Д. Шарафутдинов, Э. Тагиров. Об организации евразийских игр по традиционным видам спорта

Рубрика:
Тип статьи:
Разное
Язык статьи:
Русский
Дата публикации:
21.11.2011
Статья представлена в издании
Гасырлар авазы - Эхо веков 3/4 2011

Председателю комитета по культуре, науке,

                                 образованию и национальным вопросам

Государственного Совета Республики Татарстан

                                                Р. И. Валееву

 

Об организации евразийских игр

по традиционным видам спорта

Являясь исследователями истории традиционной культуры и спорта в контексте культуры мира, мы, как и многие наши земляки, гордимся тем, что наша республика признана спортивной столицей России. Знаменательно и то, что в 2013 г. в Казани будет проходить XXVII Всемирная летняя универсиада, в программу которой включена традиционная татарская спортивная борьба «курэш». Радует, что по борьбе на поясах в последние годы стали проводиться чемпионаты мира, где борцы из Татарстана неизменно завоевывают медали.

Жемчужиной традиционной культуры татарского народа является Сабантуй. В Татарстане он объявлен государственным праздником и стал общим для всего многонационального народа республики. Сабантуй рекомендован для включения в список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО, что свидетельствует о выходе древнего татарского обряда на мировую арену.

Исследователи находят в Сабантуе отпечатки героического прошлого1 и сравнивают его с древнегреческими олимпиадами2, отмечая при этом, что Сабантуй — более древний и богатый по содержанию праздник3, играющий важную роль в укреплении физического и нравственного здоровья народа, способствующий развитию народной музыки, песни, танца, поэтического творчества4.

Очевидно, что вошедшие в наследие татарского народа национальные виды спорта и игры должны использоваться эффективно, причем не только в программах локальных праздников, но и в диалоге культур Евразии с конкурсами национального искусства и спорта и приглашением молодежи из многих стран мира. Такой опыт имеется. Например, в начале 1990-х гг. в Калмыкии была организована «Джангариада», в Чувашской республике — игры тюркских народов, в Литве — Всемирные литовские игры (две последние были проведены только по классическим видам спорта).

В отличие от них, программа евразийских игр могла бы полностью состоять из основных компонентов традиционных праздников, включая Сабантуй, на которых звучали саз5, гармонь-тальянка, курай, кубыз, сурнай, думбра, проводились конкурсы чэчэнов-поэтов, конные скачки (гладкие скачки, рысистые соревнования), «пар ат» (на парных упряжках), рысью под седлом. А какой праздник обходился без перетягивания аркана, кросса, бега в мешках, бега в гору, лазания на столб (по времени), джигитовки, прыжков с палкой (шестом), борьбы на руках, стрельбы из лука, стрельбы из лука на коне6, игр верхом на коне7 (состязаний с пикой и саблей), кулачного боя, боя с мешками на бревне?! До наших дней дошли древние традиционные развлекательные игры: бег с полными ведрами воды на коромысле, «прядение шерсти», битье горшков палками с закрытыми глазами, «возьми барана» («качающееся бревно»), «монета в катыке», бег с яйцом — ложкой во рту, любимая великим татарским поэтом Г. Тукаем игра — «кузна», а также «чурэкэ», «кэшэкэ», «игры в шары», «сбор платков», «игра в ловкачи», «атаман» и др. Сведения об этих соревнованиях и играх, простейшие правила их проведения, проблемы изучения и использования изложены в монографиях8, сборнике «Халык уеннары»9, книгах Э. Х. Галеева и Я. И. Ханбикова10, Н. М. Нигметзянова11, Ф. С. Баязитовой12, М. М. Мулланурова, Л. Батыр-Булгари13, Э. Р. Тагирова, Д. Р. Шарафутдинова14, Ф. Ю. Ахметзянова, И. Б. Акишина15, Р. Ф. Ягъфарова16, З. М. Кузнецовой17, Н. Т. Колчина18, Р. Г. Кашафутдинова19, М. М. Сахабутдинова20 и др.

Организацию евразийских игр можно было бы возложить на Министерство культуры и его структурное подразделение — Республиканский центр развития традиционной культуры, Министерство по делам молодежи, спорту и туризму; создание единой классификации, простейших правил организации состязаний по национальным видам спорта — на республиканские федерации по соответствующим видам спорта. К разработке научной концепции и модели евразийских игр с конкурсами по традиционным видам искусства, на наш взгляд, можно было бы привлечь известных специалистов в этой области: Э. Р. Каюмову — кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника отдела театра и музыки Института языка, литературы и искусств им. Г. Ибрагимова АН РТ; А. Р. Еникееву — кандидата педагогических наук, доцента, заведующую кафедрой этнохудожественного творчества Казанского государственного университета культуры и искусств; Г. М. Макарова — кандидата искусствоведения, доцента Казанской государственной консерватории; Л. И. Сарварову — кандидата искусствоведения, доцента, заведующую кафедрой татарской музыки и этномузыкологии Казанской государственной консерватории; Ф. Х. Завгарову — кандидата филологических наук, доцента Казанского (Приволжского) федерального университета, директора Республиканского центра развития традиционной культуры (РЦРТК); Л. Х. Давлетшину — кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника РЦРТК; Л. Ш. Давлетшину — научного сотрудника РЦРТК; профессора, мастера спорта СССР М. М. Сахабутдинова; доцента А. Ш. Шайхутдинова; журналиста И. Г. Ильдарханова; профессора Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева Ф. Ю. Ахметзянова; доктора исторических наук, профессора Г. М. Давлетшина; докторов филологических наук М. И. Ахметзянова и Р. Ф. Исламова; доктора педагогических наук, профессора Р. А. Абзалова; академика И. Р. Тагирова; батыра по «курэшу», доктора медицинских наук, профессора Я. Х. Ибрагимова; кандидата исторических наук Т. Р. Закирова и др.

