идеологического противостояния двух политических блоков. Исследователи молодежного движения отмечают, что молодежь, в первую очередь студенческая, становится активным участником политических процессов в послевоенный период. «Дух “холодной войны” был привнесен и в среду международного молодежного движения, который проявился в активизации консервативных и откровенно правых сил»1.

Инициатором и организатором проведения международных фестивалей выступили Всемирная федерация демократической молодежи (ВФДМ), образованная в 1945 г., и Международный союз студентов (МСС), созданный в 1946 г. Однако внутри этих организаций постепенно усиливается раскол, и правое крыло, объединившее большую часть западноевропейских стран, в послевоенный период приобретает ярко выраженную антисоветскую идеологическую направленность.

Международные фестивали, сохраняя главную идею борьбы за мир и дружбу, становятся своеобразной площадкой пропаганды идеологий. Страны Восточной Европы выступают основным местом проведения молодежных фестивалей. Путь молодежного фестивального движения начался в 1947 г., когда 25 июля в Праге открылся I Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В нем приняли участие 17 тысяч юношей и девушек из 71 страны мира2.

В 1957 г. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов принимала Москва. Он прошел под лозунгом «За мир и дружбу» с 28 июля по 11 августа 1957 г. Это был самый массовый фестиваль за всю его историю: гостями столицы нашей родины стали 34 000 человек из 131 страны мира3.

Сложность международной обстановки в преддверии открытия Московского фестиваля отмечает Роберт Хорнсби: «Открываясь менее чем через год после того, как советские военные действия в Венгрии значительно оттолкнули многих людей, которым были симпатичны социалистические идеи, включая большое количество молодых людей внутри самого СССР, позитивные отклики на фестиваль определенно представляли собой внушительное достижение»4. Иностранные делегации, приехавшие в Москву с негативным настроем, были удивлены радушным приемом и большой подготовительной работой, в которой принимали участие все регионы Советского Союза.

На Московском фестивале были представлены молодежные коллективы всех республик Советского Союза. В этот период во многих из них впервые прошли республиканские фестивали молодежи и студентов как отборочный этап для проведения VI Всемирного фестиваля в Москве. Так 14‑17 июня 1957 г. в Татарской АССР состоялся первый республиканский фестиваль молодежи.

В документах Татарского обкома ВЛКСМ содержится интересная информация о подготовке и проведении первого республиканского фестиваля молодежи и студентов 1957 г. Материалы по подготовке фестиваля, справки, переписка с Татарским обкомом КПСС и ВЛКСМ позволяют раскрыть проблемы, с которыми столкнулись комсомольцы, и способы их решения.

Первоначально проведение фестиваля было запланировано на 4‑6 мая 1957 г. Однако в это время должна была проходить Декада татарской литературы и искусства в Москве, и по просьбе секретаря Татарского обкома ВЛКСМ было решено перенести фестиваль на июнь и приурочить к национальному празднику Сабантуй5. В итоге, Республиканский фестиваль проходил в три тура: первый тур – с сентября 1956 г. по январь 1957 г. – в колхозах, совхозах и предприятиях сельской местности, второй – в феврале-апреле 1957 г. – в районных центрах и городах Татарской АССР, третий тур – в Казани, в мае-июне 1957 г.6

В феврале 1956 г. был создан оргкомитет по проведению фестиваля, в который вошли секретарь обкома ВЛКСМ Д. С. Шакирзянова, председатель облпрофсовета Р. Н. Аипов, председатель республиканского комитета физкультуры и спорта П. В. Тарасов, председатель Союза композиторов ТАССР Н. Г. Жиганов, министр финансов ТАССР С. М. Шарафеев, председатель Союза художников ТАССР Х. А. Якупов, министр просвещения А. Г. Валиуллина, начальник Управления трудовых резервов ТАССР А. Ф. Скворцов.

Отбор репертуара проходил в строгом соответствии с рекомендациями, полученными из Центрального оргкомитета в сентябре 1956 г. Репертуар включал в себя две части – обязательную программу и вариативную часть. Победители конкурсов обязательной части становились участниками Московского фестиваля.

Обязательная программа должна была включать в себя: три вида танцев – классический балет, современный молодежный и самобытный национальный; 17 номеров с выступлением хора: 7 – песни с оркестром, 5 – с танцевальной группой и 7 – с баяном; выступление оркестров и ансамблей народных инструментов (обязательно баян, аккордеон и гитара); художественное чтение («произведения советских авторов с тематикой сегодняшнего дня»); эстрадные оркестры с произведениями русских, зарубежных и советских исполнителей (50 % всей программы); танцевальные коллективы, которые представят современные молодежные танцы и танцы народов СССР; эстрадно-цирковые и акробатические номера (фельетон, куплеты, конферанс, скетчи, эстрадный монолог, миниатюра, жонглирование, иллюзион, мнемотехники, акробатический этюд). Все музыкальные номера должны были включать в себя «современную обработку народных мелодий и произведений, переложение произведений композиторов-классиков, произведения современных композиторов». Главное условие – все номера должны перекликаться с сегодняшним днем7.

