Е. Касимов. Татары-кряшены в зеркале фольклора и этнографических сочинений слушателей Казанских кряшенских педагогических курсов

Татары-кряшены в зеркале фольклора и этнографических сочинений
слушателей Казанских кряшенских педагогических курсов (1921-1922 гг.)
История и этнография народов Поволжья и Приуралья обогатилась в 2014 г. новым интересным документальным изданием, подготовленным совместными усилиями Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан и Чувашского государственного института гуманитарных наук. Составителями сборника Р. Р. Исхаковым и Г. А. Николаевым была проделана большая работа, нацеленная на стимулирование исследований в области истории и культуры такой этнической общности, как татары-кряшены. Несомненно, что в результате этой деятельности в научный оборот введен ценнейший этнографический материал, характеризующий повседневную жизнь кряшен с самых разных сторон.
Сборник предваряется небольшим, но емким научным предисловием, в котором авторам удалось успешно решить ряд задач. Прежде всего следует отметить, что подробно охарактеризована историография изучения татар-кряшен в Российской империи, в том числе дана оценка роли Казанской центральной крещено-татарской школы и видных этнографов Н. В. Никольского и С. Е. Малова в изучении кряшен. Освещены основные этапы развития Казанской центральной крещено-татарской школы от ее возникновения в 1863 г. до ликвидации в 1929 г., показана роль учебного заведения в изучении истории и этнографии татар-кряшен.
Сборник представляет собой тематическое научное издание по этнографии и истории кряшен и включает 125 документов, связанных с материальной и духовной культурой кряшен, отложившихся в фондах научного архива Чувашского государственного института гуманитарных наук (г. Чебоксары) и Центра письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ (г. Казань). Документы представляют собой этнографические сочинения и ответы на анкеты слушателей Казанских кряшенских педагогических курсов. В предисловии составителями сборника довольно подробно охарактеризованы предыстория создания этих документов, информационная насыщенность их содержания, особенности сочинений как исторического источника; дана оценка национальной идентичности авторов сочинений. Отмечая, что внимание авторов концентрировалось на социокультурной жизни жителей конкретных селений, Р. Р. Исхаков и Г. А. Николаев справедливо подчеркивают, что «в совокупности выполненные учащимися работы позволяют оценить общее и особенное в этнической культуре отдельных территориальных групп кряшен, оттенить единые основы их традиционной культуры».
Материалы сборника удачно распределены по шести тематическим разделам: «Религиозно-мифологические представления и бытовая культура», «Устное народное творчество», «Хозяйственные занятия и материальная культура», «Семья, община и обычное право», «История и этнография поселений», «Детство и социализация личности». Несмотря на то, что во многих документах информация в той или иной мере пересекается, такое деление по основному содержанию документов представляется оправданным, поскольку облегчает работу со сборником.
Географически сборник охватывает главным образом территорию современной Республики Татарстан, два документа относятся к Республике Башкортостан и Пермскому краю. Хронологически публикуемый материал относится к двум первым десятилетиям ХХ в., хотя в отдельных случаях в документах содержатся краткие экскурсы в более ранние периоды истории.
Археографическая обработка вводимых в научный оборот архивных материалов проведена составителями в соответствии с действующими правилами публикации исторических документов. Часть документов публикуется на татарском языке, так как, по мнению составителей, «они являются не только важными историко-этнографическими источниками, но и ценными памятниками письменного народного творчества кряшен начала ХХ в., дают представление об особенностях их языка».
Сборник снабжен именным и географическим указателями, списком сокращений и перечнем публикуемых документов, что значительно облегчает работу исследователей с книгой. Особо следует выделить такой элемент научно-справочного аппарата, как анкетные данные слушателей курсов. В них собрана информация о дате и месте рождения слушателей, владении русским, «кряшенским» и другими языками, даются ссылки на документы, авторами которых они являются. В многочисленных примечаниях раскрывается содержание исторических понятий и терминов, даются переводы слов с татарского языка.