Евразийские игры по традиционным (национальным) видам спорта можно было бы, на наш взгляд, проводить по принципу Олимпийских игр: один раз в четыре года, приурочив их или к праздникам летнего солнцестояния (джиенам), или осеннего равноденствия (сюнбелю), что также способствовало бы возрождению этих древних обрядов.

Нами не поднимается вопрос о замене чем-то иным праздника Сабантуй, календарных и семейных обрядов татарского народа. Речь идет об использовании, культивировании их древних компонентов21 в масштабах евразийского пространства, обогащения содержания игр элементами национальных культур других народов Евразии.

Несомненно, проведение евразийских игр по традиционным видам спорта будет способствовать дальнейшему расширению культурных и спортивных связей народов Евразии, укоренению традиционной духовной и физической культуры в их образе жизни, укреплению межнационального согласия.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Спутник по Казани / Под ред. Н. П. Загоскина. – Казань, 1895. – 619 с.

2. Семенов Н. А. Сабантуй. – Казань, 1929. – С. 13-14.

3. Фаттах Н. С. Язык богов и фараонов. – Казань, 1999. – С. 429.

4. Шарафутдинов Д. Р. Сабантуй — образ жизни народа. Приложение к журналу «Гасырлар авазы – Эхо веков». – Казань, 1997. – С. 114; Шәрәфетдинов Д. Р. Татар барда — Сабан туе бар. «Гасырлар авазы – Эхо веков» журналына кушымта. – Казан, 2003. – 480 б.; Шарафутдинов Д. Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа. Приложение к журналу «Гасырлар авазы – Эхо веков». – Казань, 2004. – С. 127.

5. Шамси С. С. Путешествие Ибн-Фадлана на реку Итиль. – М., 1992. – С. 48.

6. История татар. – Казань, 2002. – Т. 1. – 368 с.

7. Исламов Р. Фарис ниятен ихлас берлә Тәңре юлына кылсын // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2002. – № 1/2. – С. 200-206.

8. Шарафутдинов Д. Р. Сабантуй — образ жизни… – С. 173-310; он же. Исторические корни и развитие… – С. 439-639.

9. Халык уеннары / Төз. И. И. Ганиев, автор-махсус ред. Д. Р. Шәрәфетдинов. – Казан, 1966. – 88 б.

10. Галеев Э. Х., Ханбиков Я. И. Татарские народные игры и праздники. – Казань, 1975. – С. 44.

11. Нигметзянов М. Н. Татарские народные песни. – Казань, 1984. – 240 с.; он же. Татарская народная музыка. – Казань, 2003. – 255 с.

12. Баязитова Ф. С. Татар халкының бәйрәм һәм көнкүреш йолалары (Рухи мирасыбыз хәзинәсеннән). – Казан, 1995. – 158 б.

13. Муллануров М. М., Батыр-Болгари Л. М. Сабантуй бәйрәмен үткәрү тәртибе: сцен. – Казан, 1997. – 76 б.

14. Тагиров Э. Р., Шарафутдинов Д. Р. Сабантуй в локальном и глобальном цивилизационном пространстве (Потенциал идей культуры мира в традиционных праздниках планеты). – Казань, 2004. – 48 с.

15. Ахметзянов Ф. Ю., Акишин Б. А. Армспорт в вузе. – Казань, 2006. – 164 с.

16. Ягъфәров Р. Ф. Уен — күңел бәйрәме: Татар халкының уен фольклоры. – Казан, 2009. – 160 б.

17. Кузнецова З. М. История физической культуры и спорта в Республике Татарстан. – Набережные Челны, 1999. – 304 с.

18. Колчин Н. Т. Физическая культура и спорт в Татарии. – Казань, 1969. – 124 с.

19. Кашафутдинов Р. Г. Народные (общественные и семейные) праздники казанских татар. – Казань, 1969. – 24 с.

20. Сахабутдинов М. М. Исследование самобытных средств физического воспитания татар. – Л., 1975. – 22 с.

21. Шарафутдинов Д. Р. Исторические корни и развитие… – С. 234-235; Садыкова Р., Сайфутдинов К. Свадебные обряды татар // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2008. – № 1. – С. 306-314; Шарафутдинов Д., Садыкова Р. Свадебная обрядность тюркских народов XIX в. // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2009. – № 1. – С. 300-309.

 

Дамир Шарафутдинов,

член Геральдического совета при Президенте РТ,

член Правления Татарстанского отделения

Российского общества историков-архивистов

Энгель Тагиров,

доктор исторических наук,

президент Международной гуманитарной

академии «Европа-Азия»

 

Другие статьи
В 1994 г. Архивным управлением при Кабинете Министров Республики Татарстан была разработана действующая по сей день система непрерывного архивного образования как составная часть а
Как показывает анализ, в советский период публикаторская деятельность архивов республики в виде издания сборников документов велась достаточно активно, но неравномерно.
Воздух Булгар, твой свет короткий — узкий месяц, руины, степь.
В документе, кроме пустоши, «что бывало Чаллынское городисще», фигурирует целый ряд татарских поселений округи — Чаллы, Шигизда (Шигазда), Пимер, Налгози, Мосляк (Машляк), Би-Юрт,
Татары-мусульмане поселились в Великом княжестве Литовском в конце XIV в. На протяжении нескольких столетий они сохраняли экономические, культурные и конфессиональные связи с Крымо
Польское восстание 1863 г. и либеральные реформы 1860-1870-х гг. поставили перед российским правительством вопрос об ускорении интеграции этноконфессиональных меньшинств в общеимпе