С 1 июня 1957 г. по радио в передаче «Говорит Казань!» начала свою работу рубрика «Столица республики в дни фестиваля». Все тексты согласовывались с обкомом ВЛКСМ, поэтому они отложились в его фондах. В передачах принимали участие члены штаба фестиваля: К. Калимонов – начальник штаба фестиваля (секретарь Татарского обкома ВЛКСМ), Т. Чижова – руководитель художественной части фестиваля, Е. Корнилов – член штаба фестиваля и другие, которые рассказывали как и где будут проходить фестивальные мероприятия.

«Е. Корнилов: Трудно передать обо всем том, как будет выглядеть в дни фестиваля наш город. Безусловно, он, как говорится, будет настоящим праздничным. Вот площадь имени Куйбышева. Ее центральная часть будет устлана ковром с национальными татарскими орнаментами.

Диктор: Простите, товарищ Корнилов, где же Вы достанете такой огромный ковер?

Е. Корнилов: Конечно, такого ковра мы нигде не достанем, да он и стоить то будет очень дорого. А мы просто прямо на асфальте разноцветными красками разрисуем татарские орнаменты, напоминающие узоры ковра»8.

В подготовке было задействовано большое количество молодежи. В 1956‑1957 гг. были проведены следующие конкурсы: среди молодежных театральных коллективов республики, смотры самодеятельности, республиканский кинофестиваль «Комсомол и в труде, и в бою впереди», фестиваль учащихся трудовых резервов, фестиваль молодых нефтяников Татарии и др.

В рамках подготовки к фестивалю силами комсомольцев в свободное время (на субботниках) проводилась «Эстафета труда, культуры и спорта». По ее итогам в 12 деревнях Кукморского района были созданы кружки художественной самодеятельности, а в шести колхозах построены клубы. В Высокогорском районе отремонтировали тракторы, а затем и весь прицепной инвентарь. Комсомольцы Фабрики кинопленки им. Куйбышева в Казани выпустили 4 млн. погонных метров пленки сверх плана, на 1,5 % снизили себестоимость продукции, что привело к экономии 2,5 млн. рублей. В честь фестиваля студенты Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина начали строить спортзал – самый большой в Казани. Все они параллельно получали рабочую специальность: 70 человек – каменщиков, 50 – штукатуров, 40 – плотников, 60 – маляров, 30 – слесарей. После фестиваля они стали основной рабочей силой стройки и к осени закончили строительные работы. Комсомольцы Казанского ветеринарного института построили молодежный студенческий городок. Комсомольцы Казанского льнокомбината специально к празднику построили своими силами спортивный городок и отремонтировали клуб. Комсомольцы-нефтяники обязались увеличить добычу нефти и снизить издержки. Ежесуточно давали по 70 тысяч тонн нефти, ввели в строй 15 прежде бездействующих скважин, на 30 скважинах начали устанавливать электролебедки.

К подготовке фестиваля активно привлекались школьники. Школьники Казани, Зеленодольска в рамках эстафеты интересных дел участвовали в озеленении города, сборе макулатуры, металлолома, ремонте школьных кабинетов. Старшеклассники школы № 10 г. Зеленодольска своими силами отремонтировали столярную мастерскую и автогараж. Учащиеся школы № 1 построили теплицу, заложили пришкольный сад, радиофицировали школу. В школе № 9 создали струнный оркестр, в школе № 6 – танцевальный коллектив. На пришкольных участках Зеленодольска для фестиваля было выращено 25 тысяч цветов. В Казани комсомольцы вырастили 150 тысяч цветов и 1 300 голубей.

Всего за период подготовки к фестивалю комсомольцы Татарской АССР высадили 1 млн. деревьев в парках и скверах, отремонтировали и построили 700 клубов и 300 изб-читален, более 20 спортивных площадок, разбили парки в трех районах Казани.

Подготовка к фестивалю использовалась руководством республики в первую очередь для решения конкретных хозяйственных задач. Силами комсомольцев в свободное время, без лишних материальных затрат со стороны государственных органов, в сельской местности были построены клубы, хозяйственные помещения, увеличилась производительность. Все сэкономленные деньги пошли на подготовку к фестивалю. Татарский обком КПСС утвердил программу фестиваля, однако материальную помощь практически не оказывал, так как все средства были израсходованы на подготовку к Декаде татарской литературы и искусства.

Интересно проходили отборочные мероприятия в вузах, домах культуры, парках, многие из которых впоследствии стали традиционными. Практически все программы включали в себя четыре части: торжественное открытие фестиваля; концерты; конкурсы, массовые игры или художественный фильм и вечером бал или танцы. Самую веселую фестивальную программу подготовили студенты Казанского государственного университета: джазовые композиции исполнил специально созданный эстрадный оркестр, поставлена юмористическая пьеса «Студенты», которую написали студенты-физики. Студенты истфилфака Казанского государственного педагогического института подготовили развлекательную программу в стихотворной форме «Хорошее настроение». При Доме медработников стали проводить вечера «Советы молодым женщинам», построенные в виде вопросов-ответов. Дом культуры «Х-летия ТАССР» начал проводить вечера молодоженов и комсомольские свадьбы. Во многих вузах Казани были созданы команды КВН.

Однако комсомольцы сталкивались с целым рядом трудностей на этапе подготовки. Партийные районные органы самоустранились, и вся подготовка легла на райкомы комсомола, которые не всегда могли найти меры воздействия. Тем более, что комсомольской молодежи в районах было меньше, чем в городах. В качестве недостатков в период подготовки фестиваля Татарский обком ВЛКСМ отметил следующие: в Агрызе праздничные мероприятия продолжались 11 часов и состояли только из номеров художественной самодеятельности; в Лениногорском и Ворошиловском районах не были украшены парки и дворцы культуры, не проводились спортивные соревнования, не было юмористических номеров.

В период подготовки фестиваля было выпущено большое количество печатной агитационной продукции: листовки и афиши, фестивальные плакаты, библиографическая справка об Индонезии, русско-индонезийский разговорник, фестивальные открытки, листовка-программа фестиваля, путеводитель по Казани, сборники молодежных песен, брошюры о жизни молодежи Татарии, сборники стихов молодых поэтов. Вся печатная продукция была на русском и татарском языках, общим числом 310 тысяч экземпляров. Такой интерес к Индонезии был вызван тем, что на VI Всемирном молодежном фестивале в Москве ТАССР выступала в качестве шефа над делегацией Индонезии. Вся печатная продукция была выпущена на бумаге плохого качества и практически без иллюстраций. Можно отметить пригласительные билеты вузов, составленные в стихотворной форме с юмористическими зарисовками.

Подготовка к фестивалю шла параллельно с подготовкой к Декаде татарской литературы и искусства в Москве, что создавало определенные финансовые трудности. Татарскому обкому комсомола приходилось средства находить самостоятельно. Смета фестиваля составила 456 тысяч рублей, а в феврале 1957 г. комсомольская организация имела только 130 тысяч Татарский обком КПСС предложил изыскивать средства самостоятельно, за счет членских взносов, субботников, сбора металлолома, макулатуры, платных концертов самодеятельности, привлекать крупные городские предприятия и горисполком. Секретарь Татарского обкома ВЛКСМ В. Горбунов писал в обком о том, что если и будут найдены средства, то в магазинах Казани невозможно купить конфетти, серпантин, воздушные шары, карнавальные маски, фанеру для стендов, не хватает бумаги для печати фестивальных афиш и буклетов9.

Специально для фестиваля в Москве было изготовлено 100 тысяч значков, которые продавали среди сувенирной продукции и раздавали участникам в дни фестиваля бесплатно. Каждому участнику подарили специально сделанный памятный платок с изображением символа фестиваля – белого голубя.

В Казань для участия в фестивале приехали 1 500 юношей и девушек из всех районов республики. Их разместили в гостиницах «Казань», «Татарстан» и общежитиях училищ и управления «Казаньстрой». Всех участников обслуживали 14 столовых в центральной части города. Участники получили талоны на питание, куда входили завтрак и обед.

Огромную работу проделали комсомольцы к открытию фестиваля. Улица Баумана (центральная улица города) была украшена на тему «Искусство принадлежит народу», площадь Первого мая – «40‑летие Советской власти», Ленинский сад – «Смеяться право не грешно, над тем, что кажется смешно».

Фестиваль открылся 15 июня в субботу. На Площади Свободы были выстроены колонны участников – 12 тысяч человек. Командующий фестивальным парадом отдал рапорт председателю оргкомитета о готовности участников к началу фестиваля. Группа молодых передовиков и спортсменов зажгла фестивальный факел под гимн Советского Союза и «Гимн демократической молодежи мира». Каждый район города представлял колонну из тысячи человек, которая олицетворяла свою идею: колонна Кировского района – идею мира и труда, Приволжского – достижения Татарии, Молотовского – дружбы народов, Ленинского – комсомола («Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»). Затем под музыку духового оркестра колонны прошли до центрального парка им. А. М. Горького, где состоялись главные праздничные мероприятия, которые начались со спортивных соревнований. В разных уголках парка были организованы выступления художественной самодеятельности, конкурсы и аттракционы. «Для тех, кто не умеет петь и танцевать, были созданы “пункты скорой помощи”, где учили петь и танцевать»10. В рамках фестиваля прошли тематические вечера встреч с врачами, научными работниками, композиторами, актерами, писателями. 16 июня вечером во всех парках и домах культуры прошли балы и карнавалы, затем все участники с факелами прошли обратный путь от Парка Горького до Площади Свободы, где состоялась церемония тушения факела и закрытие фестиваля11.

Исследователи советского молодежного движения отмечают, что VI молодежный фестиваль в Москве 1957 г. положил начало формированию новых молодежных субкультур в советском обществе, новой моды, модели поведения, заставил комсомол радикально пересмотреть свои методы работы с молодежью12.

Комсомольцы, на которых легла вся полнота подготовки к фестивалю, сами решали все возникающие проблемы, в первую очередь материальные и организационные. Партийные республиканские органы слабо контролировали этот процесс, так как занимались организацией Декады татарской литературы и искусства в Москве. Татарский обком КПСС предлагал комсомольцам самостоятельно решать возникающие вопросы. Это привело к тому, что кроме согласований сценария, они перестали обращаться в партийные органы. В качестве самостоятельной организованной группы в этот период выступило студенчество Казани, которое в период подготовки организовало эстрадные группы и команды КВН.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Володин И.А. Международное молодежное и студенческое движение: этапы большого пути // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2018. – № 6. Электронный ресурс. Режим доступа: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/837 (дата обращения: 10.11.2018).

2. Басов Н.Ф. Всемирные фестивали демократической молодежи: история и современность // Вестник КГУ. Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – № 1. – С. 200.

3. Там же. – С. 202.

4. Hornsby R.A. (2016) The Enemy Within? The Komsomol and Foreign Youth inside the Post-Stalin Soviet Union, 1957‑85. Past and Present, pp. 237‑278. On-line. Available at: http://eprints.whiterose.ac.uk/93406/ .

5. ГА РТ, ф. 15, оп. 6, д. 5027, л. 16.

6. Там же, ф. 4034, оп. 42, д. 31, л. 17.

7. Там же, л. 24‑28.

8. Там же, л. 23.

9. Там же.

10. Там же, ф. 15, оп. 6, д. 5027, л. 20.

11. Там же, л. 21.

12. Гайфуллин И.А. Социально-политическая активность молодежи эпохи Хрущева: отдельные аспекты изучения в отечественной историографии // Вестник Башкирского университета. – 2015. – Т. 20. – № 3 – С. 1138‑1140; Гвоздев С.А. Московский международный фестиваль молодежи 1957 г. (За кулисами официальных торжеств) // Ярославский педагогический вестник – 2001. – № 2 (27). – С. 25‑31; Давыдов С.Г. Музыка как системообразующий фактор молодежных субкультур в послевоенном СССР // Современная научная мысль. – 2013. – № 5. – С. 61‑68; Слезин А.А. Феномен комсомола: середина 1950‑х – первая половина 1960‑х гг.: монография / Под ред. А. А. Слезина. – Тамбов: Грамота, 2017. – С. 120.

Для получения доступа к полному содержанию статьи необходимо приобрести статью либо оформить подписку.
0 руб.
Другие статьи
Документальный материал позволяет представить особенности женской фронтовой судьбы, выделить трудности, которые выпали на долю фронтовичек, специфику адаптации в послевоенный перио
Воскресить память о войне помогают письма с фронта. На основе хранящихся в фондах Госархива Республики Татарстан военных писем от женщин-фронтовичек, адресованных Председателю През
В статье представлены документы из фонда Ш. З. Ракипова, хранящегося в Государственном архиве Республики Татарстан - переписка писателя с ветеранами Великой Отечественной вой­ны и
В статье рассматривается история образования и деятельность казанского ОКБ № 16 (Особого конструкторского бюро на авиационном заводе № 16) в сфере разработки отдельных видов вооруж
На примере театральных коллективов Среднего Поволжья, изучен вклад работников культуры в становление общественного мнения местного населения в годы ВОВ. Выявлены как единообразие,
В статье приведены сведения об особенностях вербовки военнопленных тюркских национальностей в легион «Идель-Урал», сведения о структуре, вооружении и личном составе 825‑го батальон